Interested Article - Портрет мадам Икс

«Портрет мадам Икс» ( фр. Portrait de Madame X ) — портрет парижской светской красавицы Виржини Готро , написанный американским художником Джоном Сарджентом в 1884 году.

На картине изображена дама в чёрном вечернем платье с бретельками из драгоценных камней. На первоначальной версии картины одна из бретелек была кокетливо спущена. Портрет характеризуется контрастом между бледной кожей с тёмным платьем и фоном.

История

Портрет был написан не по заказу мадам Готро, а по просьбе Сарджента , который впервые увидел её в 1881 году, был поражён красотой и через друга попросил у Вирджини Готро позволения написать её портрет . Сарджент рассчитывал, что эта картина привлечёт большое внимание на предстоящем Парижском салоне и вызовет интерес потенциальных клиентов. Хотя мадам Готро уже отклонила несколько подобных просьб, она согласилась на предложение Сарджента в феврале 1883 года , возможно, потому что художник был таким же экспатриантом , как и она сама, и оба они нуждались привлечении внимания для достижения более высокого статуса во французском обществе .

Работа зимой 1883 года продвигалась медленно из-за бурной общественной жизни мадам Готро и того, что она не обладала усидчивостью модели, которой необходимо в течение долгого времени позировать художнику. По её предложению Сарджент посетил имение Готро в Бретани в июне 1883 года, где сделал серию набросков карандашом, акварелью и маслом . После этой поездки сохранилось около 30 рисунков, представляющих мадам Готро в различных позах. Этюд маслом «Мадам Готро пьёт тост» ( Музей Изабеллы Стюарт Гарднер ), так же как и окончательный портрет, изображает Вирджини Готро в профиль с обнажёнными руками на тёмном фоне, однако написан в более вольном стиле, чем «Портрет мадам Икс». В провинции работа над портретом продвигалась не быстрее, чем в Париже, так как мадам Готро и здесь вела напряжённую общественную жизнь, постоянно принимала гостей. Сарджент жаловался на её «красоту, которую невозможно изобразить, и безнадёжную лень» .

Для окончательного варианта портрета Сарджент выбрал для Готро позу, когда корпус развёрнут к художнику, голова повёрнута в профиль, а правая рука выдвинута назад и опирается на низкий столик. Так создавалось напряжение, позволявшее подчеркнуть элегантные контуры модели . Даже после выбора композиции работа шла медленно, лишь к осени портрет был близок к завершению .

До завершения работы над картиной Вирджини Готро была очень воодушевлена и уверена, что портрет окажется шедевром . Первый показ в Парижском салоне под названием «Портрет мадам ***» в 1884 году вызвал скандал и шок у публики. Намерение художника сохранить анонимность модели было безуспешным. Любому представителю французского высшего общества было ясно, что на картине изображена мадам Готро. Подчёркнутая бледность кожи модели и розовый оттенок её уха были восприняты как намёк на косметику, применение которой считалось признаком вульгарности и дурного вкуса в высшем свете и ассоциировалось с женщинами низкого социального положения. Мать Готро потребовала у Сарджента убрать портрет с выставки, однако он отказался . Сразу же после показа в Салоне картина стала объектом насмешек в бульварной прессе. Её называли новой моделью для туза пик, намекая на очертания верхней части платья. Появились карикатуры на тему портрета.

Сарджент в своей мастерской, ок. 1885

Позже художник переписал бретельку платья, подняв её на плечо и сменил название на «Портрет мадам Икс», чтобы сделать картину более безличностной и загадочной, однако ситуацию это уже не спасло. Реакция публики обернулась разочарованием как для модели, так и для художника. Мадам Готро была унижена скандалом. Карьера Сарджента, которую он тщательно выстраивал в парижском обществе, была разрушена , богатые клиенты отменили все свои заказы, и художник был вынужден в скором времени переехать в Лондон , а затем в США , где прославился как талантливый портретист и написал портреты президентов и известных бизнесменов.

Сарджент выставил «Портрет мадам Икс» сначала в своей парижской, а потом в лондонской мастерской. С 1905 года картина была показана на нескольких международных выставках и в 1916 году продана в Музей Метрополитен , директору которого Сарджент написал: «Я считаю, что это лучшее из того, что я сделал на настоящий момент» . Вторая, неоконченная версия портрета в такой же позе, но с опущенной правой бретелькой выставлена в Галерее Тейт в Лондоне.

Семь лет спустя после портрета кисти Сарджента, Гюстав Куртуа написал новый портрет мадам Готро с лицом в профиль, в платье схожего фасона, однако ещё более откровенном. На этот раз реакция публики была более благосклонной. В 1897 году Вирджини Готро позировала для портрета работы Антонио де ла Гандара . Именно этот портрет она считала своим лучшим изображением .

В театре

История картины легла в основу балета «Без бретельки» ( Королевский балет , 2016 ). Постановка Кристофера Уилдона , либретто Шарлотт Уэстерна и Кристофера Уилдона по книге Деборы Дэвис, музыка М.-А. Турнажа, сценография Боба Кроули; Виржини Готро Наталья Осипова , Джон Сарджент — .

Примечания

  1. , p. 101.
  2. , p. 15.
  3. , p. 14—15.
  4. , p. 26.
  5. , p. 16.
  6. , p. 16—17.
  7. , p. 17.
  8. , p. 20.
  9. , p. 18.
  10. , p. 114.
  11. , p. 28.
  12. , p. 27.
  13. , p. 102.

Литература

  • Kilmurray, Elizabeth, Ormond, Richard. . — Tate Gallery Publishing Ltd,, 1999. — ISBN 0-87846-473-5 .
  • Kilmurray, Elizabeth, Ormond, Richard. John Singer Sargent. — Tate Gallery Publishing Ltd,, 1998.
  • Davis, Deborah. Sargent’s Women. — Adelson Galleries, Inc., 2003. — ISBN 0-9741621-0-8 .
  • Prettejohn, Elizabeth. Interpreting Sargent. — Stewart, Tabori & Chang, 1998.

Ссылки

Источник —

Same as Портрет мадам Икс