Власёнок, Галина Владимировна
- 1 year ago
- 0
- 0
Галина Владимировна Адеркас ( Адеркас-Богуславская, Бугославская ; 22 июля [ 3 августа ] 1899 , Никольск-Уссурийский — не ранее 1940 ) — советская певица хора и, возможно, артистка цирка, известная в первую очередь тем, что в молодости позировала для знаменитой картины Бориса Кустодиева « Купчиха за чаем ».
Принадлежала к старинному прибалтийскому баронскому роду Адеркас .
Училась в Владивостокской, а потом в Хабаровской женской гимназии, которую окончила в 1915 году. В 1917 году поступила в медицинское женское учреждение — Петроградский женский медицинский институт , что следует из её личного дела , хотя из воспоминаний о её соседях по дому семье Кустодиевых складывается впечатление, что это был институт в Астрахани.
Увлечение музыкой увело её в другую сферу. Ещё будучи студенткой, Галина начала выступать на концертах в составе музыкально-драматической труппы Свирского культстроя. Ну а на 4-м курсе бросила институт, уехала в Москву и поступила в Сокольническую музыкальную школу на отделение вокального искусства. Дальше — труппа Московского театра камерной оперы, музыкальная редакция Всесоюзного радиокомитета, Всесоюзное гастрольно-концертное объединение.
Обладательница меццо-сопрано, в советские годы пела в составе русского хора в Управлении музыкального радиовещания Всесоюзного радиокомитета , участвовала в озвучивании фильмов, но большого успеха не добилась.
Встречается ошибочное написание её фамилии как «А н деркас» и утверждение, что она была певицей Большого театра.
Исследователь Владимир Перепеченко, найдя её дело в РГАЛИ в 2023 году установил, что Галина был замужем с 1935 года. Её муж Сергей Алексеевич Бугославский (Богуславский) — ученый, историк древнерусской литературы и музыкальный деятель, композитор и музыковед. Проживали по адресу: г. Москва, Трубниковский переулок, 26. . Перепченко указывает, что с цирком она не была связана , несмотря на то, что в Рукописном отделе Пушкинского Дома хранятся рукописные воспоминания за авторством Г. В. Адеркас (инициалы не развернуты), озаглавленные «Цирк — это мой мир…» (Ф. 501, оп. 4, ед.хр. 11) .
Последняя информация о Галине Адеркас — в Выписке из приказа № 133 от 26 мая 1940 года: «За тщательную подготовку полноценной художественной программы [к] исторической дате — 100-летия со дня рождения П. И. Чайковского — объявляю благодарность т. Адеркас Г. В. Управл[яющий] ВГКО Фалковский».
Как сложилась её судьба после 1940 г. — неизвестно; из Центрального архива ФСБ на запрос Перепеченко сообщили, что «сведениями о применении репрессий в отношении Адеркас (Бугославской, Богуславской) Галины Владимировны не располагают». Главный информационно-аналитический центр МВД ответил, что «по имеющимся архивным документам установлено, что Центральный архив МВД России архивных материалов в отношении Адеркас (Бугославской, Богуславской) Галины Владимировны, 1899 года рождения, на хранении не имеет и какими-либо сведениями в отношении указанного лица не располагает». .
Летом 1918 года в Астрахани Кустодиев приступил к исполнению на полотне своего давнего замысла. Художник решил сделать центром новой работы женщину, такую крупную, как « Красавица » ( Государственная Третьяковская галерея ), и такую же монументальную, чинно сложившую руки и стоящую над городом, как «Купчиха» ( Государственный Русский музей ) 1915 годов.
Примечательно, что в реальной жизни у Кустодиева был один вкус, а в живописи — другой. Моделями для его купчих часто были представительницы интеллигенции, дородные женщины. Сам Кустодиев не был поклонником такого типажа, да и жена его, , не обладала пышными формами, будучи хрупкой, неброской внешности. В связи с этим Кустодиев отмечал, что «худые женщины на творчество не вдохновляют» .
Начав набрасывать фон для новой картины, одновременно Кустодиев поделился своими раздумьями о женщине пышной и цветущей натуры с женой, попросив её помочь с поиском модели .
Нужная натурщица нашлась довольно скоро, причём жила она в том же подъезде, что и Кустодиевы , на шестом этаже (как вспоминала дочь художника Ирина, двумя этажами выше) . Её привела в мастерскую жена художника.
Галина Адеркас, в ту пору студентка-первокурсница медицинского факультета , была наслышана о своём соседе, охотно согласилась позировать для картины и даже гордилась этим . Хотя Кустодиев уже работал, сидя в инвалидной коляске, картину он написал довольно быстро, за несколько дней .
Кроме итоговой картины маслом сохранился предварительный набросок Адеркас, по которому видно, что она была не так плотно сложена, как женщина на финальном полотне.
В 1973 году описание модели «Купчихи» оставил в своих воспоминаниях её сверстник и тоже сосед Н. Л. Бубличенко, по его словам Кирилл Кустодиев, разбирая архив отца, показывал ему «небольшой рисунок — набросок Гали Адеркас лежащей».