Interested Article - Ума Дуев
- 2021-09-13
- 1
Ум(м)а Дуев ( чечен. Дуин Iума ; предп. 1809 , Зумсой , Чечня — 6 [ 18 ] марта 1878 , Грозный , Терская область ) — чеченский военачальник , мудир и наиб Северо-Кавказского имамата . Наиб Киалала ( Шароевского округа ) , близлежащих дагестанских сёл, а также Зумсоя , представитель тайпа Зумсой , участник Кавказской войны 1817–1864 . Один из руководителей восстаний Чечни и Дагестана в 1860–1861 и 1877 годов .
Биография
Родился в селении Зумсой , хутор Хилдиехарой . После падения Имамата в 1859 году, скрывался в лесах и периодически устраивал вылазки и продолжал борьбу вплоть до конца 1861 года . Несколько раз совершал паломничество в Мекку . В совершенстве владел арабским языком . Подаренная ему Шамилем шашка и печать находились в чеченском национальном музее , однако были утеряны вследствие боевых действий в 1994 году .
Абдуррахман Казикумухский , сын шейха Джамалуддина и зять Шамиля , в своих очерках особенно отмечает некоторых из наибов Северо-Кавказского имамата :
Наибов, которых здесь перечислил, я видел своими глазами несколько раз и сам знал об их положении... Среди этих наибов были такие, которые чистосердечно были преданы имаму и ради дела не жалели ни своего имущества, ни себя соблюдая среди народа, подвластного им, справедливость... Самыми справедливыми наибами в Чечне были: Шуайб, Сухаиб, Ахбердиль Мухаммед из Аварии, Талхик, Осман, Умма из Зунсы .
В письме наибу Алдаму имам Шамиль писал:
…Я убедительно отрезал кусок земли одному человеку. А этот человек – моя правая рука, считающая у себя силу в половину моей армии – Умма Дуев. Он происходит из самых высших людей по отцу и по матери. Отрезанная местность зовется «Ганза» и граничит течениями воды в Чантинские границы. А потому я дарю Умма Дуеву обозначенную землю, и чтобы никто из вверенного тебе наибства и жители Зумсоя не препятствовали владеть ему землей . ( 1840 - 1844 )
Семья и потомки
У Ума Дуева было четыре сына: Тутакх, Дада, Беци и Шамиль, а также три дочери: Халум, Сари, Тувайта . Оставшийся младший сын Шамиль совершил паломничество в Мекку , числился в списке репрессированных богословов . Внуки Магомед Тутакаев, Атаби Шамилев, Ума Умаев. Атаби и Ума так же стали руководителями восстаний против Советской власти в 20-х годах. Атаби являлся активным религиозным и военным лидером, ближайший соратник Нажмудина Гоцинского и один из организаторов восстания в Чеченской АО 1924—1925 . Приговорен к расстрелу в 1925 году, в Ростове-на-Дону .
Северо-Кавказские Восстания XIX века
Восстание в Чечне. 1860—1861 гг
В 1860 году начались волнения среди жителей верховий Аргуна. Исполнявший обязанности командующего Кавказской армией грузинский князь Григол Орбелиани докладывал в Петербург :
«Ума Дуев — занимая должность наиба при Шамиле, своей храбростью, справедливостью и бескорыстием успел приобрести общее уважение целого народа, и по многим своим качествам может сделаться главою народного восстания» .
В 1860 году отряд Байсангура и Солтамурада начали действовать в округе Ичкерии . В июне того же года Ума Дуев и Атабай Атаев возмутили Аргунское общество Зумсой . Распространяясь все западнее, охватывая Шатойские и Чантийские общества, переходя в верховья малочеченских речек Мартана , Гехи , затем подняло и Акинское общество вблизи Военно-Грузинской дороги . Уже в ноябре восстание приобрело широкий размах. В течение нескольких месяцев с переменным успехом продолжался мятеж. Ряд Аргунских и Акинских аулов были сожжены, а их жители сосланы на равнину. Полковник Туманов истребил большую часть домов зумсоевского общества. Последнее сражение произошло у Андийского хребта , где Ума пытался прорваться в Дагестан .
Ловкий мятежник (Ума Дуев — авт.) или действительно обладал необыкновенной способностью быстро менять места, или умел искусно распускать о себе ложные слухи . 1860—1861
После подавления восстания Ума Дуев скрывался со своей семьей в пещере. В очерках Абдуррахмана говорится, что они чуть не погибли от жажды и голода. Ума также потерял ближайшего сподвижника и двоюродного брата, на которого наткнулось в лесу войско, убитого из-за нежелания сдаваться. Начальник области решил выманить Уму методом «репрессий близких». Последовал арест десятки родственников и оказывание давления на жителей Аргунского округа , таким образом они уже схватили Атабай Атаева . 1861 года 15 декабря Ума Дуев явился к Мирскому в укрепление Шатой , объявив о готовности к казне с просьбой о помиловании невинных и тех, кого он вовлек в вооруженное выступление. Позже был выслан сначала в Воронеж , затем в Смоленскую губернию , под гласный надзор полиции .
Спустя 4 года, по многочисленным просьбам зумсойцев , был возвращён и избран старейшиной селения. По пути домой также посетил имама Шамиля в Калуге . Ко всему прочему, областная администрация взяла в заложники младшего семилетнего сына Умы — Даду и отправила его в Россию .
Восстание в Чечне и Дагестане. 1877—1878 гг
70-летний Ума-Хаджи Дуев, который с виду вызывал ощущение смиренного старца, во время своего поломничества в Мекку параллельно общался с Гази-Магомедом для оказания поддержки бунту. В апреле 1877 года избранный имамом Алибек-Хаджи Алдамов возглавил антироссийское восстание, а Ума-Хаджи появился среди повстанцев в Чеберлое . «Я начал так поступать, — говорил он, — потому, что увидел неправильные действия иноверцев против мусульман» . После жёсткого подавления мятежа, наступило небольшое затишье. Затем Ума-Хаджи поднял восстание в другом месте — в Зумсое . Завязалась перестрелка с милицией поручика Сервианова, не сумев сдержать натиск Умы, был вынужден просить помощи у начальника области. Лохвицкий выступил против него в Зумсой с 6 ротами пехоты, 100 казаками, охотниками и артиллерией. Со стороны Хали-Кали зашел отряд Степагова. Ума сумел отбиться, однако был ранен .
17—18 августа Ума-Хаджи Дуев с 300 повстанцами выдвинулся к аулам на реке Басс. 25—27 августа со своими повстанцами участвовал в боях на реке Басс с отрядами атамана Смекалова , в подчинении которого находились 2 батальона Куринского и Апшеронского пехотных полков , 3 сотни Сунженского казачьего полка , 7 горных орудий , ингушская сотня, 3 сотни дагестанской конной милиции и пешей дружины. 28 августа совместно с участвовал в боях у аула Элистанжи . 7 октября сражение с Ума-Хаджи в двух верстах от Шароя .
С Ума-Хаджи находились также его сыновья Беци и Тутакай, младший же Дада Зумсоевский был среди офицеров, которого отправили к Уме, дабы уговорить его сложить оружие, но затем и Дада перешёл на сторону мятежников, когда понял, что отец с братом не собираются отступать. В начале октября в Чечне войско все ближе подбиралось к зачинщикам бунта. Восстание продолжилось уже в Дагестане , туда перебрались Алибек-Хаджи, Ума-Хаджи и их сподвижники. Ума-Хаджи участвует в боях у аулов Гигатли , Агвали и Гоготль и др. В конце повстанцы укрылись в крепости селения Согратль .
«Ума показал себя настоящим царем – владыкой во время боев, человеком столь надежным для участников газавата, словно он – самый настоящий замок; личностью, обладающей твердой рукой в сражениях и войнах» .
Пленение и казнь
Во время штурма крепости был сильно ранен в плечо Ума-Хаджи, а также его сын Тутакай, который впоследствии погибнет. После очередного штурма, 3 ноября в 8 часов утра согратлинские старшины прибыли к русским с изъявлением покорности. Они схватили и выдали русским своих предводителей, в том числе и Ума-Хаджи Дуева с сыном Дадой .
4—6 марта 1878 года состоялся военно-полевой суд в Грозном . К смертной казни через повешение приговорены 12 из 17 человек, так называемые «главные возмутители», в том числе Ума-Хаджи Дуев с сыном Дадой . Ума-Хаджи ответил после объявления приговора :
Всё равно я должен когда-нибудь умереть. Умру ли от того, что вы меня повесите, или умру от какой-нибудь болезни — какая в том разница?
Осуждённым также предлагали ходатайство о помиловании на имя царя , но они отказались. Один из усмирителей восстания, присутствовший на казни писал: «Меня поразило спокойствие, с которым эти люди умирали» .
Сказывать песню поры-времени не было у меня: «Со зрячего глаза хмурым был я, С резвой ноги слабым стал я. Пришло мне время перемигиваться с вдовами, Прошло моё время перемигиваться с девушками. Рассказать ли мне вам о войнах-боях... Буду говорить вам бедного человека слово. Как мать-овца и без времени родившийся убитый ягнёнок, Друг с другом и с Богом вы не разлучайтесь: Потеряв доверие народа, Лучше по земле не ходить; Спереди пусть не накопляется к вам зависть, Сзади пусть не одолеет вас напасть; Да получите вы пользу-удачу, Как Уми, сын Ду, Как тот Уми, сын Ду, в Чинхоевском ущелье!» .
Высказывания
Абдурахман Казикумухский в своих мемуарах рассказывает: « В Киялале был наибом герой, истинный мусульманин Умма из Зунсы », он называет его также одним из самых справедливых наибов Имамата и Чечни , которые не жалели ни себя, ни своё имущество для общего блага . О чём в 1860 также докладывает командующий кавказской армией генерал и грузинский князь Григол Орбелиани .
Отражение в культуре
- Скульптура «Бюст революционера Умма-Хаджи Дуева». Ставропольский государственный краеведческий музей .
- Иллюстрация Ума Дуева, кольчуга и его форма в музее Санкт-Петербурга .
- Народная песня, написанная непосредственно после восстания Ума Дуева в 1877 году , также отражён в различных чеченских фольклорах .
- Отражение Ума Дуева в исторических романах « Долгие ночи » и «Молния в горах». Автор: Абузар Айдамиров .
- Наградная шашка и печать Шамиля в Национальном музее ЧР (исчезло), ныне находится обмундирование и биография .
- Улица имени Умма Дуева Зумсоевского в г. Грозный в период ЧРИ .
- «Однажды... Ума Дуев» // Грозный.ТВ — документальный фильм , рассказывающий о его жизни и сражениях .
- Отражён в историческом романе 2022 года «Дахаран туьха». Автор: Исмаил Акаев .
Примечания
Комментарии
- Киалала — экзоэтноним шароевского общества
- Список казённых: имам Алибек-Хаджи Алдамов из Симсира , Нурхади и Косум из Чечель-Хи , Хусейн-Хаджи из Айти-Мохка , Газурко из Турты-Хутор , Губа-хан из Гуни , Курко из Дышне-Ведено , Лорса-Хаджи из Махкеты , Митта и Дада Залмаев из Чеберлоя , Умма-Хаджи Дуев из Зумсоя и его сын Дада
Источники
- ↑ Товсултанов Р. А. . elibrary .
- ↑ . www.gazavat.ru . Дата обращения: 23 декабря 2020. 28 июня 2021 года.
- (рус.) . Правовое наследие Кавказа (Архивы Кавказа) . Дата обращения: 8 апреля 2022. 28 февраля 2021 года.
- . www.gazavat.ru . Дата обращения: 22 декабря 2020. 28 июня 2021 года.
- runivers.ru . Дата обращения: 7 января 2024.
- . ИА Чеченинфо . Дата обращения: 22 декабря 2020. 16 июля 2020 года.
- ↑ grozniy.bezformata.com . Дата обращения: 22 декабря 2020.
- Дата обращения: 31 января 2016. 27 марта 2016 года.
- chadmin. (рус.) . Чечня FREE.RU (3 марта 2019). Дата обращения: 23 декабря 2020. 8 сентября 2019 года.
- Ахмад Сулейманов. . Дата обращения: 4 апреля 2022. 28 сентября 2019 года.
- саййид Абдурахман ал-Хусайни ал-Кибуди ал-Газигумуки ад-Дагестани. . — Калуга, 1869. 20 марта 2022 года.
- . Дата обращения: 4 апреля 2022. 6 декабря 2020 года.
- ↑ . unesdoc.unesco.org . Дата обращения: 4 апреля 2022. 10 октября 2019 года.
- ↑ саййид Абдурахман ал-Хусайни ал-Кибуди ал-Газигумуки ад-Дагестани. . — 1869. 20 марта 2022 года.
- . proza.ru . Дата обращения: 8 апреля 2022. 8 апреля 2022 года.
- ИсмаIал Акаев. . — Litres, 2021-11-17. — 498 с. — ISBN 978-5-04-379249-5 . 20 июля 2023 года.
- . search.rsl.ru . Дата обращения: 6 февраля 2024.
- (рус.) . Дата обращения: 9 января 2023. 6 февраля 2020 года.
- . StudFiles . Дата обращения: 9 января 2023. 9 января 2023 года.
- ↑ . vk.com . Дата обращения: 9 января 2023.
- Ocean7. (рус.) . Chechenews (30 июля 2012). Дата обращения: 9 января 2023. 24 апреля 2022 года.
- Зарема Ибрагимова. . — Litres, 2017-09-05. — 1135 с. — ISBN 978-5-04-003703-2 . 7 апреля 2022 года.
- Джабраил Мурдалов. . — Litres, 2019-04-19. — 1088 с. — ISBN 978-5-04-165960-8 . 2 апреля 2022 года.
- ↑ «Кавказ». Газета политическая и литературная. Номер 12. 1862 год. 8 Февраля
- ↑ grozniy.bezformata.com . Дата обращения: 16 января 2023.
- . arhiv-chr.ru . Дата обращения: 28 января 2024.
- . абрек.org . Дата обращения: 14 марта 2022. 20 февраля 2020 года.
- Е. И. Кузубский. . — Рипол Классик. — 797 с. — ISBN 978-5-517-91555-9 .
- ↑ Дата обращения: 31 января 2016. 5 декабря 2020 года.
- саййид Абдурахман ал-Хусайни ал-Кибуди ал-Газигумуки ад-Дагестани. . — Калуга, 1869. 20 марта 2022 года.
- , с. 280.
- ЦГА РСО-А. Ф,12. Оп.7. Д.159. Л.1 об.
- Магомед Гасаналиев. (2009). Дата обращения: 2 апреля 2022. 2 апреля 2022 года.
- Ковалевский. Восстание в Чечне и Дагестане. 1877-1878г.
- ↑ Абакаров Магомед. . 31 января 2018 года.
- ТОВСУЛТАНОВ Р.А. .
- Makhach Musayev. . 7 апреля 2022 года.
- . instituteofhistory.ru . Дата обращения: 8 апреля 2022.
- ↑ РГИА. Ф.547. Оп.2. Д.1300. Л.84.
- Зарема Ибрагимова. . — Litres, 2022-05-15. — 1135 с. — ISBN 978-5-04-003703-2 .
- . StudFiles . Дата обращения: 9 января 2023. 9 января 2023 года.
- . drevlit.ru . Дата обращения: 16 января 2023. 18 октября 2023 года.
- Nadiia Shvaiba. . 28 января 2023 года.
- . www.facebook.com . Дата обращения: 9 января 2023. 9 января 2023 года.
- Зарема Ибрагимова. . — Litres, 2022-05-15. — 1733 с. — ISBN 978-5-04-106983-4 . 9 января 2023 года.
- . www.grozny-inform.ru . Дата обращения: 9 января 2023. 9 января 2023 года.
- Головлёв Алексей Алексеевич. // Региональное развитие: электронный научно-практический журнал. — 2017. — Вып. 5 . — С. 4 . 8 января 2023 года.
- . Facebook . Дата обращения: 28 января 2023. 28 января 2023 года.
Литература
- Дадаев Ю. У. Наибы и мудиры Шамиля. — Махачкала : ДИНЭМ, 2009. — С. 280. — 621 с. — ISBN 5914460115 .
- Муса Гешаев . Знаменитые чеченцы. — М. : Мусаиздат, 2005. — Т. 2. — С. 304—335. — 688 с. — 2000 экз.
- Исмаил Акаев. Дахаран туьха. Кхаа декъехь исторически роман. — М. : Litres, 2022-11-17. — 498 с. — ISBN 978-5-04-379249-5 .
- Саид-Ахмед Исаев. Неистовый Ума Дуев // Нохчи. — Грозный , 1999. — Т. 1.
- Зарема Ибрагимова. / Академия наук ЧР. — Litres, 2022-05-15. — 1733 с. — ISBN 978-5-04-106983-4 .
- 2021-09-13
- 1