Хищники (фильм, 1991)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Яд» ( англ. Poison ) — дебютный полнометражный фильм американского независимого кинорежиссёра Тодда Хейнса . Три истории об аутсайдерах, сексе и насилии, одна из которых (о тюремном романе) вдохновлена прозой Жана Жене . Премия «Тедди» Берлинского кинофестиваля , гран-при жюри на фестивале Сандэнс . Дебютную работу Хейнса критика относит к наиболее ярким и самобытным проявлениям New Queer Cinema .
Фильм состоит из трёх историй, действие которых приурочено к 80-м, 50-м и 40-м годам XX века :
Согласно , одним из рабочих названий фильма «Яд» было «H». Именно с этой буквы латинского алфавита начинаются оригинальные заглавия всех трёх новелл, составляющих картину: Hero , Horror , Homo .
Дебютный фильм Тодда Хейнса «Яд» состоит из трёх сюжетно не связанных между собой новелл, объединённых общей темой отверженности. При этом картина выстроена так, что все три истории излагаются параллельно: отдельные фрагменты каждой истории чередуются. Все новеллы разительно отличаются по стилистике. Первая представляет собой псевдодокументальный телефильм, вторая пародирует низкобюджетную послевоенную кинофантастику, третья отсылает к киноопытам Жана Жене . В каждом эпизоде так или иначе присутствуют гомосексуальные мотивы. Наиболее радикально они явлены в новелле «Гомо», в основе которой лежат романы Жене (в первую очередь « »). Хотя прямые повествовательные связи между сегментами отсутствуют, на их внутреннее родство намекает тщательно продуманный монтаж .
В исторической перспективе «Яд» воспринимается как рефлексия относительно эпидемии СПИДа , которая захлестнула американское гей-сообщество в конце 1980-х, а также неоднозначной реакции на неё рейгановской Америки. Среди жертв этой эпидемии оказался и бойфренд режиссёра, Джеймс Лайонс, исполнивший в фильме одну из главных ролей и участвовавший в его монтаже . Рецензируя фильм в 1991 году, Дж. Хоберман назвал «Яд» «возможно, наиболее жёстким, тревожащим и наименее компромиссным» киновысказыванием об эпидемии .
Краткие сцены однополого секса, присутствующие в «Гомо», обрекли фильм на самый жёсткий прокатный рейтинг NC-17 . Правые круги американского истеблишмента были возмущены, что государственный грант (всего $25 тыс.) был израсходован на финансирование подобной «непристойности». Кое-кто иронически называл режиссёра « Феллини фелляции » . Тем не менее, фестивальная судьба картины Тодда Хейнса сложилась благополучно: режиссёр был удостоен гран-при жюри Сандэнс и премии «Тедди» в Берлине .
В России фильм «Яд» был официально представлен на первом московском фестивале американского кино 28 сентября 2006 года . По словам организатора показа культуролога Кирилла Разлогова , видавшая виды молодёжная аудитория была шокирована радикализмом Тодда Хейнса.