Культурная мозаика
- 1 year ago
- 0
- 0
Римская моза́ика — тип мозаики , набираемый из камней разных цветов либо смальты , малые размеры модулей позволяют достичь высокой точности и изящества изображения. Эта техника используется и в декоративно-прикладном искусстве , она существует со времён Древнего Рима .
Мозаику римляне переняли от древних греков . Самые ранние из известных образцов римской мозаики находятся в Делосе и датируются II веком до н. э. .
Первые мозаики были довольно простыми и ограничивались геометрическими орнаментами. С ростом мастерства наиболее популярными стали антропо- и зооморфные изображения и сюжетные композиции. Каждый зажиточный римлянин имел в своем доме хотя бы одну мозаику, которой чаще всего украшали пол и стены.
Плиний Старший упоминает в « Естественной истории » пергамского художника Соза, который изобразил на полу в мозаичной технике в натуральную величину остатки пира : кости, крабьи клешни, фрукты и овощи, раковины ( asarotos oecos ). Другой известной работой мастера считается мозаика «Голуби на чаше».
В Помпеях были найдены мозаики с изображением собаки и надписью Cave canem («берегись собаки»), которые предупреждали непрошенных гостей о том, что дом охраняется собакой. Эти мозаики обычно были выложены на дороге перед домом и были выдержаны в черно-белой гамме. Чаще всего собаки были изображены на цепи и с оскалом, реже — свернувшиеся в клубок.
Наиболее известной римской мозаикой из Помпей является « Битва при Иссе », изображающая Александра Македонского в битве с персидским царём Дарием III . Мозаика была найдена на полу в одном из помещений дома Фавна . Оригинальный размер составлял 313×582 см, но часть фрагментов не сохранилась.
Роскошные термы Каракаллы , построенные в начале III века, были богато украшены мозаикой, иногда с применением позолоты .
Первые мозаики были выполнены в технике галечного мощения, при котором использовались целые камушки (именно такой способ составления изображений остался характерным для другой техники, так называемой ). Затем чаще стали раскалывать гальку на более мелкие фрагменты ( ), из которых получались более точные, утончённые изображения. Opus tessellatum обозначает мозаичную технику с использованием тессеров размером более 4 мм. с тессерами размером менее 4 мм позволяла прорисовывать более мелкие детали. В штучной мозаике ( opus sectile ) в отличие от вышеупомянутых техник используются различные по величине и форме пластинки (обычно центральный элемент представляет собой цельную пластинку, более мелкие тессеры обрамляют его). представляет собой кладку одинаковых по размеру и форме фрагментов в ровные линии (подобно кладке кирпичей или шахматной доске).
Цветовая палитра была расширена за счет применения таких природных материалов, как мрамор , сланец , разноцветный известняк , полудрагоценные камни . Однако эти материалы были достаточно дорогостоящими, поэтому мастера по-прежнему довольствовались цветами гальки. С открытием более дешевого стекла в качестве мозаичного материала работы стали более художественными и яркими. Смальта стала традиционным материалом для создания мозаик.
Крупнейшие современные музеи римской мозаики находятся в музеях Бардо (Тунис, 1888) и Газиантепа (Турция, 2011).