Восход Эндимиона
- 1 year ago
- 0
- 0
« Восход » — ежемесячный журнал , посвящённый интересам евреев, издававшийся без предварительной цензуры в столице Российской империи городе Санкт-Петербурге с января 1881 по апрель 1906 год.
Основателем журнала «Восход» стал Адольф Ефимович (Арон Хаимович) Ландау , который до этого издавал альманах « Еврейская библиотека » . При журнале также издавалась газета, сначала называвшаяся «Недельной хроникой Восхода», a позже просто «Восход» (выходила с 1882 по июль 1906 года) . Часть читателей составили бывшие подписчики журнала « Еврейские записки », которым порекомендовал его главный редактор последних перед тем как прекратить издание из-за финансовых трудностей .
Во второй половине 1890-х годов фактическое редактирование перешло от Ландау к доктору философии Семёну Осиповичу Грузенбергу (до лета 1899 года) .
Программой А. Е. Ландау, избравшего для периодического печатного издания девиз « Прогресс вне и внутри еврейства », было: « твердым, свободным словом бороться против всех внешних и внутренних преград, мешающих правильному развитию русского еврейства »; с самого первого выпуска «Восхода» занялся обличениями внутренней отсталости евреев, призывая их к духовной эмансипации и к широкому просвещению; с другой стороны, «Восход» так же энергично боролся против правовых ограничений и преследований, несмотря на крайне неблагоприятные внешние условия .
При основании «Восход» существовало ещё два русско-еврейских органа печати, но с 1884 года «Восход» остается единственным и вскоре приобретает огромную популярность среди евреев в России. Его направление создало ему много врагов: он подвергался нападкам со стороны еврейского органа « Hameliz » за обличения темных явлений традиционного еврейства, a также со стороны последователей палестинофильской идеи. Видя разрешение еврейского вопроса только в прогрессе и достижении равноправия в России, «Восход» относился к идее колонизации Палестины отрицательно, a когда в 1880-х гг. усилилась эмиграция из России, «Восход» высказался за эмиграцию не в Палестину, a в Америку. Однако журнал давал место и некоторым статьям, разъясняющим палестинскую идею ( Лилиенблюма и др.), и « не переставал сочувствовать уже переселившимся в Палестину ». Когда возникло сионистское движение, «Восход» отнесся к нему резко отрицательно .
Летом 1899 году «Восход» перешёл от Ландау к группе журналистов и стал выходить за подписью ; в составе редакции были Л. Зайденман, М. Тривус, С. Гинзбург, М. Познер, Л. Брамсон, Ю. Бруцкус , Д. А. Левин и некоторые другие (с ноября 1899 до 1902 г. газета выходила два раза в неделю). При новой редакции «Восход» поставил себе задачу « пробуждать дух народа, развивать в нем чувства национального самосознания и поднять культурный уровень массы ». Это способствовало смягчению отношения «Восхода» к сионизму, относительно которого он занял нейтральную позицию; «Восход» поместил даже ряд сионистских статей, оставаясь, однако, при своем убеждении, что разрешение еврейского вопроса зависит исключительно от национально-политической деятельности в тех странах, где евреи теперь находятся .
В 1904 году из состава редакции вышел Ю. Бруцкус, и к «Восходу» стали ближе Л. Сев и М. Винавер. Это совпало с периодом политического подъёма в России и выработки партийных группировок. «Восход», способствовавший организации еврейства в эту эпоху, возложил свои надежды на разрешение общеполитических задач всей страны, подчеркивая свою связь с ее конституционно-демократическим движением .
«Восход» испытал ряд цензурных гонений: так, например, в 1884 году ему было объявлено первое предостережение за то, что « он дозволяет себе дерзко порицать законы и правительственные действия и лживо истолковывать их смысл и цели »; Распоряжением министра внутренних дел от 13 (25) марта 1891 года выпуск «Восхода» был приостановлен на 6 месяцев за перевод « Клячи » С. М. Абрамовича и за повесть Д. Мордовцева « Между молотом и наковальней »; в 1903 году №№ 16 и 17 были конфискованы за статью ο необходимости самообороны в связи с кишинёвским погромом ; в апреле 1904 года приостановлен на 6 месяцев еженедельник, материал которого временно был перенесён в ежемесячные книжки (май-сентябрь) .
Помимо общественного значения еженедельника, «Восход», вышедший в количестве почти 300 книг, имеет большую научно-литературную ценность. В нём был помещён ряд оригинальных исследований в области философской, юридической, особенно исторической и отчасти беллетристики. Здесь работали: A. Гаркави — «Русь и русское в еврейской литературе», «Исторические очерки синода четырех стран», «Исторические очерки караимства»; профессор С. Бершадский , напечатавший в «Восходе» почти все свои произведения, посвященные истории евреев; С. Дубнов (также С. Мстиславский) — ряд очерков ο хасидизме, «Исторические сообщения», «Письма ο старом и новом еврействе»; М. Моргулис («Воспоминания»); Р. Кулишер, «Итоги»; д-р Л. Каценельсон, «Институт ритуальной чистоты y древних евреев», «Фарисеи и саддукеи» и др.; В. Никитин — известное исследование ο еврейских земледельческих колониях; М. И. Кулишер, М. Мыш, М. Лилиенблюм, М. Погорельский («О еврейск. именах собственных»), И. Мандельштам, Г. Генкель («Саадия Гаон»; «Маздаизм»), Ю. Гессен (ряд истор. исследований), С. Цинберг, И. Клаузнер, П. Марек, С. Гинзбург, В. Мякотин, А. Волынский, П. Вейнберг, Зинаида Венгерова , Ю. Веселовский (из иностранной литературы), Н. Бакст, Н. Аксаков, Д. Хиенкин, Г. Вольтке, Н. Переферкович, А. Горнфельд, В. Никитин , С. Рабинович, Г. Красный и многие другие .
В отделе оригинальной беллетристики принимали участие: Л. Леванда , Г. Богров , Бен-Ами, С. Ярошевский, Д. Мордовцев , М. Рывкин , С. Анский, C. Юшкевич , Д. Айзман , Пружанский и др.; стихотворения печатали С. Фруг, Абрамович, X. Зингер, О. Чюмина и др. Более или менее постоянные отделы в «Восходе» в разные периоды вели в ежемесячнике: Бен-Иосиф (д-р Л. Кантор) и Меваккер (Л. Гордон) — обзор еврейской литературы; Гамаббит (А. Ландау) — обзор русской лит.; Критикус (С. Дубнов) — литературная летопись, с 1885 года до середины 1890-х гг., позже С. Гинзбург (он же Гакоре — обзор еврейской печати в еженедельнике; его перу принадлежит также ряд статей «Забытая эпоха» 1896 г. и др.); О. Грузенберг — отд. «Литература и жизнь»; в еженедельнике с середины 90-х годов: Летописец (С. Грузенберг) — заграничную хронику, после него Шми (М. Тривус); Унус (Л. Зайденман) — отголоски печати; С. Цинберг — обзор еврейской печати .
Ряд заграничных корреспонденций в ежемесячнике «Восход» поместили: Я. Ромбро (из Парижа и особенно из Лондона), И. Рубинов (из Америки), С. Рапопорт и другие .
В приложениях к «Восходу» были даны некоторые весьма исторически ценные вещи: Г. Карпелес, «История еврейской литературы», с примечаниями А. Гаркави; М. Мыш, «Руководство к русскому законодательству ο евреях»; «Систематический указатель литературы о евреях на русском языке» (1892); Флавий, «Иудейская война»; его же, «Возражение против Апиона» и «Иудейские древности» (перевод Генкеля); С. Дубнов, «История евреев до XIX века» (1902—1905 гг.) .
«Восходом» были также были изданы в 1901 году в виде приложения — «Еврейские народные песни»; даны приложения беллетристического характера: Зангвилль, «Трагедии гетто» (1901), «Еврейская жизнь в изображении еврейских бытописателей», в переводе (1902) .
Число подписчиков «Восхода» было в 1883 году — 2.692, в 1888 году — 2.597, в 1893 году — 4.146, 1895 году — 4.347, 1898 году — 4.294; и, предположительно, на момент закрытия их число составило более 5 тысяч. Больше всего подписчиков давала всегда Одесса (в 1895 году — 420) и вообще Херсонская губерния , затем Санкт-Петербург (около 170) и Киевская губерния .