Interested Article - Садзы
- 2020-08-29
- 1
Са́дзы ( абх. Асаӡуа ), джигеты ( груз. ჯიქები ) — один из субэтносов абхазов . Племя садзов проживало на территории между Гагрой и Хостой , на территории, называемой Малая Абхазия (или же Малая Абазия).
По окончании Кавказской войны в 1864 году были почти поголовно выселены в Османскую империю . На данный момент в Турции имеется около 14 сел, населенных абхазами-садзами, говорящими на садзском диалекте абхазского языка наиболее схожем с адыгским, абазинским и бзыпским.
Общие сведения
Абхазское племя садзов проживало на территории между Гагрой и Мацестой , на территории, называемой Малая Абхазия (или же Малая Абазия), отдельные поселения или семьи жили вплоть до реки Сочи и её окрестностей. До депортации в Турцию садзы проживали в таких деревнях Абхазии :
- Хоста (Хәаста) — иное название Хамыш (Хамышь), около 40 дворов.
- Адлер (Арыдлер) — иное название Аред-кыт (Арыд-кыҭа), количество дворов неизвестно.
- Мкялрыпш (Мқьалрыԥшь) — около 40 дворов.
- Хышха (Хышәҳа) — 100 дворов.
- Багрыпста (Баӷрыԥшь) — 60 дворов.
- Цандрипш (Цандрыԥшь) — 200 дворов.
- Гечрипш (Гьачрыԥшь) — количество дворов неизвестно.
- Гагрипш (Гагрыԥшь) — количество дворов неизвестно.
- общество Чу — 150 дворов.
- общество Цвыджа — 100 дворов.
В 1864 году все садзы были поголовно выселены в Османскую империю . Лишь несколько семейств сумело избежать этой трагической участи (Мкелба, Капш, Псард и другие), их представители сейчас проживают в районе Гагры.
Садзы в Турции подразделяют себя на две группы: ахалцыс (ахалҵыс) и цвыджи (цәыџьы), эти две группы характеризуются наличием своих говоров. Своим самоназванием садзы в Турции называют «апсауа», то есть абхаз. Садзы-ахалцыс также делятся на такие группы как, хамышевцы, гагрцы, таапса и другие. Садзы говорят на так называемом садзо-абхазском языке (асаӡыԥсуа бызшәа), который от других диалектов абхазского отличается как большой долей заимствований из адыгского , так и наличием геминированных (удвоенных) согласных фонем. Консонантная система говора ахалцыс полностью совпадает с системой диалекта абжуйцев .
Ныне садзы проживают в провинции Сакарья , небольшие поселения есть также в провинции Биледжик .
История
1533 год — Согласно Парижской (грузинской) хронике — Мамиа Дадиани и Мамиа Гуриели отправились воевать морем на судах в Джикети . Первоначально победа была на их стороне, на следующий день часть воинов предательски сбежали и джики их окружили и разбили, многих воинов и дворян убили, остальных пленили. Католикосу Малакиа удалось выкупить живых и мёртвых .
В 1570-е годы Георгий Дадиани «нанял войска абхазов, джиков и черкесов» против своего младшего брата Мамиа, который, пользуясь поддержкой своего зятя , захватил княжеский трон.
В 1623 году в Гочораульском сражении Леван Дадиани с одишско-абхазско-джикским войском нанёс поражение царю Георгию III . При этом нет речи о том, что Дадиани господствует над абхазами и джиками. Источник подчёркивает, что Леван Дадиани, «достигая успеха в делах, дружил с абхазами, джиками и сванами , чтоб оказывали ему помощь».
При переводе книги Эвлия Челеби «Книга путешествий» этноним Садша передан в академическом переводе как Садз, то есть устанавливается связь между этими двумя этнонимами, и в этом контексте можно говорить о том, что в XVII веке этноним Садз упоминается в виде Садша .
Эвлия Челеби писал —
К северу, среди гор, находится Садша (Sadcha), страна, принадлежащая Сиди-Ахмед-паше; жители хорошо говорят как абхазским , так и черкесским языком ; они, числом 7,000 храбрых мужей, причисляются к черкесам .
.
Составленная в 1745 году «География Грузии» Вахушта сообщала следующее :
О Джикетии. За Абхазией , с западной стороны реки Каппетис-цкали, находится страна, которая со времени появления Багратионов (с 575 года) до сего года (1745 года) называется Джикетией; Жизнь (история) же Вахтанга Горгасала Джикетией называет страну, лежащую на северной стороне Кавказского хребта, до моря. Современная Джикетия граничит: с востока рекою Каппетис-цкали, с запада и юга Чёрным морем и с севера Кавказским хребтом. Страна эта одинакова с Абхазией своим плодородием, породой скота, порядками и обычаями народа; … . Первоначально и джики были христианами, но ныне тут христианство в забвении. Что же касается одежды, оружия и вооружения, то всё это у джиков и абхазцев такое же, как у черкесов.
Политически Джигетия до последних дней своего существования (май 1864 года) являлось частью Черкесии , и состояла из княжеских владений родов , , Амаршан , Гечба , Цанба .
- Цан — община Цан (или Цан-куадж) проживала в нескольких аулах в ущельях рек Жоэквара и Хашипсы.
- — община Гяч (Гяч-куадж) проживала в нескольких аулах территория от р. Псоу до р. Мзымта.
- Арт — община Арт в двух аулах на Адлерском мысе.
- Маршан — община медовеевцы, куда входило три племени:
Все эти горные общества объединялись названием адыгского (черкесского) происхождения — мдажьуи (варианты — мудавей, мдавей, медозюй), медовеевцы (русский).
По окончании Кавказской войны с Россией в 1864 году практически все садзы (джигеты) были истреблены, оставшихся выселили в Османскую империю .
Малые общины
Были известны и более мелкие джигетские общины (субэтнические группы, племена) и община .
Также были известны ещё два горных джигетских общества: Чужи на реке Худапсы (Кудепста) и Чуа по реке Мца (Мацеста), в среде которых было распространено самоназвание «абадзе». На побережье от Хосты до Сочи включительно (как и в горах) джигеты жили смешанно с убыхами. Среди приморских джигетских обществ, называвшихся чаще всего по фамилии князя или дворянина, известны такие как Арт (Арткуадж) на реке Худапсы; Аред, Арт близ устья Мзымты на мысе Адлер (от турецкого (Артлылар); Геч (Кеч, Кяч), Геч-куадж (правый берег реки Псоу, вблизи устья); Цан (на реке Хашупсе); Баг, в долине реки Бегерепста, недалеко от Гагры, Багрипш был последним джигетским селением на границе с Абхазией.
Интересные факты
- Встречающееся в историко-этнографической и отчасти лингвистической литературе название сахдов — «Садз», «Sadz» ( к примеру у П. К. Услар ) отсутствуют в текстах, записанных у Тевфика Эсенча . В данном случае путаница связана с неправильной передачей лабиальной фонемы, отсутствующей в европейских языках.
- Истории садзов и убыхов посвящён роман-историческое исследование Б. Шинкуба — «Последний из ушедших».
- Издавна у садзов, как и у остальных абхазов, почитается гостеприимство. Существуют различные жесты вежливости по отношению к гостям, к примеру, за столом им обязательно нужно предложить красное вино, которое гостям и хозяевам всегда наливают из разных ёмкостей. Кроме того, необходимо надеть обувь до того, как порог дома переступят сами гости, которых, между тем, просить разуваться не принято. У каждого владельца поместья во дворе обязательно должно быть возведено небольшое помещение с единственной комнатой, в которой гости смогут переночевать. Также, следуя правилам приличия, посещать семью не принято во время сна любого из их детей.
- Истории садзов и убыхов посвящён роман-историческое исследование Б. Шинкуба — «Последний из ушедших».
Примечания
- . Дата обращения: 21 июня 2012. 20 июля 2019 года.
- Перевод под редакцией абхазского учёного Ю. Анчабадзе, Институт Этнографии РАН
- Дата обращения: 5 мая 2014. 25 июня 2014 года.
- . Дата обращения: 21 июня 2012. 18 января 2010 года.
Литература
- Алексеева Е. П. О происхождении абазин и расселения их в средние века. // Проблемы этнической истории народов Карачаево-Черкесии . Черкесск, 1980.
- Анчабадзе З. В. Из истории средневековой Абхазии . Сухуми, 1959.
- Анчабадзе Ю. Д. Абаза. (К этно-культурной истории народов Северо-Западного Кавказа). КЭС, 1984, т. 8.
- Анчабадзе Ю. Д., Волкова Н. Г. Этническая история Северного Кавказа XVI—XIX вв. // Материалы к серии «Народы и культуры» . Выпуск XXVIII. «Народы Кавказа». М., 1993. Книга 1.
- Волкова Н. Г. Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа . М., 1973.
- Инал-Ипа Ш. Д. . — М. , 1995. — 286 с.
- Чирикба В. А. Садзский диалект абхазского языка и его говоры. // Ш. Д. Инал-ипа. Садзы. Историко-этнографические очерки. Издание второе. Сухум, 2014, с. 274—374.
- 2020-08-29
- 1