Светлый металл (альбом)
- 1 year ago
- 0
- 0
« Светлый ручей » — балет в трёх действиях Дмитрия Шостаковича (соч. 39) на либретто Фёдора Лопухова и Адриана Пиотровского .
Балет ставил своей целью удовлетворить интересам и идеям новой власти и реализовать её лозунги, в частности, лозунг о стирании грани между искусством профессионалов и самодеятельностью . Действие разворачивается в колхозе «Светлый ручей», расположенном на Северном Кавказе , где колхозники, среди обилия колосящихся полей, весело завершив свои простые сельхозработы, вместе с профессиональными артистами танцуют и выступают на сцене.
Премьера балета состоялась, в постановке Лопухова, 4 апреля 1935 года в Ленинградском Малом театре оперы и балета , дирижировал Павел Фельдт . В спектакле участвовали: Зина — З. А. Васильева, Петр — П. А. Гусев , Классическая танцовщица — Ф. А. Балабина , Классический танцовщик — Н. А. Зубковский , Гаврилыч — Ф. И. Чернышенко. 30 ноября того же года несколько изменённая редакция постановки была осуществлена в Большом театре в Москве . На обеих сценах балет успешно шёл до февраля 1936 года; 6 февраля разгромная статья « » в газете « Правда » положила ему конец. По мнению анонимного автора статьи, балет
…на сцене изображен колхоз на Кубани. Но в действительности здесь нет ни Кубани, ни колхоза. Есть соскочившие с дореволюционной кондитерской коробки сусальные «пейзане», которые изображают «радость» в танцах, ничего общего не имеющих с народными плясками ни на Кубани, ни где бы то ни было. <…> Композитор так же наплевательски отнесся к народным песням Кубани, как авторы либретто и постановщики к народным танцам. Музыка поэтому бесхарактерна. Она бренчит и ничего не выражает.
Таким образом, по мнению современного [ когда? ] специалиста,
Комедия с традиционно балетными, милыми «нелепостями» была воспринята как пародия на счастливую колхозную жизнь, какой её было принято изображать, и таковой пародией — если не по доброй воле авторов, то в силу их таланта — она, в общем-то, и являлась .
«Светлый ручей» был впервые возобновлён Алексеем Ратманским 18 апреля 2003 года на сцене Большого театра, как двухактный спектакль, в собственной хореографии, поскольку хореография Лопухова не сохранилась. Дирижёр-постановщик Павел Сорокин . Продолжительность — 2 часа . Эта постановка получила высокие оценки ряда специалистов — в частности, известного британского оперного режиссёра . По мнению Нины Аловерт , Ратманский «удачно довёл наивный сюжет прошлого до уровня настоящей комедии положений. <…> В балете много завлекательной выдумки, хореограф явно сам с увлечением сочинял эту танцевальную комедию, замечательно используя классический танец как в чистом виде, так и в комбинации его с фольклорным» . Особый вклад в эффект постановки внёс своим погружением «в пародийно-китчевую стихию» художник-постановщик Борис Мессерер , чьи отец и тётя, Асаф и Суламифь Мессереры , участвовали в постановке 1936 года .
В дальнейшем Ратманский повторил эту постановку на нескольких других ведущих мировых сценах.