Interested Article - Габима
- 2020-04-06
- 1
«Габима» ( ивр. הבימה , в дословном переводе — «сцена» ) — старейший репертуарный театр в Государстве Израиль .
История
В России
В 1913 году в Вильне Наум Давид Цемах создаёт театр «Габима», но через некоторое время из-за финансовых и организационных трудностей театр пришлось закрыть. В 1917 году Цемах обращается с просьбой о создании еврейского театра, играющего на иврите , к Константину Сергеевичу Станиславскому . Станиславский поддерживает начинание Цемаха и выделяет студию для будущего театра в здании МХТ . Помимо этого Станиславский назначает своего ученика Евгения Багратионовича Вахтангова художественным руководителем студии. Идею создания еврейского театра поддержал и тогдашний нарком по делам национальностей Иосиф Сталин . После долгих поисков театру выделили помещение на Нижней Кисловке , дом 6, в Москве . Про это здание писал исследователь истории Габимы В. В. Иванов:
В 80-х годах прошлого века он был известен заядлым театралам как любительский театр Петра Секретарева . На подмостках этого «театра-табакерки» (по выражению Власа Дорошевича) начинали и гусар Николай Рощин-Инсаров, тогда еще Пашенный, и скромнейший Александр Артем, актер Художественного театра. Именно «Секретаревка» искусила студента Московского университета, впоследствии оперного мецената Савву Мамонтова. Здесь молодой купец Константин Алексеев в 1881 году впервые выступил под псевдонимом Станиславский. Когда в 1892 году модный врач купил здание для того, чтобы переоборудовать под водолечебницу, по Москве прошел вздох горького сожаления.
Среди создателей театра были Хана Ровина , Менахем Гнесин , Иегошуа Бертонов , Марк Арнштейн и Шимон Финкель . Первыми постановками труппы стала пьеса «Первозданный бал» (נשף בראשית) и «Вечный жид» (היהודי הנצחי) писателя Давида Пинского. Но огромный успех новому театру принесла третья постановка Вахтангова (הדיבוק) Семёна Ан-ского . Премьера состоялась за считанные месяцы до смерти Вахтангова и вызвала необыкновенный фурор не только в Москве, но и по всему миру . Режиссура Вахтангова, художественное оформление Натана Альтмана , музыка Юлия Энгеля и исполнительница главной роли Леи Хана Ровина принесли заслуженную славу спектаклю, не сходившему с подмостков Габимы более 40 лет. В 1924 году умирает художественный руководитель театра Вахтанг Мчеделов . В том же году театр прописывается по новому адресу — Армянский переулок , дом 2.
В 1926 году «Габима» отправляется в европейское турне и даёт спектакли в Германии , Польше , Латвии , Литве , Австрии , Франции и других странах. В конце того же года, Габима начинает гастроли в США . Как в Европе, так и в США успех был огромен. Но понимая, что будущего у ивритского театра в советской России нет, труппа решает не возвращаться. Вахтангов писал об этом ещё в 1919 году:
Студия совершенно определенно предполагает уехать в Палестину при первой объективной возможности, причем время отъезда зависит не столько от внешних условий (заключения мира, возможности спокойного и свободного проезда и пр.), сколько от внутренних причин, т.е. степени успешности её работ. «Габима не мыслит своей деятельности иначе как в полном единении со своим народом на его исторической родине, в Палестине, но вместе с тем не желает порывать связи с корнями, её породившими, Московским Художественным театром.
В июне 1927 года большая часть актёров возвращается в Европу, а оттуда переезжает в Палестину . Наум Цемах остаётся в США, где и умирает в 1939 году.
В Палестине
В Палестине «Габима» работает как товарищество, некое подобие художественного кибуца , в котором заработки делятся на всех членов труппы и репертуарные решения принимаются сообща. В 1928 году выходит первый спектакль в «Эрец-Исраэль» — «Золотоискатели» по Шолом-Алейхему . Этот, как и второй спектакль «Корона Давида» Кальдерона , ставит выдающийся русский актёр и режиссёр Алексей Денисович Дикий . В 1929 году театр снова отправляется на гастроли в Европу. Там же, в 1930 году Михаил Чехов ставит «Двенадцатую ночь» Шекспира .
В 1931 году труппа возвращается в Палестину. В 1937 году театр обращается к местной тематике, ставя пьесу «Стражи» (השומרים) . В том же году театр вновь отправляется на гастроли в Европу, а в следующем телекомпания ВВС транслирует «А-дибук» по английскому телевидению. В начале 1940-х годов театр с большим успехом ставит две пьесы «Михаль, дочь Саула» (מיכל בת שאול) и «Эта земля» (האדמה הזאת). Во время Второй мировой войны на сцене театра идут пьесы Константина Симонова «Русские люди» и Давида Бергельсона «Не умру, потому что буду жить». В 1946 году, театр наконец-то получает своё здание в Тель-Авиве , которое строилось ещё с 1935 года.
После возникновения государства
В 1949 году, в театре с успехом проходит постановка пьесы «В степях Негева» (בערבות הנגב), рассказывающей о боях в Войне за независимость . В 1950-х годах театр обращается к теме Холокоста , ставя пьесы «Хана Сенеш» о судьбе еврейской поэтессы, десантированной в Венгрию и убитой фашистами, и «Анна Франк», рассказывающую о короткой жизни Анны Франк . В 1958 году «Габима» провозглашается Национальным театром Израиля с вручением Премии Израиля за тот же год. В 1960-е годы, несмотря на успешные гастроли в США, театр сталкивается с финансовыми и организационными трудностями. Из него уходит часть актёров, не согласных с принципами товарищества. Театр вынужден обратиться к правительству с просьбой о помощи, и с тех пор Габима субсидируется государством в обмен на согласие труппы на назначение попечительского совета , который выбирает художественного руководителя.
В 1983 году на фоне непопулярной в Израиле Первой Ливанской войны , театр ставит пьесу Еврипида «Троянки», рассказывающей о трагедии троянских женщин, взятых в качестве наложниц греческими воинами. В 1987 году лишённый советского гражданства Юрий Любимов ставит в Габиме «Закат» по Бабелю . В январе 1990 года Габима показывает этот спектакль в Москве, тем самым став первым израильским театром, гастролировавшем в СССР. В 1990-х годах Габима снова испытывает финансовые трудности. На должность художественного руководителя и генерального директора театра назначен , муж ведущей актрисы Габимы Гилы Альмагор (Александрович). Постепенно театр начал выкарабкиваться из финансовой ямы, в основном с помощью постановок на сцене мюзиклов , но по мнению израильских критиков это ударило по имиджу Габимы, как продолжателя учения Станиславского. В честь 80-летия театра был восстановлен спектакль «А-Дибук», с которым «Габима» отождествляется более, чем с любой другой постановкой.
Примечания
- (нем.) — 1994.
- от 25 октября 2013 на Wayback Machine Московские сезоны еврейского театра
- от 23 апреля 2009 на Wayback Machine «Дибук, выйди! — Не выйду!»
- от 19 февраля 2010 на Wayback Machine ГАБИМА
Литература
- Иванов Владислав. . М.: «АРТ», 1999. — 317 с., илл. ISBN 978-5-86845-208-6
- Евгений Вахтангов в театральной критике / Ред.-сост. В. В. Иванов. М.: Театралис, 2016. — 703 с.; илл. ISBN 978-5-902492-36-8
- Иванов В. В. Последний сезон Вахтангова // «Золотой сезон» советского театра. 1921/1922 / Сост. Е. В. Соколова. СПб.: Изд. «Левша. Санкт-Петербург», РИИИ, 2016. С. 6-19. ISBN 978-5-86845-208-6
- «Что Вы думаете о Шейлоке?» Переписка правления театра «Габима» с Алексеем Диким и Михаилом Чеховым (1927—1934) / Публ., вступит. статья и коммент. О. Левитан и Я. Кор // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века. Вып. 7 / Ред.-сост. В. В. Иванов. М.: Индрик, 2019. С. 321—358.
- «Габима» в рисунках Генрика Рипзама / Публ., вступит. статья и коммент. О. Левитан и Я. Кор // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века. Вып. 7 / Ред.-сост. В. В. Иванов. М.: Индрик, 2019. С. 359—368.
См. также
Ссылки
- — статья из Электронной еврейской энциклопедии
- 2020-04-06
- 1