Самооборона (Эстония)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Самооборо́на» , О́макайтсе ( эст. Omakaitse ) — эстонская военизированная организация.
Изначально создана в 1917 году, однако наибольшую известность получила в годы Второй мировой войны , когда действовала на стороне Нацистской Германии . Члены «Омакайтсе» занимались уничтожением евреев , сторонников советской власти (коммунистов), несли караульную и конвойную службу (в том числе в концлагерях ), проводили облавы на партизан и окружённых советских военнослужащих. Численность членов организации, формировавшейся на добровольной основе, в 1943 году превысила 40 тысяч человек.
Изначально была создана в 1917 году после Октябрьской революции . Накануне оккупации Эстонии Германской империей отряды «Омакайтсе» захватили крупные города страны, позволив Комитету спасения Эстонии провозгласить независимость Эстонии . В то время девизом организации были слова «Взаимная защита и взаимопомощь» ( эст. Vastastikune kaitse ja vastastikune abiandmine ) . Однако во время немецкой оккупации они были признаны вне закона. Только после ухода из Эстонии немецкой армии в конце 1918 года отряды «Омакайтсе» вышли из подполья и стали основой для создания « Кайтселийта » .
Вновь формирование «Омакайтсе» началось в июле 1941 года. Летом 1941 года в 13 уездных дружинах состояло более 20 тысяч вооружённых участников организации , к концу года в «Омакайтсе» добровольно вступило 43 757 человек . В июле 1941 года добровольно вступил в «Омакайтсе» Айн-Эрвин Мере , который 8 декабря 1941 года был назначен на должность начальника политической полиции Эстонии и участвовал в создании лагеря смерти « » .
При отступлении советских войск Омакайтсе взял власть во многих местах Южной Эстонии. 10 июля в волости Отепяэ Омакайтсе контролировал город Отепяэ , также была освобождена Южная Тартумаа . После Тартуского парада 29 июля 1941 года немцы приказали отдать трофейное оружие, южно-эстонские отряды самообороны были расформированы. Вместо самообороны немцы планировали создать вспомогательные полицейские подразделения.
Ещё до 6 июля члены Омакайтсе на юге Эстонии (Вырумаа, Валгамаа, Тартумаа, Вильяндимаа и Пярнумаа) начали арестовывать коммунистов, членов органов советской власти, советских активистов и деятелей, организовавших репрессии против населения в годы советской власти в 1940 −1941 гг, иногда расстреливая их по своим ( полевым ) судам. По мере продолжения наступления немецких войск в Северную Эстонию, Отряды самообороны были подчинены 207-й охранной дивизии , которая занималась тыловой охраной немецкого вермахта .
Отряды формировались по территориальному принципу, часть личного состава была на казарменном положении. Подразделения «Омакайтсе» формировались на добровольной основе в каждом городе и деревне. В них принимались мужчины и женщины от 14 лет, способные носить оружие. Вербовка в члены организации проводилась под лозунгом «Кто не вступает в Омакайтсе, тот является сочувствующим коммунистам» [ источник не указан 83 дня ] .
Костяком организации стали 12 рот, названные по именам городов, где они были созданы и несли службу: «Ревель», «Харриен», «Йервен», «Вирланд», «Нарва», «Тарту», «Выру», «Валга», «Петсери», «Пылтсамаа», «Вильянди» и «Эзель» . Также в каждой сельской общине имелись свои отряды «Омакайтсе», численность которых в волости равнялась роте, а в уезде — батальону.
В состав «Омакайтсе» вошли бывшие « лесные братья », бывшие военнослужащие эстонской армии, эстонская молодёжь. Её члены образовывали батальоны (в уездах и городах), роты (в волостях) и взводы. Городскую или уездную организацию возглавлял уездный начальник, который одновременно подчинялся командующему «Омакайтсе» и немецкому комиссару. Личный состав имел лёгкое стрелковое вооружение, носил униформу эстонской армии и белую нарукавную повязку «На службе немецкой армии» . При взводах имелись пулеметы. Оружие члены «Омакайтсе» постоянно имели при себе и периодически собирались на сборы в волостные и уездные центры . Первоначально организация находилась в подчинении начальника полиции порядка. Координацию действий «Омакайтсе» осуществлял командир айнзатцкомманды 1А штурмбанфюрер СС М. Зандбергер , позднее осуждённый в США как военный преступник .
При организации имелась женская секция «Найскодукайтсе» («Женская защита дома») численностью до 20 тысяч человек, которая занималась хозяйственными работами, организацией питания на военных сборах, уходом за ранеными . Кроме того, члены женских дружин могли действовать в качестве воздушных наблюдателей гражданской обороны .
В 1941 году командующий 18-й армией генерал-полковник Кюхлер из отдельных отрядов «Омакайтсе» сформировал 6 эстонских охранных отрядов (181—186) на добровольной основе с заключением контракта на 1 год. Впоследствии они были реорганизованы в три восточных батальона (645, 659 и 660-й) и одну восточную роту (657-я) . С 1 октября 1942 года «Омакайтсе» перешла в подчинение главнокомандующему тыла войсковой группы «Норд» генералу пехоты . При этом отряды, находившиеся на казарменном положении, остались в подчинении начальника полиции порядка, а позднее были выведены из состава «Омакайтсе» и преобразованы в охранные батальоны.
По данным Эстонского штаба партизанского движения, в 1943 году численность участников «Омакайтсе» превысила 90 тысяч человек . По другим данным, на начало февраля 1944 года в организации состояло от 38 до 40 тысяч человек, а к августу 1944 года — свыше 73 000 человек . Численность 30-40 тысяч подтверждает также итоговый отчет Международной комиссии историков при президенте Эстонии .
В январе 1944 года из членов «Омакайтсе» началось создание полка « », в который вошли 4 батальона организации (уроженцы областей Вильянди и Пярну ) . В октябре 1944 года на основе отрядов «Омакайтсе» вместе с участниками 13 эстонских полицейских батальонов была вновь сформирована ранее разгромленная 20-я эстонская дивизия СС в составе трёх гренадерских полков СС «Эстланд». 13 января 1945 года дивизия была окружена частями Красной Армии в районе немецкого города Виттенберг , где во время боев был убит командир дивизии Ф. Аугсбергер, которого заменил подполковник Альфонс Ребане .
Помимо массовых убийств мирных жителей формирования «Омакайтсе» активно проводили карательные акции, занимались охраной тюрем, концлагерей, коммуникаций и важных объектов, осуществляли розыск и задержание партизан, конвоирование угоняемых на работу в Германию людей.
Летом-осенью 1941 года после занятия немецкими войсками Тарту в противотанковом рву под городом (в населённом пункте Лемматси ) участники «Омакайтсе» убили более 12 тысяч мирных жителей и советских военнопленных . К 1 ноября 1941 года «Омакайтсе» провела 5033 облавы, было арестовано 41 135 человек, из которых 7357 человек были казнены на месте «из-за оказанного сопротивления» .
В 1942 году «Омакайтсе» провела 1981 облаву, в результате было задержано 54 парашютиста, 33 партизана, 876 бежавших русских военнопленных и 328 «подозрительных лиц» . В 1944 году после объявления мобилизации эстонцев «Омакайтсе» проводила поиск дезертиров .
Начальник абвергруппы-326 лейтенант Вернер Редлих высоко оценивал деятельность организации: «В работе мы опирались на существовавшие во всех уездах Эстонии вооруженные отряды „Омакайтсе“. Офицеры разведки при штабах полков „Омакайтсе“ имели своих доверенных и особо благонадежных лиц, через которых они получали необходимые сведения. Все эстонские офицеры, проводившие эту работу, регулярно присылали в наше распоряжение доклады» .
Как писал журнал « Российская Федерация сегодня », «Члены профашистской организации „Омакайтсе“ <…> начали кровавые расправы над сторонниками советской власти ещё до прихода гитлеровцев. Основной удар пришелся не по коммунистам и евреям, как обычно утверждалось, а по новоземельцам — деревенской бедноте, получившей наделы из национализированной у помещиков и богатых хуторян земли. Хозяева изуверски спросили за каждый отнятый у них гектар» .
В связи с военными поражениями Германии и продвижением частей Красной армии, с 1944 года члены «Омакайтсе» начали подвергаться задержаниям и арестам.
В своих показаниях задержанные коллаборационисты рассказывали об участии членов «Омакайтсе» в военных преступлениях. Так, Видрик Паргмэ, работавший надзирателем тюрьмы города Выру с 15 июля 1941 года по август 1944 года, показал, что расстрелами занимались участники «Омакайтсе» :
…приезжали они обычно на машинах в ночное время в количестве до 30 чел., выводили заключенных и на машинах увозили их за город, где и расстреливали. По сколько человек за один раз они расстреливали, сказать точно не могу, но мне известно, что был случай, когда за один раз было расстреляно 40 человек. Расстрел осужденных — заключенных производился в лесу Редо, это по шоссе 5 км за город Выру и в стороне от шоссе на 0,5 км на правую сторону.
Один из эстонских военнослужащих 33-го батальона «Кайтсе», рассказывая о своих сослуживцах, отмечал, что они «арестовывали советских людей, расстреливали их и обращались с ними не по-человечески» . В частности, о командире отделения в 33 батальоне Йоханнесе Ныммике сообщалось :
… когда в Тарту пришли первые немецкие части, пришел и он в Тарту и вступил в «Омакайтсе»… Ещё он говорил о том, когда он был в концлагере на службе, как они обращались с задержанными, отбирали у них лучшие вещи и деньги, а кто пробовал противиться, тот получал прикладом… Он, как человек, находящийся в это время на службе в концлагере (как он сам говорил), имел ещё группу людей, в которую входили Ребане, Мооритс, Оси, Аннманн, Лехапау Калью и Веси, их обязанностью было снимать одежду с людей, уводимых на расстрел, завязывать им руки за спиной и сопровождать машину, выставлять вокруг посты и расстреливать. Кроме того, говорил он ещё, как они насиловали перед уводом на расстрел молодых женщин из еврейской нации, кто же сопротивлялся и не замечал побоев, этих другие держали за ноги и руки.
По словам младшего офицера Рихарда Ярвамаа, Ныммик был «героем того времени, который никогда не имел ни жалости, ни пощады к арестованным»: «Был один такой случай в концлагере, когда во время увода на расстрел одна девочка бросилась на землю и не хотела идти добровольно в автомашину, тогда Ныммик вывернул у неё пальцы из суставов, и девочка, крича, пошла к машине, где у неё связали руки за спиной» .
О фельдфебеле Тойво Валгеристе задержанный говорил, что тот был «в 3 роте старшиной взвода, где всё время вспоминал о днях, проведенных в „Омакайтсе“ и о тех моментах, когда люди погибали от его выстрелов. Как он сам говорил, он чувствовал самое большое удовольствие, когда он мог кого-нибудь убить. Ещё говорил он, как я слышал от других, как однажды он вёл на расстрел еврея, у которого руки были связаны за спиной, и на нём была верёвка, за которую он вёл его как собаку. Так он вёл его на окраину города и там застрелил…» . Бывший руководитель «Омакайтсе» в городе Рихард Тятте в конце июля 1941 года с группой «Омакайтсе» задержал председателя Калликстского горсовета М. Феклистова, которого подвергли пыткам: «Ему рвали нос железными крючками, простреливали плечо, а на второй день, полуживого, закопали в землю…» .
Всего в 1944—1945 годах в Эстонии органами НКВД — НКГБ было арестовано около 10 тысяч человек (среди которых были не только члены «Омакайтсе») . Как полагает историк А. Дюков , из их числа около 7,5 тысяч человек были осуждены и попали в лагеря и колонии ГУЛАГа , около 100—200 человек были расстреляны .
В эстонском издании 2004 года «Обзор периода оккупации» (редактор: доктор исторических наук Энн Тарвель), посвящённом нахождению Эстонии в составе СССР, в главе «Сопротивление» полностью отсутствуют какие-либо упоминания об участии «Омакайтсе» в массовых убийствах и карательных акциях. В издании, составители которого выражают признательность министерству обороны Эстонии, о деятельности членов «Омакайтсе» сказано, что они «выполняли задания, касающиеся безопасности на местах» .
Согласно выводам Международной комиссии по расследованию преступлений против человечности, учреждённой в 1998 году Президентом Эстонии Леннартом Мери , несмотря на многочисленность организации, непосредственно в преступлениях участвовали относительно немногие члены Омакайтсе (от 1000 до 1200 человек), а также, что в первые два месяца после нацистского вторжения члены организации убивали в основном предполагаемых коммунистов. Указано, что «подразделения „Омакайтсе“ также участвовали в облавах на евреев (и, возможно, в их расстрелах)». Также отмечено, что «Зондеркоманда 1А вместе с „Омакайтсе“ и эстонской полицией так тщательно истребляла эстонских евреев, что не было образовано гетто» .