Уильямс, Шейн
- 1 year ago
- 0
- 0
Шейн Кэррут ( Shane Carruth ; 1972 , Мертл-Бич , Южная Каролина , США ) — американский кинорежиссёр, киносценарист и киноактёр, известный независимыми научно-фантастическими драмами « Детонатор » (2004) и « Примесь » (2013).
По причине необычности, загадочности и странности фильмов Кэррута, режиссёр Стивен Содерберг охарактеризовал его следующим образом: «Я рассматриваю Шейна как незаконнорождённого наследника Дэвида Линча и Джеймса Камерона » .
Шейн Кэррут родился в 1972 году в Мертл-Бич (штат Южная Каролина ) в семье военного. Семья часто переезжала с места на место, побывав в Корее , Южной Дакоте и штате Нью-Йорк , прежде чем поселиться Техасе , откуда зачастую надолго переезжала в округ Колумбия . Шейн и трое его младших братьев и сестёр провели годы, «меняя дома и друзей и приспосабливаясь к нашей новой среде», — вспоминает его брат Джон . «Из-за последней работы отца на правительственного оборонного подрядчика, Шейну не дозволяется знать, что он делает, и даже, где он работает» .
В 1980-е годы, «как и большинство детей эпохи VHS », Кэррут ещё не осознавая того, прошёл неформальную школу компании Стивена Спилберга « Amblin », с увлечением пересмотрев научно-фантастические фильмы, такие как « Инопланетянин » (1982), « Балбесы » (1985), « В поисках утраченного ковчега » (1981), а также научно-фантастические триллеры « Бандиты во времени » (1981) и « Звёздный путь: Гнев Хана » (1982), и особенно научно-фантастическое фэнтези « » (1985) о трёх детях, которые с помощью домашнего компьютера и многочисленных железок из лавки старьёвщика тайно строят в лесу космический корабль. В конце концов, Кэррут с помощью бытовой видеотехники самостоятельно поставил кукольный фильм « Стар Трек » .
«В школе Кэррут выделялся в математике и науках — его любимых предметах — но ему часто было там скучно» .
Кэррут закончил в в штате Техас , получив диплом по математике, после чего успел поработать на нескольких работах, в том числе на фирме , где он работал над программным обеспечением для моделирования авиаполётов .
Во время учёбы в колледже у Кэррута возникло желание сочинять истории, после чего, по его собственным словам, «значительная часть моей жизни была проведена — по крайней мере, в свободное время — за написанием рассказов. В какой-то момент я даже написал половину романа» , но так и не смог его завершить, обнаружив, что «его писательский стиль не ложится на прозу». Как говорит Кэррут, «я не делал внутренних монологов. Я не писал того, что происходило на уровне эмоций. И в какой-то момент я осознал, что всё, что я пишу — это описание того, что происходит, что я по сути пишу сценарии» . В итоге «я обратился к формату сценария, после чего прошло не так много времени, прежде чем я подумал о том, чтобы воплотить одну из этих штук на экране» .
По словам Кэррута, во время учёбы в колледже «он смотрел параноидальную классику 1970-х годов типа „ Вся президентская рать “ и „ Разговор “, в которых информация является оружием, которое как персонажи, так и кинематографисты могут придержать или использовать в своих интересах». Вдохновившись этим, Кэррут начал писать сценарий « Детонатора » .
Кэррут также отметил большое влияние на себя в студенческие годы романа « Великий Гэтсби » и фильма « 2001: Космическая одиссея » Кубрика .
Начать заниматься независимым кино Кэррута подтолкнуло творчество независимого режиссёра Джона Кассаветиса , а также фильм Роберта Родригеса « Эль Марьячи » (1992), который заставил его «поверить в миф», что фильм можно сделать за 7000 долларов .
Кэррут ворвался на сцену независимого кино в 2004 году, представив на кинофестивале « Сандэнс » свой экстремально низкобюджетный научно-фантастический фильм « Детонатор » . Фильм рассказывает о двух тестирующих компьютерное оборудование инженерах-программистах, которые случайно создают устройство, способное производить сдвиг во времени. «Созданная ими машина — это старый ящик, который одновременно дешёв и непроницаемо сложен, почти как и сам фильм. Кэррут наполнил „Детонатор“ дополнительными сюжетными моментами, насыщенными техническими терминами разговорами и змеевидными временными последовательностями, многие из которых становятся понятными лишь после второго или даже десятого просмотра» . «То, как герои фильма используют своё открытие и справляются с последствиями своего открытия и последующих действий, делает „Детонатор“ самым интригующим, заставляющим думать научно-фантастическим триллером года» .
«Как ни странно, часть привлекательности „Детонатора“ заключается в его полной непостижимости. Фильм полон стремительно накладывающихся друг на друга реплик, значительная часть которых проговаривается скороговоркой или шёпотом. Многие ключевые моменты истории показаны очень кратко и фиксируются почти на уровне подсознания,… и при длительности всего в 77 минут, он наполнен таким количеством подробностей, что хочется немедленно просмотреть его заново» . «С первого просмотра „Детонатора“, вы неизбежно запутываетесь, но вы знаете, что в этом есть смысл», — сказал режиссёр Райан Джонсон .
Кэррут полностью сделал весь фильм практически в одиночку, выступив автором сценария, режиссёром, оператором, монтажёром, продюсером, автором музыки и исполнителем одной из главных ролей . Кэррут снимал фильм в пригороде Далласа , за скромные 7000 долларов, и потому в нём нет «ослепительной компьютерной графики или изголодавшихся по карбюраторам громил-красавцев, которые делают большинство современных научно-фантастических фильмов столь уныло подростковыми. Неуклюжие гении (этого фильма) выглядят реально, также как и их изобретение. Кэррут создал научную фантастику для учёных, и даже те, что были озадачены этим фильмом, не могли дождаться того, что он сделает вслед за ним» .
Значительная часть подготовки к съёмкам состояла из того, что Кэррут часами разговаривал со своим вторым актёром, бывшим сотрудником компании по производству программного обеспечения и учителем по имени Дэвид Салливан. Из-за тесного бюджета фильма Кэррут решил снимать только по одному дублю каждой сцены . «Коэффициент расхода плёнки был очень низким — 2:1. Мы снимали только один дубль, и не только это — в случае необходимости мы лишь доснимали отдельные фразы из какой-либо сцены, которые мне были нужны, с очень небольшим перехлёстом. Так что почти ничего не оставалось. По большей части всё удавалось хорошо. Это был своего рода предмонтаж, и затем всё монтировалось таким образом, как я планировал» . «И всё-таки „Детонатор“ имеет немало физических дефектов — грубый звук, иногда резкий свет — что особенно расстраивает Кэррута, который провёл много месяцев планируя съёмки в надежде свести ошибки к минимуму» .
После завершения съёмок процесс монтажа поглотил недели, затем месяцы и в конце концов два года. За это время некоторые члены творческой группы полностью потеряли контакт с Кэррутом . Кэррут говорит: «Два года мне потребовалось на монтаж, сочинение музыки и создание звуковых эффектов», и за это время он бросал работу над фильмом как минимум трижды .
После того, как в борьбе за Гран-При Жюри на кинофестивале « Сандэнс » 2004 года «Детонатор» победил таких фаворитов толпы, как « Наполеон Динамит » и « Страна садов », Стивен Содерберг стал одним из многих поклонников Кэррута, назвав его «нелегальным наследником Дэвида Линча и Джеймса Камерона » . Газета « Нью-Йорк таймс » назвала фильм «самым изобретательным и искусным первым фильмом», а « Village Voice » — «самым свежим произведением в своём жанре с 2001 года» .
Как написал критик Брайан Рэфтери, «девять лет назад (в 2004 году) Кэррут попытаться совершить скачок от ограниченных в средствах, мелкомасштабных триллеров к созданию субсидируемых конгломератами магнитов крупных торгово-развлекательных центров и стать ещё одним Брайаном Сингером , Дарреном Аронофски или Кристофером Ноланом » .
"Летом и осенью 2004 года Кэррат начал ездить из Далласа в Голливуд . Он проводил бесчисленные встречи с представителями киноиндустрии, и на каком-то этапе даже прорабатывал возможность постановки телесериала. Но через некоторое время у него возникло ощущение, что на самом деле никто не знает, что с ним делать. Затем Кэррут попытался написать романтическую историю взросления, действие которой происходит в открытом море. Но вскоре он начал разрабатывать план чего-то намного более крупного, эпической научно-фантастической истории «Топиар» .
Оказавшись «на вершине славы, живя на деньги, заработанные на „Детонаторе“, Кэррут провёл следующие пять лет в написании сценария своего второго фильма „Топиар“, научно-фантастической эпопеи о группе детей, которая строит гигантское, похожее на зверя существо» . Как сказал Кэррут: «Я попытался снять фильм под названием „Топиар“. Это намного, намного более крупнобюджетный проект, о детях со способностью создавать автоматы, или чудовищ, со всеми сложностями, которые из этого возникают» .
История фильма состоит из двух частей: в первой части рассказывается о городском служащем, который становится одержимым образом звёздного взрыва, который он видит повсюду вокруг себя. В конце концов, он сходится с другими подобными людьми, формируя своего рода секту, которая вскоре распадается из-за алчности и гордыни. Во второй части фильма рассказывается о группе из десяти мальчиков, которые обнаруживают странную машину, которая может быть использована для построения роботоподобных существ. По мере того, как их создания начинают расти в мощи и размере, дружба между детьми начинает разрушаться, и они вынуждены столкнуться с другой группой строителей чудовищ. Фильм завершается раскрытием большой тайны в самом финале, происходящем в далёком космосе и намекающем на то, что всё, что было показано до того, управляется силами, находящимися за пределами контроля персонажей картины .
По словам Кэррута, фильм должен быть «насыщен эффектами , и потому я потратил много времени на разработку художественного ряда картины и в какой-то степени на создание самих эффектов, которые, как я надеялся, будут безупречными, потому что я чувствовал, что слишком часто мы видим системные недоработки в производстве эффектов» . Работая над сценарием, Кэррут с помощью компьютерной 3D программы сам отрисовал всех чудовищ. И поскольку для фильма потребовались бы сотни кадров с эффектами, он начал посещать фирмы производителей спецэффектов, чтобы познакомиться с их работой и выяснить, как он сможет сам создавать свои эффекты. Он даже построил свою небольшую систему создания спецэффектов, арендуя компьютеры для облачных вычислений и писал программы. «Вот где я потерял время», — говорит он. «Я был поглощён этими маленькими вещами. Я думал, что существует какой-то новый способ найти решение, и я зашёл по этому пути слишком далеко» .
Как говорит Кэррут, «я потратил на это годы, и ещё один год на встречи и попытку добиться финансирования» . Завершив работу над первым вариантом сценария, в 2009 году Кэррут передал его режиссёру Стивену Содербергу , своему поклоннику, который вышел на Кэррута после того, как увидел « Детонатор ». Содерберг попросил своего друга Дэвида Финчера выступить в качестве второго исполнительного продюсера . С их именами и их благословением Кэррут сделал для инвесторов трейлер на основе концепции фильма, который включал некоторые из разработанных им эффектов, а также образы из многих фильмов Спилберга , которые он смотрел в подростковом возрасте. Рассчитав бюджет примерно в 20 миллионов долларов, Кэррут начал встречаться с потенциальными инвесторами, и на это ушёл ещё один год .
По словам Кэррута, «я видел много энтузиазма, но ничего не происходило. Деньги не оседали на счетах» . "Никто никогда не говорил «Нет», — говорит Кэррут. «Всегда был энтузиазм и восхищение и „Нам не терпится этого дождаться“. А на счёт тем временем деньги никак не попадали». Он продолжал снижать бюджет, сократив его до 14 миллионов долларов, но даже таким образом не смог найти инвестора . После того, как он не смог собрать необходимые средства на создание фильма, Кэррут назвал его «вещью, на которую я по существу растратил всю свою жизнь» . «Если бы были 1970-е годы, люди бы швыряли ему деньги», — говорит Содерберг, «но сейчас просто другое время» . В интервью в апреле 2013 года Кэррут признал, что более не занимается этим проектом. Некоторые предварительные кадры готовившегося фильма вошли в « Примесь » .
Режиссёр Райан Джонсон обратился к Кэрруту с просьбой помочь в разработке спецэффектов, связанных с путешествиями во времени, для своего научно-фантастического триллера « Петля времени » (2012). Однако предложенные Кэррутом варианты оказались слишком дорогими, и, по словам Джонсона, далее этого дело не пошло .
21 января 2013 года на кинофестивале « Сандэнс » состоялась премьера нового фильма Кэррута « Примесь » . Кинокритик Кит Кимбелл написал, что это был «самый ожидаемый (и самый трудный для описания) фильм в конкурсной программе», и что «большинство критиков постоянно о нём говорило» .
«Примесь» стала ещё одним проектом Кэррута из серии « сделай сам » . Как и « Детонатор », «Примесь» снималась недалеко от Далласа почти тайно, а Кэррут снова взял на себя почти все обязанности, выступив сценаристом, режиссёром, композитором, продюсером, исполнителем одной из главных ролей и инвестором, но кроме того, ещё и самостоятельно занялся его дистрибуцией . Кэррут не раскрывает информацию о бюджете, но признаёт, что фильм «довольно экономный» .
По словам Рэфтери, «как и в случае с „Детонатором“, содержание „Примеси“ сложно изложить в двух словах». Фильм рассказывает о молодой женщине ( Эми Сейметц ), которую некий вор похищает из бара, вкалывает ей полученное из червей наркотическое вещество , погружая её в гипнотическое состояние , после чего понуждает её перевести на его имя все свои деньги с банковских счетов и переписать дом. Её жизнь разрушена. Однажды она знакомится с Джеффом (Кэррут), который пережил некую сходную жизненную травму. В результате общения они замечают, что их воспоминания начинают сливаться, а их жизни вступают в таинственную связь с другими организмами вокруг них, включая стадо свиней .
Рэфтери отмечет, что «Примесь» «плотно наполнена информацией, хотя значительная её часть носит визуальный характер. Некоторые сцены длятся лишь несколько секунд, но есть и длинные важные эпизоды вообще без слов. Фильм красиво непостижимый, как и любовная история, столь же изломанная, как сами влюблённые» . Уайз указывает, что "фильм сбивает с толку и впечатляет в равной степени , а по словам Мэрц, «„Примесь“ порождает бесконечные рассуждения о том, что всё это значит» .
Как говорит сам Кэррут: «Что я действительно хотел исследовать — это идея личного повествования, идентичности, способа, которым ты видишь мир, и способа, которым он видит тебя. И всё, что связано с этим — что ты думаешь, что ты заслуживаешь, или ты не заслуживаешь, и твои политические убеждения или религиозные убеждения, что угодно. Когда всё это цементируется, это как будто диктует твоё поведение, или вещи, которые ты говоришь» . По словам Кэррута, при работе над сценарием он осознал, насколько эмоциональной будет эта история, и что это не будет чисто умственным упражнением (каким был «Детонатор»)… «Одновременно я понял, что это нечто, что я могу просто пойти и сделать, не спрашивая ни у кого разрешения. Так что я по-настоящему увлёкся этими идеями и занялся их реализацией» .
По словам Кэррута, «„Примесь“ во многих смыслах намного более сильный, более качественный фильм, чем „Детонатор“. Он определённо лучше и определённо содержит в себе больше, я думаю, он богаче» и «воздействует скорее на эмоциональном, чем на сюжетном уровне» . Мэрц считает, что "Кэррут только рад, когда зрители придирчиво разбирают его фильмы. «Я надеюсь, что когда люди посмотрят историю в первый раз, они испытают эмоциональное воздействие», — говорит он. «Но, иметь возможность смотреть фильм снова и снова и понимать — О, там есть что-то ещё? Мне это нравится» .
Фильм был удостоен многих номинаций и наград. В частности, на фестивале « Сандэнс » фильм был номинирован на Гран-при и завоевал Специальный приз жюри, на фестивале « Сиджес » фильм получил номинацию как лучший фильм, а Кэррут получил приз за лучшее режиссёрское откровение. Он также был номинирован на премию Независимый дух как лучший режиссёр и за лучший монтаж .
Как сообщает Рэфтери, Кэррут приступил к работе над новым фильмом, более мрачной, чем обычно «морской романтической историей, которую он начал писать ещё десять лет назад. Но опять же проект состоится только в том случае, если сможет профинансировать себя сам». По словам самого Кэррута, «моя способность сделать очередной фильм напрямую связана с тем доходом, который принесёт этот фильм („Примесь“)» . Новый фильм имеет рабочее название «Современный океан». "На поверхности он рассказывает о людях, занимающихся торговлей и о путях морской транспортировки, которые они выстраивают. Пираты, торговцы, воюющие корабли — это все элементы. Но на самом деле это в значительно большей степени рассказ о группе людей, у каждого из которых есть свои амбиции, которые идут в разных направлениях, и многое рушится у многих из них. Это очень простая история, но это продолжение визуального и эмоционального языка «Примеси», — говорит Кэррут .
Год | Фестиваль/Организация | Категория | Фильм | Результат |
---|---|---|---|---|
2004 | Кинофестиваль Сандэнс | Гран-при жюри | « Детонатор » | Победа |
2004 | Кинофестиваль Сандэнс | Приз Альфреда П. Слоуна за лучший фильм | «Детонатор» | Победа |
2004 | Лучший фильм | «Детонатор» | Номинация | |
2004 | Каталонский международный кинофестиваль Сиджес | Лучший фильм | «Детонатор» | Номинация |
2005 | Кинофестиваль Фантаспорто | Лучший фильм | «Детонатор» | Номинация |
2005 | Премия Независимый дух | Лучший фильм | «Детонатор» | Номинация |
2005 | Премия Независимый дух | Лучший режиссёр | «Детонатор» | Номинация |
2005 | Премия Независимый дух | Лучший первый сценарий | «Детонатор» | Номинация |
2013 | Кинофестиваль Сандэнс | Специальный приз жюри (совместно с Джонни Маршаллом) | « Примесь » | Победа |
2013 | Кинофестиваль Сандэнс | Гран-при жюри | «Примесь» | Номинация |
2013 | Каталонский международный кинофестиваль в Сиджесе | Премия «Гражданин Кейн» за лучшее режиссёрское откровение | «Примесь» | Победа |
2013 | Каталонский международный кинофестиваль в Сиджесе | Лучший фильм | «Примесь» | Номинация |
2013 | Ассоциация кинокритиков Лос-Анджелеса | Лучший монтаж — 2-е место (совместно с Дэвидом Лоуэри) | «Примесь» | Победа |
2013 | Ассоциация кинокритиков Чикаго | Лучший монтаж (совместно с Дэвидом Лоуэри) | «Примесь» | Номинация |
2013 | Лучший фильм (совместно с Кейси Гуденом и Беном ЛеКлером | «Примесь» | Номинация | |
2013 | Ассоциация кинокритиков Дублина | Лучший режиссёр | «Примесь» | Номинация |
2013 | Кинофестиваль Камеримидж | Лучший операторский дебют | «Примесь» | Номинация |
2014 | Премия Независимый дух | Лучший режиссёр | «Примесь» | Номинация |
2014 | Премия Независимый дух | Лучший монтаж (совместно с Дэвидом Лоуэри) | «Примесь» | Номинация |
2014 | Ассоциация кинокритиков Джорджии | Лучшая музыка | «Примесь» | Номинация |
2014 | Ассоциация кинокритиков Джорджии | Лучший режиссёр | «Примесь» | Номинация |
2014 | Ассоциация кинокритиков Джорджии | Лучший сценарий | «Примесь» | Номинация |
2014 | Ассоциация кинокритиков Джорджии | Лучшая операторская работа | «Примесь» | Номинация |
2014 | Ассоциация кинокритиков Центрального Огайо | Лучшая операторская работа | «Примесь» | Номинация |
2014 | Премия Хлортрудис | Лучшая операторская работа | «Примесь» | Номинация |
Год | Фильм | Кинорежиссёр | Сценарист | Продюсер | Актёр | Композитор | Кинооператор | Художник-постановщик | Монтажёр |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2004 | « Детонатор » |
|
|
|
|
|
|
|
|
2013 | « Примесь » |
|
|
|
|
|
|
|