Interested Article - Скворец и Лира

« Скворе́ц и Ли́ра » — советский художественный фильм , снятый режиссёром Григорием Александровым на киностудии « Мосфильм » при участии студий « Баррандов » ( ЧССР ) и « Deutsche Film AG » ( ГДР ) в 1973 году .

Последний фильм, в котором снялась актриса Любовь Орлова .

Сюжет

Первая серия: Операция «Страсбург» . Супружеская пара советских нелегалов-разведчиков входит в ближайшее окружение генерала фон Лебена в оккупированном фашистами Страсбурге . Генерал является одним из участников заговора против Гитлера . Установив это, сотрудники службы безопасности в память о старых боевых заслугах генерала предлагают ему покончить жизнь самоубийством.

Грековы, пользуясь попавшим им в руки условным предметом- паролем , выходят на связь с группой крупных немецких промышленников, заинтересованных в быстрейшем окончании военных действий и взаимовыгодном сотрудничестве с американцами.

Вторая серия: Операция «Совет богов» . После окончания войны Курт Эгерт, он же Скворец, некоторое время находится в лагере для военнопленных, но с помощью заинтересованных в нём американцев выходит на свободу и становится преуспевающим коммерсантом .

Из Москвы с новой легендой прибывает сделавшая пластическую операцию Лира. Она выдаёт себя за племянницу баронессы Амалии фон Шровенхаузен. После помолвки и свадьбы с Эгертом у них возникает возможность получить приглашение в тайную международную организацию «Совет богов», объединившую мечтающих о реванше представителей деловых, политических и военных кругов.

В ролях

Съёмочная группа

История создания

Первый вариант сценария фильма «Скворец и Лира» был написан в 1968 году, но из-за ввода войск Варшавского договора в Чехословакию отложен. После этого работа над ним периодически возобновлялась и замораживалась по разным причинам . Съёмки начались в сентябре 1972 года и длились почти полтора года — финальное озвучивание завершилось в конце 1973 года. Научным консультантом фильма выступил Семён Цвигун , 1-й заместитель председателя КГБ СССР, курировавший 3-е (военная контрразведка) и 5-е (борьба с идеологической диверсией) Главные управления КГБ.

К тому времени режиссёр Григорий Александров уже не работал на съёмочной площадке более 10 лет, а его последний фильм « Русский сувенир » (1960) провалился в прокате. По мнению кинокритиков, Александров так и не смог избавиться от штампов, придуманных им в далекие 1930 годы. Ещё одна проблема состояла в том, во всех своих фильмах он всегда снимал только свою жену — актрису Любовь Орлову. На момент начала съёмок «Скворца и Лиры» Орловой было уже 70 лет, тогда как по сценарию это была роль для 30-летней .

Чтобы скрыть возраст Орловой, на съёмках пришлось задействовать целый набор технических ухищрений: актрису снимали с определённых ракурсов, умело подбирали свет, а если требовалось крупно снять её лицо, то на кинообъектив надевался специальный светофильтр. Обстановка на съёмках, как писал Глеб Скороходов , была очень нервной :

Любовь Петровна, которая доселе слыла актрисой с очень миролюбивым характером, впервые на съёмочной площадке капризничала, изводила гримёров и костюмеров, ссорилась даже с Александровым.

Из-за капризов жены режиссёру неоднократно приходилось на ходу переписывать сценарий. Например, Орлова захотела предстать на экране в траурном платье, шляпке и вуали, и в итоге Александров сделал её «вдовой» — в фильме появился эпизод, в котором главный герой умирает от сердечного приступа.

Фотография Орловой в образе Людмилы Грековой появилась на обложке первого номера журнала « Искусство кино » за 1973 год. В январе 1974 года Григорий Александров и Любовь Орлова анонсировали премьеру фильма в телепередаче « Кинопанорама ». Однако фильм на экран не вышел. Киноведы Марк Кушниров и Александр Шпагин в статье «Двадцать лет спустя», опубликованной в журнале «Искусство кино» в 1993 году, приводят несколько версий запрета фильма :

Говорили, что фильм оказался столь дурного качества, что даже видавшее виды начальство развело руками. И, естественно, закрыло картину, дабы не компрометировать важную, государственного значения тему, а заодно и Александрова с Орловой, репутацией которых оно весьма дорожило. Говорилось, помнится, и про то, что фильм не соответствовал изменившимся политическим реалиям. (…) Была ещё экстравагантная сплетня, что Александров ненароком, по простоте душевной, выдал какие-то сверхважные тайны советской разведки. (…) «А дело было так, — гласит версия одного из самых значительных лиц, — сверху фильм никто не запрещал. Студия вообще не представила его нам (в Госкино). Мы его не обсуждали. А закрыла картину сама Люба (Орлова). Она увидела себя на экране и очень себе не понравилась». (…) Другая версия принадлежит не менее высокопоставленному лицу, и она действительно другая: «Фильм запретили органы».

Вторая версия неназванного «высокопоставленного лица», по мнению Марка Кушнирова и Александра Шпагина, звучала вполне правдоподобно. В фильме «Скворец и Лира» советская разведчица внедрялась в немецкую семью под видом родственницы. Он как бы предупреждал людей на Западе, что все, кто приезжает под видом родных, на самом деле агенты КГБ. В своей статье киноведы приводят и версию редактора фильма, согласно которой на сдачу «Скворца и Лиры» на студию приехал Цвигун и сказал, что в комитете возникли возражения «по причине несоответствия политическому моменту» .

Примечания

  1. Кушниров М., Шпагин А. Двадцать лет спустя // Искусство кино : журнал. — 1993. — № 8 . — С. 7–8 .
  2. Кушниров М., Шпагин А. Двадцать лет спустя // Искусство кино : журнал. — 1993. — № 8 . — С. 9 .

Ссылки

  • // «Энциклопедия отечественного кино»: сайт.
  • .
  • . kommersant.ru . Коммерсантъ Деньги . Дата обращения: 19 февраля 2019. 20 февраля 2019 года.
Источник —

Same as Скворец и Лира