Потресов, Александр Николаевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Алекса́ндр Серге́евич По́тресов ( 1902 — 1972 ) — известный советский фотограф, художник, писатель и путешественник. Старший инструктор по туризму .
Александр Потресов родился в Москве , в семье Сергея Викторовича Потресова (1870—1953) — журналиста , театрального и литературного критика, официального обозревателя Московского Художественного театра , известного под псевдонимом Сергей Яблоновский . Младший брат — Владимир Сергеевич Потресов (1910—2002), репрессированный в 1937 году и осуждённый на 8 лет лагерей , которые он отбывал на Колыме .
В 1913 , в год 300-летия Дома Романовых , отец подарил Александру его первый фотоаппарат . С этого момента А. Потресов, с самого детства живший в самом центре Москвы, в районе Арбата , практически не расставался с камерой.
В 1930-е он много экспериментировал, в частности, пытаясь создать стереоскопическую фотографию . Во время Великой Отечественной войны фототехника была конфискована, однако Потресов из отдельных деталей собрал аппарат; в семейном архиве сохранились его снимки 1941—1945 годов.
Расцвет творчества А. С. Потресова как фотографа произошел уже в послевоенные годы. Им созданы большие галереи фоторабот об архитектурных шедеврах Москвы, Ленинграда , Пскова , Новгорода , Владимира , Суздаля , Ростова . Многие его фотографии запечатлели храмы, монастыри , часовни , исторические сооружения, которые были затем уничтожены в результате борьбы с религией в 1950-е годы.
В путешествиях А. Потресов много снимал русскую природу, жанровые сцены туристского быта, пейзажи, жизнь людей.
Отдельными увлечениями были парашютный и , поэтому в творчестве присутствуют авиационные сюжеты, парусные гонки, преодоление порогов на байдарках . Экслибрисы для книг из личной библиотеки А. С. Потресова, изготовленные художником (1911—1991), изображают человека с крыльями, летящего над земными просторами .
А. Потресов возглавлял секцию пейзажа в Московском фотоклубе, где состоял с его основания, был членом жюри выставок, участвовал в работе кинофотосекции Московского клуба туристов. Неоднократно награждался дипломами за лучшие работы.
С 1956 года вместе с военным историком Георгием Николаевичем Караевым (1891—1984) А. Потресов участвовал в организованной на общественных началах археологической экспедиции Академии наук СССР по уточнению места Ледового побоища 1242 года. Основной объём работ пришёлся на 1959—1960 и 1962 годы.
Являясь старшим инструктором по туризму, А. Потресов руководил отрядами школьников 544-й и 46-й московских школ, принявших участие в работе экспедиции.
В 1967 экспедиционная работа была продолжена уже по материалам истории и географии Невской битвы 1240 года.
По результатам этих исследований были написаны две книги: «Загадка Чудского озера» (1966, 1976) и «Путём Александра Невского» (1970), получившие большую известность среди читателей, особенно молодёжи. Книги были иллюстрированы авторскими фотографиями. Оформила книги также участница экспедиции, известная художница Тамара Мироновна Рейн (1915—2000).
С самого детства Потресов жил в окрестностях Арбата. Он прекрасно знал этот значительный культурно-исторический район центра Москвы от переулка Сивцев Вражек до Никитской улицы в пределах нынешнего Садового кольца , сохранявший свой неповторимый стиль до 1960-х.
Во время начавшегося разрушения заповедного уголка Москвы фотограф жил в доме № 20 на Большой Молчановке (снесён в 1970 ). А. Потресов стал невольным свидетелем драматических событий вторжения в историческую планировку города, но ему удалось сохранить для потомков в фотографиях полностью уничтоженные в дальнейшем Собачью площадку , Кречетниковский и Дурновский переулки, многие строения, представлявшие большую историческую ценность, их архитектурные фрагменты.
Когда начался снос зданий и строительство Нового Арбата, А. Потресов в течение ряда лет создавал уникальный, полный драматизма репортаж грандиозной по тем годам эпопеи, отсняв буквально все её этапы.
Фотографии А. Потресова включены в фотоальбомы «Память России», «Памятники архитектуры Кавказа», «Псков» и многие другие. В качестве иллюстраций они вошли в книги, печатались в журналах « Пионер », « Вокруг света », « Огонек », « Наше наследие » и других.
Среди последних публикаций особое место занимает книга его сына Владимира о Старом Арбате, которую иллюстрируют около 400 уникальных фотографий А. С. Потресова. Другие издания посвящены фотолетописи Москвы, Пскова, Ленинграда:
С 15 октября по 15 ноября 2002 года в Мемориальной квартире Андрея Белого на Арбате прошла выставка фоторабот мастера «Гибель Арбата», посвящённая 40-летию строительства Калининского проспекта и 100-летию фотохудожника А.С. Потресова.
В этой экспозиции была представлена лишь небольшая часть фотографий Александра Сергеевича Потресова из репортажа 1960-х годов.