Interested Article - Урбинский диптих

«Портрет Федериго да Монтефельтро и Баттисты Сфорца » — знаменитый парный профильный портрет периода раннего итальянского Возрождения работы Пьеро делла Франческа , изображающий урбинского герцога и его жену. Эта картина является произведением, в котором нашла своё высшее выражение эстетика ренессансного профильного портрета .

Картина

Это произведение — синтез флорентийской и североитальянской традиции портретного искусства середины XV века , обогащенный творческим использованием колористических достижений нидерландской живописи .

Идеально-типизирующее сочетается здесь с жизненностью и конкретностью, жанр придворного портрета получает яркую гуманистическую интерпретацию. Эти профили модели на фоне ландшафта (нерасторжимо связанные с изображениями их героического триумфа на обороте) — стали символом новой эпохи. «Открытие мира и человека» тут выступает через призму ренессансного идеала индивидуальной личности. Гращенков указывает, что «это произведение, и в формальном, и в идейном отношении — самое значительное из всего, что было создано итальянскими портретистами Раннего Возрождения».

Объединив изображения супругов в диптих , художник следовал старому обычаю нидерландских портретистов , наверняка знакомых итальянским (традиция идет от расположения семейных донаторских портретов на створках алтаря). Пьеро также был знаком обычай расписывать оборот портрета, но до него сюжеты таких росписей ограничивались орнаментально-геральдическими мотивами и эмблемами. Соединение профильного портрета с аллегорией и латинской надписью — прямой аналог медальерного искусства . В портрете ощущается влияние стиля профильных портретов Пизанелло , в том числе и медальерных. Так, например, его медаль «Альфонсо V Арагонский» , как и эти портреты, на обороте имеет изображение триумфов . Пейзажный фон ранее использовали нидерландцы, а вслед за ними Филиппо Липпи, но у них он оставался всего лишь деталью композиции, видом через окно. Художник синтезирует медальерный принцип 2-хсторонней композиции с пленэрным изображением пространства (которое он умел создавать в своих фресках и алтарных картинах), и таким образом приходит к художественному решению, которое радикально меняет всю «медальерную» традицию живописного профильного портрета.

В этом диптихе пейзажный фон весьма важен. Человек господствует над природой, портретные образы полностью освобождены от религиозного духа, который присутствует во всех донаторских портретах Пьеро, эта картина — настоящий продукт светской гуманистической культуры. Портретные профили безраздельно господствуют над пейзажным пространством. Головы возвышаются над линией горизонта, и такое сочетание вроде бы противоречит всей природе профильного портрета, который всегда тяготел к плоскости. Но художник не снимает этого противоречия, а извлекает из него новые возможности в интерпретации. Этому во многом способствует новая техника масляной живописи, воспринятая из Нидерландов. Пьеро заменяет декоративный цветной фон пейзажным и таким образом завоевывает «третье измерение», не прибегая к каким-то композиционным ухищрениям. Помещенные в воздушную среду портретные профили из плоского барельефа становятся иллюзорно-округлыми и уподобляются живым. Светотень позволяет моделировать объем. Пейзаж полон подробностей — дорога среди полей, стены и башни города, паруса на озере, далекая гряда пологих холмов. Это местность, видная из окон урбинского дворца .

В настоящий момент створки диптиха расставлены слишком широко, первоначально они могли отделяться лишь узкой перемычкой или даже соприкасаться вплотную, так как пейзажи на обеих сторонах картин, составленные вместе, образуют единую панораму. В картине воплощена идея антропоцентрической гармонии, человек царит над окружающим пространством: государь над своими землями, а homo sapiens — над природой.

Очертания профилей согласованы с пейзажными фонами и ритмически и колористически — каждая линия головы получает свой ритмический «отклик» в очертаниях ландшафта, а цвета фигуры — в красках пейзажа.

Оборотная сторона

На оборотной стороне диптиха изображены триумфы Федериго и Баттисты. Этот древнеримский обычай стал весьма популярным в Ренессанс, такие театрализованные представления сопровождали всевозможные празднества. В программу входили различные торжественные въезды в город на колесницах и многолюдные шествия с костюмированными людьми (олицетворения языческих богов, полководцев, добродетели). Тема изображения была чрезвычайно популярна — см. Триумфы . Пьеро делла Франческа изобразил Федерико как победоносного полководца в стальных латах и с жезлом в руке на колеснице, запряженной восьмеркой белых коней. Позади него стоит крылатая Слава, которая венчает его лавровым венком, у его ног — 4 Добродетели (Справедливость, Мудрость, Сила, Умеренность), впереди — фигура Амура. Баттиста едет в повозке, запряженной парой единорогов (символ невинности и чистоты), она держит в руках молитвенник, её сопровождают 3 христианские добродетели (Вера, Надежда и Милосердие), тот же смысл имеют 2 фигуры за её спиной. Трактование этих изображений — союз добродетелей, украшающих доблестного мужа и верную жену, связанных узами любви земной и небесной, и сознающих свой высший долг перед людьми и Богом.

Повозки двигаются навстречу друг другу, а внизу начертаны длинные латинские надписи, которые взывают к памяти потомков:

Тот славен едет в блестящем триумфе, кого,
равного высоким князьям, прославляет достойно
вечная слава как держащего добродетелей скипетр.
Та, которая в счастье придерживалась правил
великого супруга, на устах всех людей,
украшенная славой подвигов

См.также

Примечания

  1. Гращенков В. Н. Портрет в итальянской живописи Раннего Возрождения. — М. , 1996. — С. 211.
  2. Гращенков В. Н. Портрет в итальянской живописи Раннего Возрождения. — М. , 1996. — С. 209.

Литература

  • Pietro Allegretti, Piero della Francesca , collana «I classici dell’arte», Milano, Rizzoli/Skira, 2003, pp. 148—155.
  • Birgit Laskowski, Piero della Francesca , collana Maestri dell’arte italiana , Gribaudo, Milano 2007. ISBN 978-3-8331-3757-0
  • Silvia Blasio (a cura di), Marche e Toscana, terre di grandi maestri tra Quattro e Seicento , Pacini Editore per Banca Toscana, Firenze 2007.
  • AA.VV., Galleria degli Uffizi , collana I Grandi Musei del Mondo , Scala Group, Roma 2003.
  • Baldassare Castiglione, Der Hofmann (Libro del Corteggiano [1528]). Lebensart in der Renaissance. Aus d. It. Von Albert Weselski. Berlin 1996.
  • Carlo Bertelli, Piero della Francesca. Leben und Werk des Meisters der Frührenaissance. Köln 1992. ISBN 3-7701-3058-8
  • Bernd Roeck, Andreas Tönnesmann , Die Nase Italiens. Federico da Montefeltro, Herzog von Urbino. Berlin 2007. ISBN 978-3-8031-2558-3
Источник —

Same as Урбинский диптих