Interested Article - Берг, Михаил Юрьевич

Михаи́л Ю́рьевич Берг (род. 15 июня 1952 , Ленинград ) — русский писатель, критик, культуролог, публицист. Один из наиболее ярких представителей русского постмодернизма .

Биография

Окончил 30-ю физико-математическую школу в Ленинграде и факультет «Теории информации» ЛИАП ( 1975 ). Работал программистом, экскурсоводом, библиотекарем .

После первых публикаций на Западе («Веревочная лестница» ( 1980 , парижский журнал « Эхо ») , «Новый жанр» ( ) под давлением советских властей был уволен отовсюду и до перестройки работал кочегаром .

Ни одной публикации в СССР, до 1990 печатался только в самиздате и в русских эмигрантских журналах. Был активным деятелем нонконформистской культуры . С конца 1980 -х вместе с Михаилом Шейнкером издавал и редактировал первый негосударственный литературный журнал « Вестник новой литературы » (1989—1995, премия « Малый Букер », 1992 ) .

Как теоретик культуры занимается проблемами символической экономики. Докторская диссертация «Литературократия. Проблема присвоения и перераспределения власти в литературе» ( Хельсинкский университет , 2001 ) . Последние годы сотрудничает с Дэвис центром Гарвардского университета ( Кэмбридж , США).

В январе 2010 был награждён международной премией Русского Зарубежья « Franc-Tireur » («The Franc-Tireur Silver Bullet 2010 is presented to Michael Berg for the Corpus of His Works»).

Помимо литературных работ, создал несколько циклов фотоизображений, тяготеющих к эстетике московского концептуализма и исследующих поэтику «нового безобразного» .

С начала 1990 -х член Русского ПЕН-центра, многолетний член Исполкома, в январе 2017 вышел из Русского ПЕН-центра . Сотрудничает с американской правозащитной организацией « Human Rights First », поддерживая их инициативы по защите прав критиков и жертв авторитарных режимов.

Публикации

Автор сборника рассказов «Неустойчивое равновесие» ( 1974 1977 ), романа «Отражение в зеркале с несколькими снами» ( 1979 ), популярного в кругах ленинградской «второй» культуры и многократно арестовывавшегося при обысках в нонконформистской среде, романа-антиутопии «Возвращение в ад» ( 1980 ).

После эссе-коллажа «Веревочная лестница» ( 1980 ), названной критиком А. И. Степановым «узловой станцией в творчестве писателя» , среди его новых стилистических приемов все отчетливее проявляются концептуалистские и постмодернистские мотивы. Это роман «Вечный жид» ( 1980 ) (Н. Тамарченко в « Новом литературном обозрении» сравнивает этот роман с « Евгением Онегиным » и утверждает, что, «будучи по всем признакам „ироническим дискурсом“, он одновременно рассчитан и на самое серьёзное восприятие») .

Начиная с романа «Между строк, или читая мемории, а может, просто Василий Васильевич» ( 1982 ) появляется и развивается особый «жанр нового биографизма», когда героями романов, часто с авантюрным сюжетом, становятся известные литераторы, скажем, В. В. Розанов в «Между строк…». Или Д. Хармс и А. Введенский в «Рос и я». «Между строк…» получил благожелательную оценку критиков. Так Е. Голлербах писал: «Отказавшись от архаичного и бессмысленного по сути идеологизирования, Берг сосредотачивает внимание на формальных поисках. Его проза виртуозна, стилистически изощренна, автор показывает себя блестящим учеником Набокова, и в своем творчестве он достигает такого мастерства, которому, возможно, решился бы позавидовать и сам учитель» .

В романе «Момемуры» ( 1984 ) , номинанте премий Букер, «Северная Пальмира», им. Андрея Белого, исследовался феномен советского андеграунда за несколько десятилетий. В 2009 вышло в свет новое издание романа с обзорными статьями и пространными комментариями Н. Климонтовича , Б. Останина , М. Шейнкера , .

Критиками и переводчиками был отмечен и роман «Рос и я» ( 1986 ), часто цитирующийся при разговоре о постмодернистской прозе и вошедший во многие, в том числе университетские монографии . Затем последовали «Черновик исповеди. Черновик романа» ( 1986 , 1991 ), «Последний роман» ( 1993 ) и роман «Несчастная дуэль» ( 1999 ) (история о Пушкине, или о поэте X**, который убивает на дуэли барона Д., оказавшегося женщиной), также номинировавшийся на наиболее заметные российские литературные премии .

Помимо художественных экспериментов, начиная с 1990 -х, стал автором большого числа научных и критических статей и эссе, переведенных на многие европейские языки, а частности, немецкий, шведский, финский, итальянский, сербский, польский, английский . Сотрудничал с рядом европейских газет, таких как « (англ.) », новыми русскими изданиями « КоммерсантЪ » и , с либеральными еженедельниками типа « Московских новостей » и «Часа пик», с Радио «Свобода» , корреспондентом которого был с 1995 по 2005 год.

В 2005 опубликовал резко оппозиционный памфлет «Письмо президенту», получивший широкий резонанс и переведённый на ряд европейских языков .

В 2006 2016 годах написал серию очерков «Письма о русском патриотизме», «Письма из Америки», книгу «The Bad еврей», ряд статей о проблемах имперского сознания, национализма, «нового конформизма», опубликованных в неподцензурных СМИ: « Грани », « ЕЖ », « », « », « », , в газетах « Дело » и « », вызвавших полемику в оппозиционной среде и критику националистов разного толка .

С 2011 активный блогер, автор резонансных постов сначала в Живом Журнале , потом в Фейсбуке , Твиттере , а также видеороликов на своем канале в YouTube .

В 2022 опубликовал в издательстве «Пальмира» книгу научных статей , написанных за последнее время, в том числе ряд бурно обсуждавшихся в соцсетях и литературном сообществе (как например, статья об Аркадии Драгомощенко и с доказательствами сотрудничества руководства этого клуба с КГБ ).

Награды

  • В 1992 г. был награждён премией «Малый Букер» как главный редактор журнала «Вестник новой литературы».
  • В 2010 г. удостоен международной литературной премии Silver Bullet Awards 2010 .

Библиография

  • Андеграунд. Итоги. Ревизия (сборник научных статей). — М., СПб.: Пальмира. 2022. — 352с.
  • Радикалы и консерваторы: два поколения ленинградского андеграунда. — Горький, 2021.
  • Русская скрипка в мировом оркестре. — Горький, 2021.
  • Наследники областного КГБ. — Фонд «Либеральная миссия». 2021.
  • АТД и КГБ: Аркадий Драгомощенко во второй культуре. — Горький, 2021.
  • Тело как текст. — Story, 2020.
  • Несколько соображений к биографии Кривулина. — Звезда, №9, 2018.
  • Literaturokratija (перевод на серб. Радмила Мечанин). Гласник. 2011. 548 pp.
  • Кривулин и Пригов.— Звезда, №10, 2011.
  • The Bad еврей. — Cambridge Arbour Press. 2010.
  • Отражение в зеркале с несколькими снами. New-York: Franc-Tireur. 2010.
  • Без оправдания. Коммунистическая утопия: жизнь после смерти — Нева, №2, 2010.
  • Момемуры. New-York: Franc-Tireur. 2009 (журнальный вариант — «Вестник новой литературы» NN5-8, 1993—1994).
  • Kirje presidentilee. — Helsinki: Like, 2006. 155 pp.
  • Письмо президенту. — СПб.: Красный Матрос, Редакция газеты «Европеец», 2005. — 192с.
  • Веревочная лестница (сборник статей и эссе). — СПб.: Издательство Алетейя, 2005. — 462 с.
  • Несчастная дуэль. — СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2003. — 565 с. (Состав: Несчастная дуэль; Василий Васильевич; Рос и я; Вечный жид; Черновик исповеди: Черновик романа).
  • Черновик исповеди. Черновик романа. — первое издание альманах «Ключ», 1994; сборник «Несчастная дуэль», 2003.
  • Ros i ya: Schegge di Russia, a cura di Mario Caramitti, Fanucci Editore, Roma, 2002.
  • Литературократия: Проблемы присвоения и перераспределения власти в литературе. — М.: Новое литературное обозрение, 2000. — 342с.
  • Критерии и стратегии литературного успеха. — Звезда, №12, 2000.
  • О статусе литературы. — Дружба народов, №7, 2000.
  • Тридцать лет спустя. — Звезда, №5, 1998.
  • Гамбургский счет. — Новое литературное обозрение, № 25, 1997.
  • Веревочная лестница. — Дружба народов, 1993, №7.
  • О литературной борьбе. — Октябрь, 1993, №2.
  • Последний роман. — Волга, №2, 1993.
  • Через Лету и обратно. — Новый мир, 1991, №12.
  • Между строк, или Читая мемории, а может, просто Василий Васильевич. Рос и я. Вечный жид: Романы. — Л.: Ассоциация «Новая литература», 1991.
  • Вечный жид. — Третья модернизация. Рига, 1990.
  • Новый жанр. — Литературное А-Я, Париж-Москва, 1985, №1.
  • Записки на манжетах. — Эхо, Париж, 1980, №1.

Избранные научные публикации и изображения

Выставки

  • «Конец двух эпох: Буша и Путина». Дэвис-центр Гарвардского университета. Кэмбридж , 2008 .
  • «America. Faces of States». Museum of Modern Renaissance. Бостон , 2010 .
  • «Русская география: Реки». (Russian Geography: Rivers). Арт-галерея «Борей». Санкт-Петербург . 2012 .
  • «Академия русской помойки». (Academy of Russian Rubbish). Информационный и культурный центр искусства и музыки ЦГПБ им. Маяковского. Санкт-Петербург , 2012 .

Общественная позиция

В советскую эпоху (с конца 1970-х) активный участник ленинградской «неофициальной культуры» .

В феврале 1986 получил предупреждение от КГБ (отказавшись его подписать), что его деятельность рассматривается как антисоветская.

С 1989 главный редактор независимого литературного журнала «Вестник новой литературы». Член Русского ПЕН-центра.

В 2001 году подписал письмо в защиту телеканала НТВ .

В 2013 году выразил своё отношение к празднику День Победы, как к способу манипуляции общественным мнением, после чего стал героем статей Ульяны Скойбеды («Порою жалеешь, что из предков сегодняшних либералов нацисты не наделали абажуров. Меньше бы было проблем») и Сергея Пономарева («Жаль, что не прогиграли войну»):

«Этот День Победы…» — самый мерзкий и самый эффективный инструмент манипулирования общественным сознанием. Способ наделения человека фальшивым чувством единения перед лицом выдуманного врага .

В январе 2017 вышел из Русского ПЕН-центра в знак протеста против прокремлёвской позиции его руководства .

Критика

  • Евгений Голлербах. Жизнь всерьез, но в новом свете / Смена, 1990.
  • Елена Тихомирова. Эрос из подполья / Знамя, 1992.
  • Андрей Немзер. Последняя у попа жена (М. Берг: «Последний роман») / Сегодня, 1994.
  • Н. Тамарченко. Спор о Боге и личности в эпоху утраченной простоты / Новое литературное обозрение, 1995.
  • Дмитрий А. Пригов. Счет в гамбургском банке / Новое литературное обозрение, 1998.
  • М. Л. Гаспаров. К статье М. Берга «Гамбургский счёт» / Новое литературное обозрение, 1998.
  • Никита Елисеев. Гамбургский счет и партийная литература / Новый мир, 1998.
  • Надежда Григорьева. Труд и референт / Звезда, 2000.
  • Сергей Васильев. Урод Муму, поэт Х** или маленькая Вика / Итоги, 2000.
  • Ирина Скоропанова. Михаил Берг. «Рос и я»  / Русская постмодернистская литература. Флинта, 2001.
  • Игорь П. Смирнов. О «Литературократии» Михаила Берга / Exlibris, 2001.
  • Свен Спикер. Литературократия. Проблема присвоения и перераспределения власти в литературе / Новая русская книга, 2001.
  • Дмитрий А. Пригов. Власть властителей дум / Итоги, 2005.
  • Дмитрий Травин. Письмо президенту / Дело, 2005.
  • Александр Пронин. В своем репертуаре / Город, 2005.
  • Николай Александров. Книжечки. Михаил Берг «Письмо президенту» / Эхо Москвы, 2005.
  • Donatella Possamai. Интертекстуальность и символический капитал: «Рос и я» Михаила Берга / Wiener Slawistischer almanach. Sonderband 64. 2006.
  • Петр Дейниченко. Парень с соседней улицы / Книжное обозрение, 2006.
  • Энн Кольдефи. Близнец президента / Русская мысль, 2006.
  • Ян Левченко. Куда деваться / Русский журнал, 2006.
  • Елена Гаревская. Несходство сходного / Культура, 2006.
  • Лев Рубинштейн. Лети с приветом / Грани, 2006.
  • Дмитрий Кошацкий. О российских западниках на Западе глазами Михаила Берга / Новые хроники, 2011.
  • Владимир Буковский. По поводу статьи Михаила Берга «Третий срок» / Ежедневный журнал, 2011.
  • Ева Иванилова. Пошли к дремучей матери, милые соотечественники. «Возвращение в ад», 1980 / КПД: Вторая волна, 2019.
  • Игорь Гулин. Что читать о застое. Литературократия / Коммерсантъ, 2020.

Отзывы

Игорь П. Смирнов , филолог, философ, профессор Констанцского университета:

…я должен признать, что новые подступы к литературному материалу (в том числе и историко-социологический, атональный подход, который предлагает М. Берг), открывают в художественных текстах такие их составляющие, которые были недоступны тем, кто усматривал в литературе ценность-в-себе, полагаясь на Канта и русских формалистов… .

Дмитрий А. Пригов , поэт, художник-график, один из основоположников московского концептуализма:

Мне не приходилось досель встречать в каком-либо исследовании такой список одновременно и достаточно подробно исследуемых новейших литераторов — от классиков и старожилов до неведомых широкому читателю авторов. Теоретическая же часть книги с нынешней поры, представляется, станет непременным материалом для цитирования в последующих исследованиях, так как в своей неумолимой последовательности и четкой методологичности является просто пионерской. В такой полноте, последовательности и в приложении к специфическим чертам и обстоятельствам бытования отечественной литературы подобное исследование не имеет аналогов .

Татьяна Вольтская , поэтесса, журналистка, литературный критик, эссеист:

Я не знаю, в часы какого озарения или экстаза посетила автора счастливая мысль сделать своих ныне здравствующих коллег персонажами художественного произведения, но мне эта идея кажется небезобидной, если не зловещей. Есть все-таки в этом какое-то утонченное издевательство, даже садизм — мановением руки превратить творцов в тварей, все равно, что ученых, застывших над микроскопом, — в шевелящихся инфузорий на предметном стекле.

Витторио Страда (Corriere della Sera), итальянский литературовед и переводчик-славист, историк русской литературы:

…книга принадлежит перу одного из самых рафинированных и эрудированных русских писателей нашего времени, петербуржцу Михаилу Бергу... За плечами Берга интеллектуальный андеграунд и притеснения, уготованные «диссидентам» старым режимом, однако он конструктивно/творчески усвоил культуру европейской широты, создав свою теоретическую и повествовательную модель в духе неомодернизма....

Примечания

  1. . Книжная лавка писателей (1997).
  2. Michail Berg // (итал.)
  3. . Третья модернизация №11, 1989 (1989).
  4. . Звезда (1997). Дата обращения: 11 января 2011. Архивировано из 31 января 2016 года.
  5. . Литпромзона (1997). Дата обращения: 3 января 2013. 30 апреля 2012 года.
  6. . Париж (1980). Дата обращения: 16 ноября 2018. 16 апреля 2021 года.
  7. . Париж (1985). Дата обращения: 16 ноября 2018. 19 июня 2018 года.
  8. Литературная энциклопедия. М., 2003, Новое литературное обозрение. с. 95-97.
  9. . Коммерсантъ. 18.01.1994 (1994). Дата обращения: 17 ноября 2018. 17 ноября 2018 года.
  10. Олег Кондратьев. На этот раз о журнале начала 90-х «Вестник новой литературы» рассказал один из его редакторов Михаил Шейнкер. Год литературы - 2023.
  11. Серафима Роул. (М., 1996, серия «Классики XXI века»).
  12. Сергей Шаповал. Независимая газета, 1997, № 221, 22 ноября.
  13. . Итоги (2000). Дата обращения: 11 января 2011. 3 января 2014 года.
  14. . Независимая газета (2000). Дата обращения: 11 января 2011. Архивировано из 21 ноября 2003 года.
  15. . Новая русская книга (1998). Дата обращения: 12 января 2011. 4 июля 2011 года.
  16. М. Берг. Кафедра славистики университета Хельсинки. Новое литературное обозрение - 2000.
  17. . Стенгазета (2012). Дата обращения: 3 января 2013. 2 мая 2013 года.
  18. . Борей (2012). Дата обращения: 16 ноября 2018. 16 ноября 2018 года.
  19. . Библиотечно-информационный и культурный центр искусства и музыки ЦГПБ им.В.В. Маяковского (2012). Дата обращения: 16 ноября 2018. 16 ноября 2018 года.
  20. . Colta (1980). Дата обращения: 17 ноября 2018. 17 ноября 2018 года.
  21. А. Степанов. Обводный канал № 4, 1983, Ленинград.
  22. Н. Тамарченко. Новое литературное обозрение, № 11, 1995.
  23. M. Lipovetsky. 5-39.
  24. . Смена (1990). Дата обращения: 12 января 2011. 2 января 2014 года.
  25. . Русский постмодернизм 2001 (1994). Дата обращения: 2001. 17 ноября 2018 года.
  26. . Спецсеминар (2003). Дата обращения: 17 ноября 2018. 29 марта 2017 года.
  27. . Русская постмодернистская литература (2001). Дата обращения: 12 января 2011. 8 апреля 2012 года.
  28. D. Possamai, «Intellectuality and the symbolic capital: Ros and I by Michail Berg». Wiener Slawistischer Almanach, Sonderband 64, 2006, pp. 279—286.
  29. Андрей Немзер. Последняя у попа жена. Сегодня, 1994.
  30. . Новая русская книга. №5 (2000). Дата обращения: 17 ноября 2018. 17 ноября 2018 года.
  31. . Итоги №39 (2000). Дата обращения: 12 января 2011. 5 марта 2016 года.
  32. . Новое литературное обозрение (1998). Дата обращения: 12 января 2011. 3 января 2014 года.
  33. . Grani.ru (2006). Дата обращения: 12 января 2011. 2 марта 2012 года.
  34. Anne Coldefy-Faucard. [Review]. La Pensee Russe, Paris, no.52 (4585), 2- 8.02.2006.
  35. . Культура (2006). Дата обращения: 12 января 2011. 2 марта 2012 года.
  36. Русский журнал (2005). Дата обращения: 12 января 2011. 2 марта 2012 года.
  37. . Дело (2005). Дата обращения: 12 января 2011. 31 января 2016 года.
  38. . Книжное обозрение (2005). Дата обращения: 12 января 2011. Архивировано из 16 октября 2011 года.
  39. Александр Пронин. В своем репертуаре. Город, СПб., 1994.
  40. . Стенгазета (2008). Дата обращения: 12 января 2011. 2 января 2014 года.
  41. . Дело (2006). Дата обращения: 2 января 2013. 2 января 2014 года.
  42. . Новые Хроники (2011). Дата обращения: 2 января 2013. Архивировано из 18 ноября 2012 года.
  43. от 31 октября 2014 на Wayback Machine / newsru.com
  44. от 22 мая 2015 на Wayback Machine / Комсомольская правда, 10.05.2013
  45. Татьяна Вольтская. . Невское время (1993). Дата обращения: 2 марта 1993. 2 марта 1993 года.

Ссылки

Источник —

Same as Берг, Михаил Юрьевич