Interested Article - Игроки-XXI

«Игроки-XXI» — спектакль , поставленный на сцене МХАТ им. Чехова 60 раз в течение полутора лет . Премьера состоялась 18 февраля 1992 года . Телеверсия спектакля снята в 1993 году , аудиоверсия выпущена в 2006 году.

История

«Игроки-XXI» — один из первых в постсоветской России спектаклей, поставленных независимым объединением актёров АРТели АРТистов Сергея Юрского , которая не являлась при этом официально зарегистрированным театром . Постановка была осуществлена при поддержке руководителя МХАТ имени Чехова Олега Ефремова . Ефремов, сам предложивший Юрскому вступить в труппу МХАТа имени Чехова, но вынужденный отказать после «звонка сверху», в качестве своего рода компенсации предложил ему поставить на сцене театра любой спектакль, которым и стали «Игроки-XXI» .

Часть средств на постановку спектакля были выделены Международной конфедерацией театральных союзов , при содействии её председателя Кирилла Лаврова , часть — найдены продюсером спектакля Давидом Смелянским . Таким образом, по некоторым оценкам, именно «Игроки-XXI» — первый продюсерский проект в современном российском театре .

Репетиции спектакля начались 11 декабря 1991 года во МХАТе имени Чехова . На первой встрече актёров было принято решение, что премьера «Игроков-XXI» состоится через два месяца, после 40 репетиций. При подготовке спектакля выяснилось, что ни один из актёров, занятых в нём, не умеет играть в карты . Генеральные репетиции спектакля, начавшиеся 20 февраля 1992 года, были открытыми и собирали полные залы во МХАТе .

«Игроки-XXI» стали не только первым после национализации театров в 1919 году в стране спектаклем, поставленным не государственным репертуарным театром, а труппой, сформированной по принципу антрепризы , но и первым театральным спектаклем, билеты на который продавались по коммерческим ценам . Несмотря на это, в период спада в стране интереса публики к театру постановка пользовалась значительным зрительским и коммерческим успехом, а билеты на «Игроки-XXI» стали предметом продажи спекулянтов. .

В спектакле были собраны популярные и по-настоящему звёздные актёры, что стало одной из причин его успеха . Единственным исполнителем, не являвшимся на тот момент театральным актёром, был артист эстрады Геннадий Хазанов , уже решивший оставить этот жанр из-за его «поражения дилетантизмом» .

Несколько актёров, приглашённых режиссёром Юрским в спектакль, отказались участия в нём. Константин Райкин из-за занятости в театре « Сатирикон » отказался от роли Александра Михайловича Глова . Эту роль начал репетировать Сергей Маковецкий , однако по той же причине ушёл из проекта, не сыграв её ни одного раза . Зиновий Гердт из-за состояния здоровья и занятости отказался от роли Аркадия Андреевича Дергунова . Юрий Никулин отказался от роли Михаила Александровича Глова, так как просто не хотел играть в театре .

Важным условием успеха постановки, которым она пользовалась у зрителей, являлась неизменность актёрского состава, отсутствие какого-либо дублёров . Замена актёра была произведена лишь один раз — в связи с кончиной Евгения Евстигнеева , для которого роль Глова, сыгранная в спектакле 1 марта 1992 года, стала последней театральной работой . При этом, сам Евстигнеев был приглашён в спектакль и начал репетировать после остальных актёров. Евгений Евстигнеев сыграл роль Михаила Александровича Глова девять раз: четыре раза в спектакле и пять раз в репетиции при зрителях .

Как отмечал Геннадий Хазанов :

Поразительно, что все привнесенное в эту роль Сергеем Юрским на уровне сценария спектакля по-особому легло на внутренние процессы, происходившие с Евстигнеевым. Все рассуждения Глова о русской душе, о родительских чувствах и т. д. будто специально были включены в спектакль для Евстигнеева, словно по его предсмертной просьбе... Теперь я понимаю: в том, что последней ролью Евстигнеева была роль Глова, есть своя трагическая закономерность. И это – пусть не обижаются на меня мои товарищи по спектаклю – придало «Игрокам» особую магию и особую тайну .

Для того, чтобы не «ломать» отношения в сложившемся актёрском ансамбле «вводом» нового исполнителя «со стороны», вместо скончавшегося Евстигнеева роль М. А. Глова стал играть сам Юрский , оставшись режиссёром спектакля .

Перед премьерой спектакля 25 февраля 1992 года в его программках был опубликован шуточный «манифест АРТели АРТистов» .

Создатели спектакля

Действующие лица и исполнители

Сюжет

Место действия гоголевской пьесы « Игроки » перенесено в наши дни в Сочи, в прибрежную гостиницу «Приморская». Текст пьесы остался почти неизменным, хотя её герои переодеты в современные костюмы, а сам спектакль шёл в интерьере начала 1990-х годов , что сделало пьесу особенно актуальной для зрителей, но вызвало негативную реакцию некоторых критиков . Экономические перемены в жизни страны придали дополнительную современность языку и сюжету пьесы у зрителей, которые ещё незадолго до этого жили в реальности плановой экономики и советского строя .

Концепция оформления спектакля, реализованная художников Давидом Боровским, обладала, по словам известного критика Валерия Семеновского , «гиперреализмом» и «сверхнатуральностью», что парадоксальным образом создавало «пространство миражного быта, мнимого существования» .

Сам спектакль игрался как театральная постановка в классическом стиле. Символическая составляющая «Игроков-XXI» заключалась в связанности начала представления и его конца: появлении уборщицы гостиницы Аделаиды Ивановны (беспроигрышная колода Ихарева носила такое же имя) в самом начале пьесы и в её завершении .

Основными отклонениями сюжета спектакля от текста пьесы стало появление новых персонажей: горничной Аделаиды Ивановны, а также Аркадия Андреевича Дергунова, который у Гоголя лишь упоминается другими героями . Кроме того, в спектакль, в частности, в характер Михаила Глова, по словам режиссёра Юрского, были привнесены черты из других произведений Николая Васильевича Гоголя: « Портрет » и « Мёртвые души ». Персонаж Глова был сделан пьяницей и так как его представляли человеком, который «в рот не берёт», то это усилило линию лжи и притворства в постановке, кроме того, его также представляют «академиком», и, наконец, именно Михаил Глов, единственный из всей карточной компании, оказался человеком, всё-таки обладающим совестью .

Основной чертой и пьесы Гоголя, и поставленного спектакля является по-мнению Сергея Юрского, их многослойность:

Но есть круто замешанная ситуация тотального, многослойного, интегрального обмана. «Игроки» – это ведь означает не только «играющие в карты», но и «игруны», и «притворялы», и комедианты, и… ещё бог знает что !

Символическую многослойность спектакля относительность реальной жизни страны отметил и его продюсер Давид Смелянский :

Премьера спектакля «Игроки-XXI» состоялась 1 января 1992 года. 2 января 1992 года правительство Егора Тимуровича Гайдара отпустило цены. Экономика России начала переводиться на рыночные рельсы. Какая связь с нашей премьерой? Прямой — никакой. Но на самом деле эта связь есть, и, быть может, тогда для меня она не была столь очевидной, как сейчас .

Критика

Несмотря на коммерческий и зрительский успех, критики и некоторые актёры, восприняли спектакль резко отрицательно . Так, Валерий Золотухин после посещения спектакля написал в своих дневниках: «Это вопиющая пошлость. Мне кажется, что актерам (Филатову) стыдно эту дребедень играть. Неужели деньги?..» .

Во время гастролей АРТели АРТистов в Санкт-Петербурге в 1992 году критики отмечали, что спектакль хорошо принимали зрители, но сами высказывались в значительной степени отрицательно, называя его «несбывшимся спектаклем», «спектаклем-химерой», «спектаклем-миражом». В частности, «Игроки-XXI» характеризовались как «грандиозный провал "гладиаторов первой величины"» . Единственным актёром, удостоенным положительных отзывов петербургских критиков стал коренной петербуржец Сергей Юрский . При этом сам спектакль олицетворялся как прощание с ушедшей исторической и театральной эпохой, в котором он предстает как «трансформация идеального правительственного концерта образца 1992 года» в «капустник дурного пошиба». Утверждалось, что сам спектакль рассыпался «на эстрадные репризы и миниатюры» , а известные актёры просто используют в нём, присущий им набор штампов .

Трагические прозрения Гоголя, о которых Блок писал, что «их конем не объедешь», артельная «птица-тройка» объезжает так, что пыль стоит столбом. Театральные звезды 70-х играют, не отбрасывая тени, они словно люди без прошлого, будто не было за ними спектаклей Ефремова и Любимова. Игроки-ХХI играют, как и сами персонажи Гоголя, краплеными картами .

Режиссёр Юрский разительное противоречие между реакцией зрителей и отзывами профессиональных критиков объяснял несколькими причинами: 1) не сложившимися личными отношениями с московскими критиками после переезда в столицу; 2) раздражением критиков от слишком амбициозного манифеста АРТели АРТистов; 3) отсутствием в спектакле каких-либо «намёков и указателей», скрыто демонстрирующих, что именно придумано нового в постановке, из-за чего могло сложиться впечатление, что не было придумано абсолютно ничего; 4) восприятием спектакля как халтуры, в которой использованы простейшие декорации, а актёры играют сами себя; 5) негативным отношение к якобы высоким заработкам актёров за счёт спектакля, что, по словам Юрского, не соответствовало действительности ; 6) привычкой воспринимать постановки по произведениям Гоголя в мрачно-мистическом духе и не видеть в «Игроках» реалистической комедии .

Примечания

  1. Сергей Юрский. // Октябрь : журнал. — 2001. — № 10 . 14 апреля 2018 года.
  2. . Интернет-газета о РАМТЕ "Рамтограф" (25 декабря 2016). Дата обращения: 9 мая 2018. 30 апреля 2018 года.
  3. Подшивалов И. . 18 февраля во МХАТе им. Чехова состоялась премьера спектакля «Игроки-XXI», поставленного Сергеем Юрским по пьесе и текстам Гоголя силами созданной им АРТели АРТистов . Журнал «Коммерсантъ Власть» №108 (24 февраля 1992). Дата обращения: 25 июня 2018. 25 июня 2018 года.
  4. .
  5. Российский государственный архив кинофотодокументов . Дата обращения: 25 апреля 2018. 26 апреля 2018 года.
  6. . РИА Новости . 2010-03-16. из оригинала 26 марта 2018 . Дата обращения: 26 марта 2018 .
  7. // "Огонёк" : журнал / Материал подготовила: Ирина Хургина. — 2010. — 4 октября ( № 39 ). — С. 44 . 12 апреля 2018 года.
  8. . интернет-портал "Зеленоград.ру" . 2014-03-04. из оригинала 20 октября 2020 . Дата обращения: 26 марта 2018 .
  9. Зоя Игумнова (2017-10-02). . Известия . из оригинала 11 апреля 2018 . Дата обращения: 10 апреля 2018 .
  10. Галицкая Ольга, Алёна Карась. . "Культурный шок". Радио "Эхо Москвы". (22 августа 2015). Дата обращения: 11 апреля 2018. 12 апреля 2018 года.
  11. Радио Свобода (10 марта 2002). Дата обращения: 11 апреля 2018. 11 апреля 2018 года.
  12. Вадим Гаевский. // «Экран и сцена» : газета. — 2012. — № 20 . 26 марта 2018 года.
  13. Цывина Ирина, Гройсман Яков Иосифович. . — Нижний-Новгород: «ДЕКОМ», 1998. — 237 с. — ISBN 5-89533-014-2 . 11 апреля 2018 года.
  14. Дмитрий Быков (2008-04-08). . "Собеседник" . из оригинала 4 мая 2018 . Дата обращения: 23 мая 2018 .
  15. . Газета "Советская Россия" (13 октября 2016). Дата обращения: 11 апреля 2018. Архивировано из 11 апреля 2018 года.
  16. Цывина Ирина, Гройсман Яков Иосифович. . — Нижний-Новгород: «ДЕКОМ», 1998. — 237 с. — ISBN 5-89533-014-2 . 11 апреля 2018 года.
  17. . "Независимая газета" . 2010-03-16. из оригинала 12 апреля 2018 . Дата обращения: 11 апреля 2018 .
  18. Марина Дмитревская. // Петербургский театральный журнал. — 1993. — № 1 . 27 апреля 2018 года.
  19. Александра Машукова (2006-01-16). . "Ведомости" . из оригинала 13 апреля 2018 . Дата обращения: 12 апреля 2018 .
  20. Давид Смелянский — единственный, организатор спектакля, утверждающий, что его премьера состоялась 1 января 1992 года, в остальных источниках указывается дата — 25 февраля 1992. Смотри, например, Сергей Юрский. // Октябрь : журнал. — 2001. — № 10 . 14 апреля 2018 года. , Раззаков Федор Ибатович. Леонид Филатов: голгофа русского интеллигента. — М. : Эксмо, 2006. — 508 с. — ISBN 5-699-19275-1 .
  21. Золотухин Валерий Сергеевич. . — М. : Zebra E, 2005. — Т. в двух книгах. — ISBN 5-94663-211-6 . 14 апреля 2018 года.
  22. Ольга Скорочкина. // Петербургский театральный журнал. — 1993. — № 1 . 26 марта 2018 года.

Ссылки

  • Вадим Гаевский. // «Экран и сцена» : газета. — 2012. — № 20 .
  • Сергей Юрский. // Октябрь : журнал. — 2001. — № 10 .
  • Цывина Ирина, Гройсман Яков Иосифович. . — Нижний-Новгород: «ДЕКОМ», 1998. — 237 с. — ISBN 5-89533-014-2 .
  • // "Огонёк" : журнал / Материал подготовила: Ирина Хургина. — 2010. — 4 октября ( № 39 ). — С. 44 .
  • Раззаков Федор Ибатович. Леонид Филатов: голгофа русского интеллигента. — М. : Эксмо, 2006. — 508 с. — ISBN 5-699-19275-1 .
  • Дмитрий Быков (2008-04-08). . "Собеседник" . Дата обращения: 23 мая 2018 .
Источник —

Same as Игроки-XXI