Гала́й
—
чеченcкий
тайп
, исторически проживавший в
Галанчожском ущелье
Чечни
. В научной литературе также перечисляются как отдельный чеченский тукхум
, чеченский союз сельского общества
, и наконец как чеченская субэтническая группа
. Представители данного тайпа проживают на территории современной Чечни,
Ингушетии
и
Дагестана
. В научной литературе относятся к территориальной чеченской и ингушской группе
орстхой
. Галай своим духовным центром считали аул
Акха-басса
(Галанчож)
. По генетическим исследованиям
Y-ДНК
установлено, что большинство представителей тайпа являются носителями
гаплогруппы J1
. Исторически граничат на юге с
Аьккха
,
,
Малхиста
, Кейн-Мохк, на востоке — с
Нашха
и
Терлой-мохк
, на западе — с
Ялхара
, на севере — с
Гехи
.
Содержание
Название
Согласно профессору
Л. М. Гарсаеву
, название
Галанчожского района
Чечни происходит от слов «галай» — название тайпа и «чож» - ущелье. Следовательно, галанчож переводится как «ущелье галаевцев»
.
По мнению
К. Чокаева
название Галай происходит от Гал — имя бога солнца. По его мнению, от него же происходят названия топонимов ГаланчӀож,
Галашки
, Гальерды
.
Название
Галанчож
, как предполагает археолог
В. Б. Виноградов
, означает "Ущелье жилых башен". Действительно, в районе озера разбросано огромное количество поселков с прекрасными образцами башенной архитектуры. Однако
X. Д. Ошаев
считает, что название Галанчож означает "Ущелье галаев". Галаи образовывали когда-то большой тейп (род), а в дальнейшем переселились в Ингушетию и построили село
Галашки
(это название переводится как "к галаям"). Как видно, галаи, потомки Нохчуо Турпала - легендарного родоначальника чеченцев, были прекрасными мастерами-строителями
.
История
По мнению Л. М. Гарсаева, Галанчожское ущелье издавна считалось сакральным местом для чеченского народа
.
В 2019 году на территории родового села тайпа Галанчож (Акха-басса) Чеченской Республики открылся сельская мечеть. Она сможет вместить в себя до 150 молящихся
.
После возвращения из депортации представителям галайского общества, как и многим другим, было запрещено селиться в родовых селениях высокогорного
Галайнчожского района
Чеченской республики
.
Примечания
Ахмадов Я. З.
История Чечни с древнейших времен до конца XVIII века : Пособие для изучающих историю родного края. - М. : Мир дому твоему, 2001. - с. 260. -
ISBN 5-87553-033-2
(неопр.)
Дата обращения: 29 мая 2017.
7 мая 2021 года.
(неопр.)
Дата обращения: 29 мая 2017.
6 мая 2021 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 29 мая 2017.
17 августа 2016 года.
↑
, с. 56.
↑
А. С. Сулейманов.
. — Нальчик, 1997. — С. 40. — 686 с.
А. Мамакаев.
. — Грозный, 1973. — С. 8. — 98 с.
Василий Русин.
. — Нальчик, 2008. — С. 90-91. — 672 с.
28 февраля 2024 года.
В. В. Черноус — «Современное положение Чечни--социально-политический аспект: сборник научных статей», Ростов-на-Дону, 2001, с. 6
(неопр.)
.
↑
(неопр.)
(неопр.)
. Чокаев Х. К., Чокаев А. Х., Арсанов П. M. (2014).
16 мая 2022 года.
(неопр.)
. А. Дидигов (21 октября 2019).
13 мая 2022 года.
↑
.
, с. 83.
, с. 58.
(неопр.)
. chechnyatoday (27 августа 2019).
20 сентября 2022 года.
Чокаев К. З.
Вайн мотт – вайн истори (русск. Наш язык — наша история)
(неопр.)
. — Грозный: Чечено-Ингушское издательско-полиграфическое объединение "Книга", 1991. — 192 с. —
ISBN 5-7666-0243-0
.
Чокаев К. З.
/ Ред. И. А. Ирисханов. —
Гр.
: «Книга», 1992. — 128 с.
Марковин В. И.
В стране вайнахов. — Москва: Исскуство, 1969. — 120 с.
Ссылки
Текеев И.
// «
Аргументы и факты
» / Гл. ред. М. Д. Чкаников. —
М.
: АО «Аргументы и факты», 2019. — 5 июля. —
ISSN
.
………
— отдельные народы и этнообщности (в русскоязычной
транскрипции
); И, ИЧ, Ч — разделение этнообщностей по участию в
этногенезе
современных ингушей и чеченцев;
(…) — в составе или этногенезе.
хххххх
— этнообщность указана повторно, как участвующая в этногенезе другого этнообразования на указанный исторический период.