Interested Article - Ржешевский, Александр Георгиевич

Алекса́ндр Гео́ргиевич Ржеше́вский ( 12 сентября 1903 , Санкт-Петербург 19 января 1967 , поселок Ильинское, Московская область) — советский драматург, сценарист, актёр, каскадёр.

История

Учился в Петроградском немецком Училище Святой Анны , дважды исключался за плохое поведение .

С 1918 года служил в РККФ на Балтийском флоте . Был юнгой Кронштадтского военно-морского артиллерийского отряда, разведчиком и пулемётчиком в отряде морской пехоты. Участвовал в боях против Юденича и подавлении восстания форта «Красная горка» (1919—1920) .

В 1923—1924 годы — сотрудник 4-го спецотдела ГПУ Ленинграда и области (борьба с политическим бандитизмом — «савинковщиной», подключался к борьбе с городским бандитизмом) .

В 1926 году окончил актёрское отделение Института экранного искусства в Ленинграде .

В годы учёбы в институте снимался в фильмах производства « Севзапкино » и Ленинградского отделения «Госкино» . Был известным на всю страну каскадёром, исполнявшим самые сложные и головокружительные трюки, но увлёкся сочинением сценариев . По его первому сценарию, который он принёс на Межрабпом-Русь , сразу же был поставлен фильм « В город входить нельзя » 1927 года, хотя коллегия (председатель Павел Бляхин ) не давала согласия на его постановку . Фильм хотел ставить Всеволод Пудовкин , но из-за его занятости на фильме « Живой труп », снимавшемся в Германии, режиссёром картины стал Юрий Желябужский .

Для Пудовкина А. Г. Ржешевский написал по мотивам произведений Михаила Кольцова сценарий «Очень хорошо живётся», по которому был снят фильм « Простой случай » (1930). Этот фильм назвали первой и серьёзной неудачей режиссёра .

Член Союза писателей СССР с 1935 года . В 1953 году был исключён из Союза писателей . Инициаторами исключения выступили К. Симонов и А. Сурков . После многолетнего забвения, буквально за год до смерти, был принят в Союз кинематографистов СССР.

Ржешевский был автором сценария фильма « Бежин луг », к съёмкам которого приступил Сергей Эйзенштейн , но этот проект был остановлен и закрыт , а единственная копия фильма погибла во время пожара на Мосфильме в годы Великой Отечественной войны. В середине 1960-х началась работа по восстановлению фотофильма «Бежин луг» на основе чудом сохранившихся кадров (Ю. Райзман, Н. Клейман).

Ржешевский ушёл в драматургию, сочинил несколько пьес, которые имели успех. Наибольшей известностью пользовалась пьеса «Олеко Дундич», написанная в соавторстве с , которая несколько десятков лет не сходила с театральных подмостков, а в 1958 году была экранизирована Леонидом Луковым . Автор нереализованных сценариев «В горах говорят» (1930), «Океан» (1931), «Мир и человек» (1936).

Умер 19 января 1967 года в больнице города Жуковский от заражения крови. Похоронен на городском кладбище города Жуковский.

Стиль

Сценарии Ржешевского не давали подробного описания кадров будущего фильма, но должны были эмоционально воздействовать на режиссёра; обращая его внимание на характер поступков и состояний героев («говорит страстно, исступлённо», «бесконечно счастлив»), они должны были создавать ощущение приподнятой взволнованности. Эпизоды фильма часто были связаны не последовательным движением событий, а ходом авторских размышлений .

Такая форма «эмоционального сценария» вызвала интерес Пудовкина и Эйзенштейна, но подвергалась и критике. Виктор Шкловский так написал о нём: «Он был талантлив и преждевременен».

Пьесы

  • 1931 — «Трибунал» («Товарищи и предатели»)
  • 1934 — «Товарищи и предатели»
  • 1940 — «Здравствуй-прощай!»
  • 1943 — «Мои чудесные корабли»
  • 1941 — «Олеко Дундич»
  • 1942 — «Всегда с Вами»
  • 1952 — «Валерий Чкалов» (дилогия)
  • 1955 — «Подвиг адмирала Невельского»
  • 1955 — «Олеко Дундич» (2-я ред.)
  • 1960 — «Грешнику всегда страшно»
  • «Ночь под Москвой»
  • «Солнечное затмение»
  • «Воробьёвы горы»
  • «Современный роман»
  • «Маски долой»

Фильмография

актёр
  • 1925 —
  • 1925 — — рыбак
сценарист

Примечания

  1. .
  2. .
  3. .
  4. .
  5. . Дата обращения: 30 января 2018. 19 января 2018 года.
  6. С 1946 года РЖЕШЕВСКИЙ с новыми печатными (или поставленными в театре или кино) литературно-художественными произведениями не выступает, целиком перейдя на «иждивение» Литфонда, ВУОАПа, да и некоторых театров. Заключенные договоры с театрами Ржешевский не выполнял, направив свою деятельность, главным образом, на получение авансов, попрошайничество и другие, недостойные советского писателя, способы «заработка». К моменту исключения из Союза общая задолженность Ржешевского Литфонду, ВУОАПу и др[угим] организациям достигла 150 тыс. рублей.
  7. Сценарий не реализован (см.: , ).

Литература

  • Пудовкин В. Творчество литератора в кино. О кинематографич. сценарии Ржешевского // На лит. посту. — 1930. — № 5—6.
  • Оттен Н. Снова об «эмоциональном сценарии» // ИК. — 1937. — № 5.
  • А. Г. Ржешевский. Жизнь. Кино. — М., 1982.
  • Кино: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С. И. Юткевич ; Редкол. , В. Е. Баскаков , И. В. Вайсфельд и др. — М. : Советская энциклопедия , 1987. — 640 с. — 100 000 экз.

Ссылки

  • . ЦентрАзия. Дата обращения: 11 января 2017.
  • . История кинематографа. Дата обращения: 11 января 2017.
  • на сайте «Энциклопедия отечественного кино»
  • . Сайт Жозефины Пардесси. Дата обращения: 11 января 2017.
  • . Вестник СПбГУ. Язык и литература. 2022. Т. 19. Вып. 3. Дата обращения: 20 ноября 2023.
Источник —

Same as Ржешевский, Александр Георгиевич