Interested Article - Бейдеман, Александр Егорович

Александр Егорович (Георгиевич) Бейдеман ( 17 [29] августа 1826 , Санкт-Петербург 27 февраля [ 11 марта ] 1869 , Санкт-Петербург ) — русский художник , академик Императорской Академии художеств , профессор исторической живописи.

Двоюродный брат русского революционера Михаила Степановича Бейдемана .

Биография

Автопортрет (1850-е)

Родился в семье коммерсанта, в дальнейшем обедневшего, вследствие неудачного снабжения армии во время Русско-турецкой войны 1828—1829 гг.
Учился в Ларинской гимназии , после окончания её, проявив художественные наклонности, в начале 40-х годов стал посещать классы Императорской Академии художеств . В 1844 году ученик по классу живописи у профессора А. Т. Маркова .
В то время были написаны композиции: «Скорбь Ахиллеса по убитом Патрокле », «Обращение Савла », «Смерть Сократа ».
В 1845 году он пишет эскизы на русские исторические темы: «Приготовления к убийству св. Бориса (1015)», « Святополк Окаянный в исступлении», «Смерть Святополка Окаянного» и из библейской истории — «Воскрешение Лазаря ». Эскизы носят на себе влияние школы К. П. Брюллова , проявляя некоторую эффектность и театральность.
В 1846 году выполнены эскизы: «Мать Моисея », «Моисей, взятый из воды», « Сократ застает Алкивиада во время оргии» (на обратной стороне холста нарисован эскиз 1847 года: «Побиение камнями св. Стефана »).
В 1847 году написаны: «Умовение ног», «Жезл, обращенный в змия», «Несение Христа во гроб», «Предательство Далилы », « Иоанн Предтеча отрок в пустыни», «Крещение Ольги », «Клятва Брута над телом Лукреции ». Последняя композиция так понравилась К. П. Брюллову, что он просил передать Бейдеману его профессорский поцелуй.
В 1848 году исполнил эскизы: «Христос у Марфы и Марии », «Воскрешение дочери », «Дочь Кимона кормит грудью отца в темнице» и « Эсфирь перед Артаксерксом ».
В 1849 году имеется всего один эскиз: «Освобождение преступного отца по просьбе сына Петром I »В это время занимался иллюстрациями для журнала «Ералаш» Михаила Неваховича , где было сделано очень много юмористических рисунков. Кроме того, в юмористическом духе сделаны эскизы: «Подсматривание купальщиц пейзажистами» и «Явился неудачный селадон» (карикатуры на товарищей).
Тогда же, под влиянием П. А. Федотова написал сцены из «Носа» Гоголя и «Исчезновение холеры».

Гомеопатия, взирающая на ужасы Аллопатии (1857, ГТГ )

В 1851 году за портрет с натуры, получил первую серебряную медаль. После этого экспонировался со своими работами на четырёх академических выставках, в качестве конкурента на золотые медали.
27 сентября ( 9 октября ) 1853 года получил 2-ю золотую медаль за картину по эскизу «Бегство в Египет».
В конкуренции с сильными академическими художниками, не смог получить большую золотую медаль , чтобы поехать в командировку в Рим от Академии и в конце 1855 года вышел из Академии.
В 1855 году выполнил эскизы акварелью и масляными красками: «Воскрешение сына вдовы Наинской», «Христос 12-ти лет беседует в храме с учителями», «Явление воскресшего Спасителя апостолу Фоме », «Вход во Иерусалим», «Отречение апостола Петра », «Распятие посреди разбойников», «Явление Христа при Тивериадском озере », «Христос благословляет детей», « Нагорная проповедь », «Денарий», «Схождение с Фавора », « Страшный суд », «Обрезание», «Примирение Иакова с Исааком», «Явление ангела Агари», «Троица», «Потоп», «Диана, несомая зефирами» (акварель) и «Обращение поэта к богине ночи» (в карандаше).
В 1856 году женился на Елизавете Фёдоровне (1833—1897).
Несмотря на отсутствие финансовых средств, в 1857 году поехал за границу, рассчитывая найти там подходящую работу. Был в Германии и Италии . Во Франции , в Париже получил заказ для строившейся там православной церкви.
Летом 1860 году после окончания работы в Париже, возвратился в Санкт-Петербург, с начатыми картинами и множеством этюдов (виды Баварии, южной Италии и окрестностей Рима, Валгалла и др.). Из картин — «Гулянье», «Свидание на террасе», «Мотальщица», «Девочка, утоляющая жажду из родника в лесу», «Шествие со святыми дарами в Италии», «Явление младенца Иисуса св. Антонию Падуанскому », «На могиле матери», «Савояр» и этюды «живописных костюмов поселян обоего пола».

Дети у ручья (1861, частное собрание)

В Петербурге написал картину « Руфь на ниве Вооза », за которую на общем собрании Академии художеств 2 сентября 1860 года был признан академиком исторической живописи.
По ходатайству почитателей таланта и друзей, получил должность наставника в рисовальной школе Общества поощрения художников . Кроме этого, был приглашён давать уроки рисования великим князьям Алексею Александровичу и Сергею Александровичу .
6 (18) ноября 1861 года получил должность адъюнкт-профессора наставника в результате победы в конкурсе с картиной «Смерть детей Ниобеи , пораженных стрелами детей Латоны за презрение, оказанное их матери».
В декабре 1861 года , командирован в Крым , в Ливадию, для работ в местной церкви.
Серьёзно занимался религиозною живописью, писал оригиналы для мозаики в Исаакиевский собор и образа́ по частным заказам, расписывал церкви во дворцах, в Петербурге и его окрестностях, а также в Крыму (Ливадия).
Написал образ Спасителя для усыпальницы князя Д. М. Пожарского , сделанного мозаикой, образов пророчиц Анны и Елизаветы.
Расписывал церкви: на даче великого князя Михаила Николаевича в Михайловке , в инженерном управлении и в Александровской больнице.
По его рисункам сделан иконостас для храма в военно-чертежной школе в Санкт-Петербурге.
Вследствие падения на голову гипсовой отливки, плохо прикрепленной над дверями, получил тяжёлую травму головы и умер 27 февраля ( 11 марта ) 1869 года .

Сын

Известно, что у А. Е. Бейдемана было много детей. Некоторые исследователи считают, что один из сыновей стал художником.
Бейдеман Георгий Александрович (?) — русский художник XIX века, автор пейзажей.
Известны «Болото в лесу» (кон. XIX века) , «Новый Петергоф» (1895) , «Село на высоком берегу реки».

Память

Примечания

  1. . Дата обращения: 26 января 2013. 24 февраля 2013 года.
  2. (недоступная ссылка)
  3. . Дата обращения: 27 января 2013. 25 октября 2017 года.

Литература

  • // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб. , 1900. — Т. 2: Алексинский — Бестужев-Рюмин. — С. 658-659.
  • С. Н. Кондаков. . — СПб. : Товарищество Р.Голике и А.Вильборг, 1915. — Т. 2. — С. 14. — 454 с.
Источник —

Same as Бейдеман, Александр Егорович