Interested Article - Кереки
- 2021-11-16
- 1
Кере́ки (самоназвания аӈӄалҕакку — «приморские люди», каракыкку — от чук. кэрэкит ) — один из палеоазиатских народов России . По переписи 2021 года кереками себя записали 23 человека, а по переписи 2010 года кереками себя записали 4 человека (в 2002 году — 8 человек) .
В 1959 году кереков насчитывалось около 100 человек, в XX столетии они жили в населённых пунктах Беринговского района Чукотского автономного округа ( Мейныпильгыно , Хатырка , Беринговский ). Кереки проживали в нескольких посёлках отдельными семьями смешанно с чукчами и подверглись ассимиляции с их стороны .
В ходе всероссийской переписи населения в 2021 году четыре человека, отнёсших себя к керекам, заявили, что владеют керекским языком .
Язык
Говорят в основном по-чукотски и по-русски , пассивно сохранялся также керекский язык , который относится к чукотско-камчатской семье . Близок к корякскому языку , часто считается одним из его диалектов. В лексике кереков встречаются также элементы эскимосского . Краткое научное описание их языка впервые было осуществлено советским палеоазиатоведом П. Я. Скориком на основании собранных в 1954 — 1956 годах материалов. Им же записано несколько текстов на керекском языке. Также в 1971 году восемь новых керекских текстов было записано В. В. Леонтьевым .
История
Археологи выделяют (с 1-й половины 1-го тысячелетия до н. э.), происхождение которой связывают с общим протоэскалеуто-ительменским этническим пластом ( Н. Н. Диков ).
К моменту выхода русских на побережье Берингова моря (XVII век) территория расселения кереков простиралась от Анадырского лимана до устья Опуки (по археологическим данным, следы древних керекских поселений прослеживаются и южнее — до мыса Олюторский ). Кереки занимались охотой на морских млекопитающих и рыболовством . В XVIII веке, во время жестоких военных столкновений между чукчами и коряками , кереки оказались между двух огней: они подвергались нападениям как чукчей, так и коряков, которые убивали взрослых мужчин и уводили в рабство детей и женщин. Кереки, не будучи способными оказать активное сопротивление, пытались укрыться в пещерах отвесных скал и прочих укромных местах. Следствием потерь от военных набегов, а также от эпидемий , прокатившихся по краю в конце XVIII века, стало резкое сокращение численности керекского этноса; В. В. Леонтьев писал: « Не случайно многие исследователи считали кереков самым несчастным племенем на Северо-Востоке » .
Выделялись группы северных ( наваринских , или мейныпильгынских, самоназвание ыйулалҕакку — верхние) и южных (хатырских, самоназвание иутылалҕакку — нижние) кереков . В XIX—XX веках Кереков обычно относили к Корякам . По переписи 1897 года насчитывалось 102 Керека .
В XX веке кереки были почти полностью ассимилированы чукчами. В 1991 году по-керекски говорило всего три человека: Иван Увагыргын (хатырский диалект), Николай Етынкэу и Екатерина Хаткана (мейныпильгынский диалект) . В 2000 году кереки были включены в перечень коренных малочисленных народов России .
Последние кереки — носители керекского языка умерли между 1991 и 2005 годами, и с 2005 года этот язык классифицируется лингвистами как исчезнувший. Однако в ходе переписи населения, проведённой в 2021 году, четыре человека заявили, что керекский язык им родной либо владеют им. Лингвисты считают, что эти люди сделали такие заявления из национальной самоиндетификации и считают себя кереками .
Традиционная культура
В XX веке материальная и духовная жизнь были близки чукотским.
Кереки занимались рыболовством , морским зверобойным и пушным промыслом, охотой на дикого оленя и горного барана, собирательством. Держали упряжных собак ( нарты и упряжка восточно-сибирского, или чукотско-корякского типа). У южных кереков существовало мелкотабунное оленеводство . Рыбу в больших количествах заготавливали впрок.
Распространённым оружием морской охоты было гарпунное устройство, т. н. «керекская спица», лук со стрелами, потеснённые впоследствии огнестрельным оружием. При охоте на морского зверя и медведя до 1970-х гг. использовали в числе других видов оружия дубинку ( кэлюунэн ) с наконечником из моржового клыка или металла, находящую аналогии среди предшественников томагавка у индейцев Северной Америки.
Зимние поселения включали 1—3 большие землянки, в каждой — по несколько семей. Весной переселялись в летние жилища, устраивая по этому случаю праздник с охранительными ритуалами. Был развит шаманизм ; шаман имел специальную ритуальную одежду. Рядом с керекским поселениями имелись жертвенные места — скопления моржовых черепов с воткнутой китовой челюстью и пр.
Фольклор близок к корякскому, ительменскому, чукотскому; бытовал цикл сюжетов о Вороне Кукки ( Кутхе ).
Примечания
- ↑ . Дата обращения: 6 января 2023. 30 декабря 2022 года.
- , с. 90.
- . Дата обращения: 16 июля 2012. 23 декабря 2021 года.
- Донских, Е. . // Аргументы и факты . — 2013. — № 48 (1725) (27 ноября). — С. 36. (Дата обращения: 4 февраля 2024)
- ↑ , с. 91—92.
- ↑ // РБК . — 2024. — 4 февраля.
- ↑ , с. 91.
- ↑ . // Сайт НГУ «Поддержка прав коренных народов Сибири» . Дата обращения: 29 ноября 2015. Архивировано из 8 декабря 2015 года.
- , с. 51.
- , с. 65.
Литература
- // Большая российская энциклопедия : электронная версия. — 2016. — Дата обращения: 03.03.2018.
- Володин А. П. Керекский язык // Языки народов России. Красная книга / Гл. ред. В. П. Нерознак . — М. : Academia, 2002. — 378 с. — ISBN 5-87444-149-2 . — С. 90—93.
- Леонтьев В. В. По земле древних кереков. — Магадан: Магаданское книжное издательство , 1976. — 260 с.
- Леонтьев В. В. . Этнография и фольклор кереков. — М. : Наука , 1983. — 136 с.
- Народы Дальнего Востока СССР в XVII—XX вв.: Историко-этнографические очерки / Отв. ред. И. С. Гурвич . — М. : Наука , 1985. — 239 с.
- Кереки // Сибирь. Атлас Азиатской России . — М. : Топ-книга, Феория, Дизайн. Информация. Картография, 2007. — 664 с. — ISBN 5-287-00413-3 .
- Кереки // . — М. : Дизайн. Информация. Картография, 2010. — 320 с. — ISBN 978-5-287-00718-8 .
- Шнакенбург Н. Б. Нымыланы-кэрэки // Советский Север. — 1939. — № 3 . — С. 96 .
Ссылки
- // Газета «География». — М. : «Первое сентября», 2007. — № 05 .
- // « Крайний Север ». — 12 августа 2005. — № 31 (1480) .
- 2021-11-16
- 1