Interested Article - Барт, Лайонел

Лайонел Барт ( англ. Lionel Bart ; 1 августа 1930 , Лондон 3 апреля 1999 , там же) — британский композитор и поэт, автор популярных эстрадных песен, мюзиклов и музыки к фильмам , наиболее известен благодаря мюзиклу « Оливер! » (1960). Лауреат премий Айвора Новелло и « Тони ».

Биография

Родился в лондонском Ист-Энде в семье еврейского портного Морриса Бегляйтера и его жены Еты (урождённой Дарумштундлер) . Родители попали в Англию из Галиции , спасаясь от погромов в Австро-Венгрии. Лайонел, 11-й (и младший из семи выживших) ребёнок в семье, родился, когда матери было 46 лет .

Когда мальчику было 6 лет, его учитель сообщил родителям, что у него музыкальный талант. Лайонелу достали старую скрипку и он начал брать уроки музыки, но вскоре их бросил. Его мечтой в это время была карьера художника, однако, поступив в , он был исключён из неё за хулиганство. По собственным словам, живопись оказалась слишком одиноким занятием для Барта .

Во время службы в Королевских ВВС , познакомился с Джоном Горманом, с которым по окончании службы открыл типографию в лондонском районе Хакни . Они также вместе вступили в Коммунистическую партию Великобритании . Организовал театр-кабаре для Международного молодёжного центра и в 1952 году вместе с Джоном Голдом поставил в нём ежегодное ревю , представляющее историю Робин Гуда , стилизованную под произведения Достоевского и Ноэла Кауарда . Для театра «Юнити», где ставились произведения левацкого содержания, написал текст для постановки, переосмыслявшей в агитпроповском ключе историю Золушки .

После начала творческой карьеры англизировал фамилию родителей Бегляйтер, превратив её в Барт. Первый собственный мюзикл Барта, «Уолли Поне, король преступного мира» ( англ. Wally Pone, King of the Underworld , по мотивам пьесы Бена Джонсона ), продержался на сцене 8 недель. В это же время он начал писать песни для эстрадных исполнителей. По собственным словам, сочиняя песни, Барт всегда подстраивал их к стилю конкретного исполнителя; этот подход позже создавал ему трудности в работе над мюзиклами, музыка которых должна была быть более универсальной . Среди наиболее популярных шлягеров, созданных им в этот период, были песни «Living Doll», написанная для Клиффа Ричарда (продажи сингла в Великобритании превысили миллион экземпляров ), и «Rock with the Caveman», написанная для Томми Стила ; работал также с Энтони Ньюли («Do you Mind?») .

В 1959 году сценического успеха добились сразу два мюзикла Барта . Первый, «Дела уже не те, что раньше» ( англ. Fings Ain't Wot They Used T'Be ), был написан для Джоан Литлвуд и её труппы Theatre Royal. Второй, «Запирайте ваших дочерей» ( англ. Lock up Jour Daughters ) — осовремененная версия пьесы Генри Филдинга «Политик из кофейни, или Судья в ловушке», — был создан по заказу Бернарда Майлса и дебютировал на сцене через несколько месяцев после первого . Барт, уже имевший три премии Айвора Новелло за 1957 год (как автор-песенник ), в 1959 году добавил к ним ещё четыре .

В следующем году был поставлен мюзикл « Оливер! » — адаптация романа Диккенса « Приключения Оливера Твиста », для которой Барт написал либретто и песни . В первой версии эта пьеса была поставлена всего три раза, но после возобновления постановки стала самой успешной в его карьере и принесла ему в том же году ещё две премии Айвора Новелло . Мюзикл, принёсший славу исполнителю роли Фейгина Рону Муди , шёл на лондонских подмостках долгое время, его новые успешные постановки состоялись в 1967 и 1977 годах. На Бродвее его премьера состоялась в январе 1963 году и также получила высокие оценки , в том числе 10 номинаций на премию « Тони ». В итоге Барт завоевал эту премию как автор текста и музыки .

Достаточно успешными, хотя и не на том же уровне, что «Оливер!», стали и два следующих мюзикла Барта — «Блиц!» и «Мэгги Мэй». В основу первого легли детские воспоминания Барта о периоде « битвы за Британию » в годы Второй мировой войны. Ноэл Кауард в газете The Guardian написал, что мюзикл вдвое длиннее и вдвое громче, чем события, положенные в его основу , ещё один критик назвал его «грандиозной осечкой», но публике он понравился . В 1963 году славу Барта приумножил также фильм « Из России с любовью », продолжавший кинематографическую бондиану , для которого англичанин написал главную песню . Сама песня в исполнении Мэтта Монро стала международным хитом .

В эти годы доходы Барта позволяли ему вести роскошный образ жизни. Он владел четырьмя домами в Фулеме , Малибу , Нью-Йорке и Танжере , проводил многолюдные кутежи, длившиеся ночь напролёт , свёл дружбу с музыкантами « Битлз » и « Роллинг Стоунз », вошёл в богемный ближний круг принцессы Маргарет . Закат карьеры Барта начался в 1965 году с выходом неудачного мюзикла «Дзынь!!» ( англ. Twang!! ) о Робин Гуде. Несмотря на то, что его снова ставила Джоан Литлвуд, а роль девы Мэриан исполняла Барбара Виндзор , постановка провалилась . Барт, однако, отказался в это верить и вложил в продолжение показов 80 тысяч фунтов из собственного кармана . Он также продал авторские права на свою самую успешную работу, «Оливер!», голливудская экранизация которого через несколько лет получила 11 номинаций на « Оскар » .

Ближе к концу 1960-х годов Барт написал ещё один мюзикл, «Дорога» ( итал. La Strada ) по мотивам одноимённого фильма Феллини , но это произведение было представлено публике только один раз. Мюзикл «Квазимодо» по « Собору Парижской Богоматери » Гюго вообще не был поставлен при жизни автора. Карьера Барта как кинокомпозитора продлилась ешё несколько лет: он сочинил музыку для экранизаций « Чёрного Красавчика » и « Странной истории доктора Джекила и мистера Хайда » и фильма Кирка Дугласа « ». Эта лента вышла на экраны в 1973 году , но уже за год до этого Барт объявил себя банкротом и ушёл в запой. В 1977 году двое коллег создали новый мюзикл «Лайонел!», включавший его наиболее известные хиты. Этот спектакль мог помочь Барту восстановить финансовое благополучие, но он отнёсся к этой попытке откровенно враждебно и она сошла со сцены уже через несколько недель .

Выйти из депрессии композитору помог его соратник по ВВС Великобритании Горман, когда врачи оставляли Барту, страдавшему от цирроза и диабета , лишь несколько недель жизни. С помощью Гормана Барт прекратил пить, записался в общество « Анонимные алкоголики » и начал вести здоровый образ жизни . В середине 1980-х его репутация начала восстанавливаться, когда с его помощью Клифф Ричард выпустил новую версию песни «Living Doll» . В 1986 году Барт получил ещё одну премию Айвора Новелло — за достижения творческой карьеры . Его начали часто приглашать как композитора для рекламных роликов , один из которых — для компании Abbey National — завоевал профессиональные награды. В 1994 году Барт участвовал в новой успешной постановке «Оливер!», осуществлённой импресарио Камероном Макинтошем .

В последние годы жизни Барт публично признал собственную гомосексуальность , в театральных кругах к этому времени бывшую общеизвестной. Он умер от рака в Хаммерсмитской больнице в 1999 году, оставив по завещанию родным и друзьям более 1,2 миллиона фунтов .

Примечания

  1. Lionel Bart // (англ.) — 2000.
  2. Lionel Bart // — 2005.
  3. (англ.) — 1996.
  4. Mark Wheeler. // Oxford Dictionary of National Biography (англ.) . — Oxf. : Oxford University Press , 2004—2014.
  5. Dennis Barker. (англ.) . The Guardian (4 апреля 1999). Дата обращения: 21 апреля 2023. 21 апреля 2023 года.
  6. (англ.) . Masterworks Broadway . Дата обращения: 11 апреля 2023. 21 апреля 2023 года.
  7. (англ.) на сайте AllMusic (проверено 21 апреля 2023) .

Литература

Источник —

Same as Барт, Лайонел