Дом купца Габдулвалиева
- 1 year ago
- 0
- 0
До́м купца́ Игу́мнова московский архитектурный памятник, выполненный в русском стиле . Расположен в районе Якиманка на улице Большая Якиманка . Построен в 1895 году по проекту архитектора Николая Поздеева . Здание использовалось для различных нужд, с 1979 года в нём располагается резиденция посла Франции в России . Особняку присвоен статус объекта культурного наследия России .
—В 1851 году семья ярославских купцов Игумновых приобрела участок, расположенный в Замоскворечье в конце Якиманки. Земля и стоящий на ней деревянный дом, построенный после пожара 1812 года , ранее принадлежали купцу второй гильдии Николаю Лукьянову. Документы на покупку участка были оформлены на имя купчихи Веры Игумновой.
В 1888 году Николай Игумнов , директор и владелец Ярославской Большой мануфактуры , унаследовал землю на Большой Якиманке . В том же году он подал прошение о возведении каменной постройки на месте старого деревянного дома . В то время Якиманка была далеко не лучшим районом Москвы, и Игумнов мог выбрать для проживания куда более удобное и престижное место — однако он решил возводить свой дом на Якиманке, чтобы никогда не забывать, где его корни и откуда он вышел.
Для строительства особняка купец пригласил Николая Поздеева, занимавшего должность городского архитектора в Ярославле . Работавший в стиле русской эклектики , он также прославился в жанре церковного зодчества .
В 1893 году начальник проекта Николай Поздеев умер от туберкулёза . До окончания строительства в 1895 году возведением особняка руководил его брат Иван . Вместе с архитектором Петром Бойцовым Иван Поздеев также оформлял внутренние интерьеры дома .
По неофициальной версии, Игумнов потратил на возведение особняка около одного миллиона рублей. Кирпич выписывался из Голландии , а многоцветные керамические изразцы для оформления фасада были изготовлены на фарфоровом заводе Кузнецова .
После революции 1917 года Игумнов добровольно передал дом в собственность советской власти . До 1925 года в здании располагался клуб фабрики « Гознака » . В конце этого же года Генеральный секретарь ЦК ВКП(б) Иосиф Сталин распорядился открыть в доме Игумнова первый в Советском Союзе Институт переливания крови . После смерти в ходе неудачного эксперимента первого директора института Александра Богданова здание было передано в распоряжение Института мозга . С 1938 года дом Игумнова использовался для нужд французского посольства. В 1979 году после переезда посольства в новое здание канцелярии на Большой Якиманке 45 особняк стал официальной резиденцией послов Франции .
В 2007 году главное управление по обслуживанию дипломатического корпуса при МИД России совместно с посольством Франции объявили о планах реконструкции дома Игумнова . Стоимость реставрации была оценена экспертами в 20 миллионов долларов .
Реконструкция была намечена на 2008 год . В 2010-м начались реставрационные работы по восстановлению внешнего фасада и ограды здания. Сложности возникли при работе с фарфоровыми изразцами. Керамические детали фасада с незначительными дефектами реставрировались на месте, утраченные и сильно повреждённые фрагменты заменялись новыми, изготовленными по аналогам. Внешний изразцовый декор был расчищен и укреплен с помощью специальных химических составов. Участки шпиатровой кровли, не подлежащие реставрации, заменялись аналогичным по цвету покрытием из цинка-титана. По старым фотографиям были воссозданы декоративные навершия шатров кровли .
Реставрационные работы завершены в 2014 году . В рамках конкурса Правительства Москвы на лучший проект в области сохранения и популяризации объектов культурного наследия «Московская реставрация» особняк стал лауреатом в номинации «За лучший проект реставрации» .
На 2017 год в особняке проживали посол и некоторые сотрудники французской дипломатической миссии в России . Большую часть года здание закрыто для посещений. Периодически в нём проводятся официальные мероприятия или экскурсии в рамках изучения горожанами архитектурных памятников Москвы .
Дом Игумнова — последняя работа Николая Поздеева. Внешний облик и внутреннее убранство особняка сочетают в себе русский стиль и классицизм .
Фасады здания выполнены в духе русской архитектуры XVII века и передают обобщённый образ боярского терема . Наружный декор архитектурного памятника отсылает к облику ярославских церквей и собора Василия Блаженного . В стилистике особняка присутствуют элементы резьбы по дереву , белому камню, металлическая ковка и литье , живопись на сводах и элементы кирпичной фигурной кладки . Архитектурный ансамбль здания представлен островерхими шатрами , арками в форме сводов и колоннами .
Стены особняка были сделаны из красного кирпича, изразцы украшены многоцветной мозаикой , а окна окантованы московским белым камнем . Для укладки кровли использовался давленый под черепицу шпиатр и керамические детали . Узорная решетка ворот напоминает по технике изготовления просечные металлические подзоры карнизов .
Дом Игумнова выделялся отсутствием стилевого единства между внешним обликом здания и его интерьерами . Внутри особняк украшен гобеленами и мебелью XVII—XVIII веков .
В здании насчитывается около 40 комнат . У главного входа расположен аванзал с парадной лестницей и многоцветным орнаментом на стенах . На стенах Большой гостиной висят два фламандских гобелена XVII века, изображающих аллегорические сцены. Аванзал и Большая гостиная формируют начало анфилады , ведущей в Малую гостиную и Малую столовую. Последнее помещение изначально использовалось обитателями особняка как гостиная , предназначенная для приёма посетителей дочери Игумнова. Отделка Малой гостиной близка стилю Людовика XV . Помещения второго этажа оформлены в стиле модерн .
Критик Владимир Стасов высоко оценил особняк в своих письмах к писателю Льву Толстому . Тем не менее в конце XIX века искусствоведы и архитекторы негативно отзывались о последней работе Поздеева за её массивность и чрезмерную эклектичность .