Османоглу, Осман Фуад
- 1 year ago
- 0
- 0
Осман Майртупский (или Осман Мичикский ) — чеченский полководец , уроженец чеченского аула Майртуп , в 1859 году стал наибом округа Северо-Кавказского имамата , которой находился между реками Хулхулау и Гумс ( Большая Чечня ). Один из самых справедливых , авторитетных и храбрых наибов Имамата .
Был одним из главных наибов имама Шамиля при обороне аула Ведено — столицы имамата .
В 1859 году наиб Осман со своим отрядом предпринимал военные действия против отряда войск графа Ностица , главной целью которых было помешать переселению чеченцев , проживающих между реками Хулхулау и Гумс на равнину .
После отступления Шамиля из Чечни ушел вместе с ним в Дагестан . Осман был одним из самых авторитетных и храбрых наибов Шамиля. После падения столицы Имамата Дарго - Ведено в апреле 1859 года другой летописец Шамиля — Мухаммед Тахир — писал: «Тогда они вышли из Дарго и ночью его покинули. Таким образом, все вилайеты Чечни, один за другим, подпали под власть русских. Из жителей этих вилайетов никто не ушел с имамом, кроме одного наиба, Османа, и тех, кто был ранее с ним» .
Имам его любил за усердие при несении военной службы. Он был предан и верен имаму и религии, отличался безграничной храбростью и отвагой. Был награжден орденом с надписью «Этот почетный знак имам даровал тому, кто проявил геройство в народе» .
В чеченских селениях о нем говорят как о самом преданном, храбром и высокопорядочном наибе среди всех чеченских наибов Шамиля. Осман — один из тех, кто все свое состояние и знания отдал делу борьбы за свободу своего народа. Он был не только молодым и талантливым наибом, но и прекрасным ученым-законоведом и знатоком арабской грамматики. В юности он обучался у , Джамалудина Казикумухского и других знаменитых дагестанских ученых .
Абдурахман из Казикумуха оставил нам следующие добрые слова о нем: «Когда в Чечне дела были расшатаны (часть чеченцев подчинилась России, а часть оставалась непокорной) (вторая половина 1858 года — начало 1859 года. — Ю. Д.), а Шамиль стоял лагерем с войском в Ичкерийском лесу, этот наиб пришел к нему с сотней с лишним оседланных лошадей, захваченных при истреблении донских казаков. Шамиль подарил ему свою шашку в знак любви и уважения к нему .
Когда Шамиль покинул Чечню и перешел в Дагестан, этот наиб со своей семьей отправился с ним, но когда Шамиль поднимался на гору Гуниб, он вернул его с дороги к себе на родину, стыдясь за его большую семью и малых детей» .
К концу войны Абдурахман-Хаджи писал: «Самыми справедливыми наибами в Чечне были Шуаиб-Цонтороевский , Суаиб Эрсеноевский , Ахвердил Мухаммед , Талхиг Шалинский , Осман Майртупский и Умма из Зунсы » .