Interested Article - Блюменталь-Тамарин, Всеволод Александрович
- 2021-08-23
- 1
Все́волод Алекса́ндрович Блюмента́ль-Тама́рин ( 16 июня 1881 , Санкт-Петербург — 10 мая 1945 , Мюнзинген , Германия ) — российский и советский актёр, режиссёр и литератор. Сын актёров А. Э. и М. М. Блюменталь-Тамариных. Заслуженный артист РСФСР (1926). Коллаборационист .
Биография
Родился в артистической семье. Отец — известный режиссёр и актёр Александр Эдуардович Блюменталь-Тамарин (ум. 1 [14] декабря 1911 ). Мать — актриса Мария Михайловна Блюменталь-Тамарина , урождённая Климова (1859—1938). Дед по отцу был немцем.
Глубоко травмированный в детстве разводом родителей, Блюменталь-Тамарин на протяжении всей жизни сохранял очень близкие отношения с матерью и написал о ней мемуары «Блюменталь-Тамарина и её время», опубликованные в 1939 году в журнале « Театр ».
На профессиональной сцене — с 1901 года. Впрочем, в автобиографической справке «25 лет на сцене», опубликованной в 1926 году в журнале «Театр», Блюменталь-Тамарин вспоминал о своей игре в театре ещё в детском возрасте:
…Сейчас мне 44 года. Всё детство прошло на сцене. В 7 лет я уже играл. Окончил Московское театральное училище . Был на первом семестре Тенишевского училища . Во время студенческих волнений мы выбросили из окна чертёжной подосланного полицейского шпика, в результате чего я и 35 студентов «вылетели» из института с «волчьими билетами». После этого я решил бесповоротно — иду на сцену. Вступил в оперетту Шумана в Вильно , где отец был режиссёром.
В 1917—1918 годах жил в Харькове (по адресу: ул. Гоголя, 41). Сыграл в Большом театре Царя Эдипа . Входил в труппу Городского театра: осенью 1918 был занят в спектаклях «Живой труп» (Федя Протасов), «Маргарита Готье», «Касатка» (Илья) и др.
Харьковская пресса писала:
С большим ансамблем проходит пьеса «Маргарита Готье». <…> Живые образы дают Блюменталь-Тамарин (Арман) <…> «Касатка» проходит также безукоризненно, причём главное внимание на себе сосредотачивают г-жа Павлова и г-н Баров <…> Не хуже этих двух артистов играют в «Касатке» г-н Блюменталь-Тамарин, сообщающий Илье Ильичу цельность натуры <…> Но «Живой труп», «Горе от ума» и «Бесприданница» проходят хуже. <…> Что же касается игры г-на Блюменталь-Тамарина, то, изображая Протасова, артист лишил его барственности [и] не усугубил, не осложнил внутреннего мира, не обогатил деталями и все мотивы поступков и действий приписал не столько высоким запросам духа, сколько безволью, бесхарактерности, склонности натуры. Но, в пределах своего представления, сделал всё возможное, особенно хорошо провёл первый акт, внёс в свою игру много искренности и дал живое лицо <…> .
В декабре 1918 года появилось сообщение о том, что Блюменталь-Тамарин примет участие в создаваемом Д. Д. Уваровым в помещении «Рабочего дома» новом театре .
В 1919 году, когда Харьков был занят частями Добровольческой армии генерала А. И. Деникина , Блюменталь-Тамарин помимо театральной работы активно занимался общественной деятельностью.
Находившийся в Харькове с начала июня 1919 года в составе гастролировавшей здесь труппы МХТ В. В. Шверубович , описывая занятие города частями Добровольческой армии, в частности, вспоминал:
Началось с того, что харьковское актёрство, которое возглавлял отдыхавший под Харьковом на своём хуторе, оставленном ему советской властью, В. А. Блюменталь-Тамарин, решило устроить большой праздник в честь прихода добровольческой армии. Затеяны были грандиозный концерт в цирке и ряд вечеров в других театральных помещениях. <…> Блюменталь-Тамарин верхом на белом цирковом коне с огромным трёхцветным флагом на пике, с большой церковной кружкой у седла разъезжал по городу, собирая пожертвования на подарки «освободителям родины» <…>.
— Люди театра. Из воспоминаний // «Новый мир», 1968. — № 2. — С. 100.
Г. Бахтаров, сообщает:
Когда Красная Армия вошла на Украинскую землю, он был арестован. И только благодаря вмешательству Луначарского Блюменталь-Тамарину была сохранена жизнь…
— Последний гастролёр // журнал «Московский наблюдатель», 1993 .
В 1926 году, через 7 лет после «белогвардейских эскапад» в Харькове, в Москве торжественно отмечалось 25-летие его сценической деятельности. На юбилейном спектакле Блюменталь-Тамарин играл Кина. А. В. Луначарский огласил правительственное постановление о присвоении юбиляру звания заслуженного артиста РСФСР . На том же вечере для него пели А. Нежданова , Н. Обухова , Л. Собинов , танцевали Е. Гельцер и В. Тихомиров , играл Генрих Нейгауз .
Однако, Блюменталь-Тамарин тогда же ушёл из Театра Корша , где играл, собрал собственную труппу и создал Московский передвижной театр. Начались многочисленные гастроли, благодаря которым он не только мог ускользать из-под мелочной опеки театрального начальства, но успешно избегал надзора «органов», — скорее всего, благодаря этому Блюменталь-Тамарин и уцелел в период массовых репрессий 1930-х годов. Единожды снялся в кино — «На дальней заставе» (1940, режиссёр Евгений Брюнчугин).
В 1941 году ему исполнилось 60 лет. В мае 1941 Блюменталь-Тамарин отправился в гастрольную поездку с программой, посвящённой 100-летию со дня смерти М. Ю. Лермонтова . Война застала его в Черновцах . Прервав гастроли, он вернулся в Москву и, захватив ценные вещи и архив, перебрался с семьёй на дачу в Новый Иерусалим — рядом с Истрой , в 60 км от Москвы, рядом с Волоколамским шоссе . По свидетельству очевидца, во время приближения немцев Блюменталь-Тамарин говорил: «Они нас не тронут — я же немец» (его отец был немцем по национальности).
Деятельность во время оккупации
В ноябре 1941 года немецкие войска заняли Истру. Блюменталя-Тамарина они действительно не тронули, а привлекли к сотрудничеству. Вместе с женой, актрисой Инной Александровной Лощилиной (1901—1974) и падчерицей он посетил Берлин. 2 февраля 1942 года выступил по радио с обращением, в котором призывал соотечественников не защищать сталинский режим и сдаваться, а население на захваченных территориях — сотрудничать с оккупантами. Передачи стали регулярными: они выходили в эфир каждый вторник и четверг в 18:00. Имитируя голос Сталина , Блюменталь-Тамарин озвучивал фальсифицированные указы советского правительства. Записанные на немецком радио Варшавы речи транслировались на оккупированных территориях СССР. 27 марта 1942 года Военная коллегия Верховного Суда СССР заочно приговорила его к смертной казни.
В ряде публикаций утверждается, что Блюменталь-Тамарин возглавлял Театр русской драмы в Киеве , где одной из наиболее известных его постановок была якобы переделанная в злую сатиру на Красную Армию пьеса «Фронт» А. Корнейчука , которая ставилась под названием «Так они воюют» . Сыграл в ней главную роль — генерала Горлова, переименованного в Горлопанова. Однако данная информация, перепечатанная в ряде изданий, как и сам факт пребывания Блюменталь-Тамарина в Киеве, не подтверждается известным репертуаром киевских театров, который публиковался в газетах времён оккупации .
С приближением советских войск Блюменталь-Тамарин перебрался в Кёнигсберг , затем в Берлин . Летом и осенью 1942 года выступал в Берлине с сольными программами и в спектакле «Без вины виноватые». В эмигрантской газете «Новое слово» печатались объявления о его выступлениях в сценах из спектаклей: «Маскарад» М. Ю. Лермонтова , «На людном месте» А. Н. Островского , «Гамлет» У. Шекспира , «Медведь» А. П. Чехова : 17.02.1943 — в Шуман-зале, 13.06.1943 — в Бах-зале.
10 мая 1945 года был убит в Мюнзингене «при невыясненных обстоятельствах», предположительно племянником жены — Игорем Львовичем Миклашевским (1918—1990), который в 1942 году под видом перебежчика был заслан в немецкий тыл для выполнения этого задания (по некоторым источникам — для организации покушения на Гитлера, хотя точно его задание неизвестно).
В 1993 году реабилитирован «по формальным обстоятельствам» согласно статье 5 закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» от 3 сентября 1993 года № 5698-1: «Признаются не содержащими общественной опасности нижеперечисленные деяния и реабилитируются независимо от фактической обоснованности обвинения лица, осуждённые за: а) антисоветскую агитацию и пропаганду; б) распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный или общественный строй».
19.02.2024 года Генеральная прокуратура Российской Федерации отменила заключение 1993 года и в реабилитации Блюменталь-Тамарина отказала!
Киновоплощения
В 2016 году вышла военно-историческая драма « Апперкот для Гитлера ». Роль Блюменталя-Тамарина исполнил Сергей Барковский .
Литература
- К постановке «Царя Эдипа» // Колосья (Харьков), 1918. — № 11. — С. 13—14.
- Шверубович В. В. О людях, о театре и о себе / Вст. ст. В. Я. Виленкина. — М. : Искусство, 1976. — 431 с., 1 л. ил. (отрывок — под загл. «Люди театра. Из воспоминаний» — в журнале «Новый мир», 1968, № № 1 и 2).
- Иллюстрации
- [Фото]: Царь Эдип — Блюменталь-Тамарин. Тирезий — Баров. — в ст.: К постановке «Царя Эдипа» // Колосья (Харьков), 1918, № 11, с. 13.
- [Фото]: Городской театр. «Живой труп». В. А. Блюменталь-Тамарин (Федя Протасов) // Театральный Журнал, № 1, Харьков, 12 октября 1918 (суббота), с. 4;
- [Фото]: Городской театр. «Касатка». Т. Павлова (Касатка) и В. А. Блюменталь-Тамарин (Илья) // Театральный Журнал, № 3, Харьков, 27 октября 1918, с. 5;
- [Фото]: «Дама с камелиями». Т. Павлова (М. Готье) и В. А. Блюменталь-Тамарин (Арман) // Театральный Журнал, № 3, Харьков, 27 октября 1918, с. 8;
- Шарж М. Нейфельда: В. А. Блюменталь-Тамарин (Арман) // Театральный Журнал, № 4, Харьков, 3 ноября 1918, лиц. с. обл.
Примечания
- О спектакле в постановке Соколовского см. рецензию в харьковском еженедельнике «Колосья», 1918. — № 11. — С. 13—14.
- По театрам. Городской театр [о Блюментале-Тамарине в спектаклях «Маргарита Готье», «Касатка», «Живой труп»] // Театральный журнал, № 1, Харьков, 12 октября 1918 (суббота). — С. 11—12.
- Хроника // Театральный журнал, № 4. — Харьков, 3 ноября 1918. — С. 11.
- Гайдабура Валерій . Так минає слава земна… // Український театр, 1997, № 6, сс. 30—31 — с указанием источников: 1) журнал «Театр», 1926, № ?; 2) журнал «Театр», 1939, № ?; 3) Георгий Бахтаров. — Последний гастролёр. // журнал «Московский наблюдатель», 1993, № ?; 4) газета «Вечерняя Москва», 1995, 5 октября; 5) газета «Новое слово» (Берлин)..
- . Дата обращения: 9 мая 2023. 9 мая 2023 года.
- ↑ Ваксберг А. И. Любовь и коварство. Театральный детектив. — М. : АСТ: Русь-Олимп, 2007. — 378 с. — ISBN 978-5-17-045175-3 .
- Дата обращения: 29 сентября 2015. 16 мая 2015 года.
- ↑ Судоплатов П. А. Спецоперации. Лубянка и Кремль 1930—1950 годы. — М. : ОЛМА-ПРЕСС, 1997. — 688 с. — 11 000 экз. — ISBN 5-87322-726-8 .
Ссылки
- 2021-08-23
- 1