Interested Article - Десятников, Леонид Аркадьевич

Леони́д Арка́дьевич Деся́тников (род. 16 октября 1955 , Харьков ) — советский и российский композитор. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации ( 2003 ) . Лауреат Государственной премии Российской Федерации ( 2004 ) .

Биография

Родился в Харькове в еврейской семье. Родители — участник Великой Отечественной войны Аркадий Львович Десятников (1925—1987), уроженец Покотилова , и Шейва Лейбовна Десятникова (1926—2014) — работали бухгалтерами . В 1973 окончил Харьковскую среднюю специальную музыкальную школу-интернат по классу теории музыки И. Н. Дубинина и Н. С. Тышко. По композиции обучался факультативно в классе Л. Ф. Шукайло и брал частные уроки у В. С. Бибика .

В 1978 окончил Ленинградскую консерваторию по классу композиции у профессора Бориса Арапова и по классу инструментовки у профессора Бориса Тищенко .

В 1987 году состоялась первая аудиозапись и телевизионная съемка молодого композитора для Центрального телевидения, инициатором которой была редактор Главной редакции музыкальных программ .

В 2003 году Десятникову присуждена Государственная премия РФ — за спектакль Государственного академического театра драмы имени А. С. Пушкина (Александринского) «Ревизор» по пьесе Н. Гоголя (в области литературы и искусства) .

В 2009 2010 годах работал музыкальным руководителем Большого театра России.

Творчество

Основные сочинения: опера «Дети Розенталя»; камерная опера «Бедная Лиза»; балеты « Утраченные иллюзии » и «Opera»; «Дар» — кантата на стихи Державина ; «Любовь и жизнь поэта», вокальный цикл на стихи Д. Хармса и Н. Олейникова ; «Свинцовое эхо» для голоса(ов) и инструментов на стихи Дж. М. Хопкинса ; «The Rite of Winter 1949», симфония для хора, солистов и оркестра.

С 1996 года интенсивно сотрудничает с Гидоном Кремером как композитор («Wie der Alte Leiermann…»; камерная версия «Эскизов к Закату», «Русские сезоны») и аранжировщик произведений Астора Пьяццоллы . В 1996—1998 годах сделал свободную транскрипцию «Времен года в Буэнос-Айресе» Пьяццоллы для скрипки и струнного оркестра. В каждую часть этого цикла он включил несколько цитат из «Времён года» Антонио Вивальди , учитывая различия сезонов в северном и южном полушариях, например, в «Verano Porteño» («Лето») добавил элементы «L’Inverno» («Зимы») Вивальди .

Автор музыки к художественным фильмам: « Закат », « Прикосновение », « Затерянный в Сибири », « Подмосковные вечера », « Серп и молот », « Мания Жизели », « Дневник его жены », « Москва » (Гран при на Фестивале кино- и медиамузыки в Бонне за лучший саундтрек, 2000 ), « Пленный », « Мишень » (удостоен Национальной кинопремии « Ника » за 2011 год в номинации «Лучшая музыка к фильму» ),« Ван Гоги » (удостоен Национальной кинопремии « Ника » за 2018 год в номинации «Лучшая музыка к фильму» .

Список произведений

Оперы и другие произведения для музыкального театра

Музыка для оркестра

Леонид Десятников, «Золотая маска» 2012 года
  • Эскизы к закату , версия для симфонического оркестра (1992).

Вокальная и хоровая музыка

  • Три песни на стихи Тао Юаньмина для голоса и фортепиано (1974).
  • Пять стихотворений Тютчева для сопрано и фортепиано (1976).
  • Три песни на стихи Джона Чиарди для сопрано и фортепиано (1976).
  • Две русские песни для голоса и фортепиано на стихи Р. М. Рильке (1979)
  • Дар , кантата для тенора, мужского хора и инструментального ансамбля на стихи Г. Р. Державина (1981, ред. 1997).
  • Букет для смешанного хора на стихи О. Григорьева (1982)
  • Пинежское сказание о дуэли и смерти Пушкина , кантата для ансамбля солистов и камерного оркестра, слова народные в записи и обработке Б. Шергина (1983).
  • Любовь и жизнь поэта , вокальный цикл для тенора и фортепиано на стихи Даниила Хармса и Николая Олейникова (1989).
  • Свинцовое эхо для голоса(ов) и инструментов на стихи Дж. М. Хопкинса (1990).
  • The Rite of Winter 1949 , симфония для хора, солистов и оркестра (1998, ред. 2006).
  • Русские сезоны для сопрано, скрипки и камерного оркестра на русские народные тексты (2000).
  • Москва , песни советских композиторов и другие фрагменты музыки к одноименному фильму для неакадемического голоса, сопрано, меццо-сопрано и инструментального ансамбля (2000).
  • The Secret Land для голоса и фортепиано на стихи Р. Грейвза (2001).
  • Письмо отцу для голоса и фортепиано на текст письма Г. Кремера (2007).

Камерная музыка

  • Вариации на обретение жилища для виолончели и фортепиано (1990).
  • Эскизы к закату , версия для флейты, кларнета, скрипки, контрабаса и фортепиано (1996).
  • Hommage á Piazzolla , два танго в транскрипции для скрипки, контрабаса, фортепиано и бандонеона (1996):
    • 1. «Счастье мое» (Е.Розенфельд);
    • 2. «Утомленное солнце» (Е. Петербуржский).
  • Wie der alte Leiermann… для скрипки и фортепиано (1997).
  • По канве Астора для фортепианного квартета (1999).
  • Возвращение для гобоя, кларнета и струнного квартета (2007).

Сочинения для фортепиано

  • Альбом для Айлики для фортепиано в четыре руки (1980).
  • Отзвуки театра , сюита (1985).
  • Du côté de shez swan (В сторону Лебедя) для двух фортепиано (2002).
  • Буковинские песни , 24 прелюдии для фортепиано (2017)

Обработки, транскрипции

  • Бах, Иоганн Себастьян . Сарабанда из клавирной партиты № 6, BWV 830. Обработка для шести струнных инструментов.
  • Пьяццолла, Астор . Chiquilin de Bachin . Обработка для скрипки, альта и виолончели.
  • Пьяццолла, Астор . Cuatro Estaciones Porteñas (Времена года в Буэнос-Айресе) . Обработка для скрипки и струнного оркестра (1996-98).
  • Пьяццолла, Астор . La Calle 92 . Обработка для скрипки, альта и виолончели.
  • Пьяццолла, Астор . Maria de Buenos Aires (Мария из Буэнос-Айреса) , танго-оперита. Оркестровая редакция (1997).
  • Пьяццолла, Астор . Rio Sena . Обработка для скрипки, альта и виолончели.
  • Пьяццолла, Астор . Tango Ballet . Обработка для скрипки и струнного оркестра (1997).
  • Шостакович, Дмитрий Дмитриевич . Предисловие к полному собранию моих сочинений и краткое размышление по поводу этого предисловия для баса и фортепиано, соч. 123. Обработка для баса и камерного оркестра.

Музыка к спектаклям

Музыка к фильмам

Леонид Десятников на записи музыки к к/ф «Мишень» (Москва, 2010)

Общественная позиция

В октябре 2008 года подписал открытое письмо-обращение в защиту и поддержку освобождения юриста нефтяной компании ЮКОС Светланы Бахминой .

Дискография

  • , Hila Baggio (soprano). The Yiddish Cabaret. Harmonia Mundi, 2019.

Примечания

  1. . Дата обращения: 6 ноября 2020. 21 апреля 2021 года.
  2. . Дата обращения: 6 ноября 2020. 2 апреля 2018 года.
  3. . Дата обращения: 19 мая 2019. 14 апреля 2010 года.
  4. от 23 октября 2015 на Wayback Machine
  5. . Дата обращения: 18 февраля 2016. 8 апреля 2016 года.
  6. Додолев, Евгений Юрьевич. Влад Листьев. Поле чудес в стране дураков / Крылов, Юрий. — Москва: Рипол-Классик, 2017. — С. 450—453. — 462 с. — ISBN 978-5-386-09715-8 .
  7. . Дата обращения: 27 июня 2017. 26 июня 2017 года.
  8. Дата обращения: 18 октября 2016. 8 марта 2014 года.
  9. . Дата обращения: 10 апреля 2012. Архивировано из 18 июля 2012 года.
  10. . Дата обращения: 1 апреля 2019. 23 ноября 2020 года.
  11. Верникова, Кира. . Коммерсантъ (22 июня 2001). Дата обращения: 17 сентября 2023.
  12. . Дата обращения: 15 октября 2016. 19 октября 2016 года.
  13. . Новая газета (30 октября 2008). Дата обращения: 16 декабря 2018. 7 июля 2019 года.

Ссылки

  • Леонид Десятников: // Искусство кино. — 2007. — № 2 . 15 сентября 2012 года. (интервью с И.Любарской )
Источник —

Same as Десятников, Леонид Аркадьевич