Работу балетмейстера начал в 1920-е годы с постановки концертных номеров. Первая большая работа — постановка балета «Золотой век»
Дмитрия Шостаковича
в 1930 году
. В 1932 году в Ленинградском театре оперы и балета осуществил постановку балета «
Пламя Парижа
»
Бориса Асафьева
, через год создал новую редакцию (1933), а в 1947 году перенёс его в
Большой театр
. Балет
Петра Чайковского
«
Щелкунчик
» был поставлен в 1934 в Театре им. Кирова, а в 1938 году — в Большом.
Творчество балетмейстера пришлось на годы становления социалистического искусства, когда ко всем видам искусства предъявлялись требования
социалистического реализма
. Применительно к балету эти требования требовали существенных новшеств. Новаторство Вайнонена сказалось в сближении с реальностью, постановке массовых танцев, использовании фольклора, например танца
басков
в балете «Пламя Парижа». Роль
кордебалета
, представлявшего народ, значительно возросла, он стал активным персонажем. Мужские групповые танцы были явлением принципиально новым для балета, они обеспечивали героизацию спектакля, в спектаклях преобладало бравурное, активное начало. Полученные Вайноненом награды (Сталинские премии) свидетельствуют о принятии его творческих методов коммунистическими идеологами, но каковы бы ни были причины появления данных новшеств, они существенно обогатили балетное искусство, расширив диапазон его возможностей.
25 января
1930
— «
Черевички
» Петра Чайковского (дирижёр Владимир Дранишников, режиссёр Эммануил Каплан, художник Владимир Дмитриев)— Молодёжный спектакль на сцене Оперного театра ленинградского Народного дома
1936
— «
Пламя Парижа
» Бориса Асафьева — новая редакция (дирижёр
, художник Владимир Дмитриев)
10 мая
1937
— «Партизанские дни» Бориса Асафьева (дирижёр Евгений Дубовской, художник Владимир Дмитриев)
22 марта
1938
— «
Раймонда
»
Александра Глазунова
по новому либретто созданному балетмейстером совместно с
Юрием Слонимским
, с использованием хореографии Мариуса Петипа (дирижёр Евгений Дубовской, художник Валентина Ходасевич)
29 декабря
1947
— «
» Бориса Асафьева (дирижёр Евгений Дубовской, художник
Борис Волков
)
16 декабря
1950
— «
Пламя Парижа
» Бориса Асафьева — новая редакция (дирижёр Евгений Дубовской, Владимир Дмитриев и
)
Совместно с
Юрием Слонимским
создал по произведениям
Вальтера Скотта
отличающееся от традиционного либретто для балета Глазунова «
Раймонда
», поставленного Вайоненом в Ленинградском театре оперы и балета
↑
Большая Советская энциклопедия. Гл. ред. А. М. Прохоров, 3-е изд. Т. 4. Брасос — Веш. 1971. 600 стр., илл.; 47 л. илл. и карт.
↑
Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председатель науч.-ред. совета Ю. С. Осипов. Отв. ред С. Л. Кравец. Т. 4. Большой Кавказ — Великий канал. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2006. — 751 с.: ил.: карт.