Дионисий Гераклейский
- 1 year ago
- 0
- 0
Дионисий Александрович Джованни (в украинских источниках Джовани ) ( 1886 , Одесса — 23 октября 1971 , Лондон ) — русский и советский агроном , профессор , учёный и практик в области мелиорации . В годы Великой Отечественной войны (1941–1943) бургомистр Новгорода .
Родился в 1886 году семье эмигранта из Италии Алессандро Дольчи-ди-Джованни ( итал. Alessandro Dolci di Giovanni ), покинувшего родину в революционные 1859–1860-е годы и обосновавшегося в Одессе, где был зарегистрирован по купеческому сословию . Фамилия его сына Дионисия в России и СССР писалась (в справочниках, научных трудах) просто Джованни . В советской Украине , где Дионисий работал много лет, в документах на украинском языке фамилия писалась с одним «н». Неправильное с точки зрения правил русского языка написание фамилии «Джовани» с одним «н» может встречаться в материалах, переведённых с украинского языка без учёта фактора проведения в этом языке принудительного сокращения удвоенных согласных при передаче иностранных слов и фамилий (например, «Джованi») .
С 1894 по 1905 годы учился в одесской гимназии. По её окончании поступил на сельскохозяйственное отделение Киевского политехнического института , где получил диплом агронома со специализацией «культуртехник» и был прикреплён к Главному управлению землеустройства и земледелия . К трудовой деятельности Д.А.Джованни приступил в первые годы столыпинской аграрной реформы , когда министерство получило средства на выдачу «пенсий» для повышения квалификации молодых специалистов за границей, аналогично пенсионерам Академии художеств . Это позволило Джованни получить дополнительное образование в ведущих аграрных научно-образовательных центрах Германии и Голландии со специализацией по мелиорации .
По возвращении в Россию в 1908 году Джованни получил назначение в Новгородскую губернию в распоряжение местного подразделения министерства, ведавшее мелиорацией и луговодству. Местом расположения агростанции, которую ему предстояло запустить, была выбрана деревня Болотная , расположенная между железной дорогой на Петербург (примерно в 15 километрах к северо-западу от Новгорода) и сухопутным трактом в столицу, на котором стояла ближайшая к Болотной деревня Вяжищи . Официальный остановочный пункт на полустанке «Болотная» появился на схемах железнодорожного движения только в 1929 году . Здесь молодой мелиоратор трудился вплоть до 1918 года, сначала в должности специалиста, а затем — старшего специалиста. За этот период Джованни опубликовал множество научных работ, читал крестьянам лекции по мелиорации и луговодству, помогал им участвовать в сельскохозяйственных и кустарных выставках. В целом, усилиями агрономов Новгородчины, и в их числе Дионисия Александровича, по всей губернии были устроены свыше 125 опытно-показательных участков, а также организованы прокатные пункты мелиорационных машин и орудий. Незадолго до первой мировой войны министерство вновь отправило Джованни за границу, где он посетил Швецию, Данию и вновь Германию .
В кругу земской интеллигенции Дионисий Джованни познакомился с семьёй известного новгородского краеведа и литератора (1857—1909) и вскоре женился на его дочери Ксении, красоту и таланты которой унаследовала дочь Людмила Дионисьевна .
Незадолго до рождения Людмилы, в конце 1918 года Дионисий и Ксения покидают голодные северные края и перебираются на Украину, где ещё до революции обосновались многочисленные дети Алессандро (Дионисий был 16-м ребёнком в семье). Упоминая «Укргосспирт», исследователь ошибочно указывает на Киев как якобы место прибытия Джованни: город после Брестского мира находился под властью Директории , и местоположением советских учреждений могла быть только первая столица УССР, Харьков . Именно Харьковом атрибутированы и фотографии соответствующих лет из фонда Р-35 Новгородского музея-заповедника . В начале 1924 года Джованни переходит с временной для него работы в Укргосспирте на работу по профилю, ведущим специалистом по мелиорации в опытный отдел Народного комиссариата земельных дел УССР .
Здесь Дионисий Александрович смог в полной мере реализовать свой организаторский талант и научно-образовательный потенциал — его привлекли к разработчке первого пятилетнего плана НКЗД УССР по проведению осушительных работ. Джованни способствовал возрождению селекции и семеноводства кормовых трав; его подпись стоит под разработками 14 законодательных и регламентирующих документов. Своё видение «будущего социалистической мелиорации», проекты путей решения проблем агромелиорации Джованни представлял и на республиканском, и на союзном уровнях. Параллельно работе в наркомате и его научно-консультационном совете Дионисий Джованни не только продолжает заниматься наукой, но вступает на путь вузовского учёного и преподавателя на инженерно-мелиоративном факультете Харьковского сельскохозяйственного института имени Х. Раковского , где вскоре получает звание профессора .
Обвинения в связях с неблагонадёжными элементами, следы которых нашли в архиве харьковского наркомата за 1934 год, удалось опротестовать. Благодаря своему авторитету учёного, Джованни получил настолько сильную поддержку, что уже в 1935 году «Джованни, Дион. Ал-др., Проф.» значится в справочнике «Весь Ленинград», в квартире по адресу Строгановская набережная , 9-в . Предположения, что в 1939 году Джованни с семьёй был якобы выслан из Ленинграда как политически неблагонадёжный не соответствуют воспоминаниям самой Людмилы. Из них следует, что работу на мелиоративной станции «Болотная» , возобновлённую после возвращения из Харькова, профессор Джованни продолжал вплоть до эвакуации из Ленинграда в Новгород. Более того, когда в августе 1941 года эшелон разбомбили, Джованни, по воспоминаниям Людмилы, сначала вытолкнул их с матерью из загорающегося вагона, а потом вывел пешком его новгородскому жилью на Болотной (открытый в 1929 году полустанок находился в 15 километрах от Новгорода) .
Во время оккупации в декабре 1941 года был назначен на должность бургомистра Новгорода и занимал её до апреля 1943 года. Весной 1943 года бургомистр Джованни оказал существенную помощь партизанам, предоставив им карты болот и проходов . Джованни также помогал народным мстителям продуктами, но при очередной попытке направить груз в партизанский край возчик Янчевский выдал бургомистра и написал на него донос в гестапо. Джованни был арестован и предстал перед трибуналом, но по счастливому совпадению его председателем оказался соученик Джованни по учёбе в Германии. Он настоял, что «немецкий студент не стал бы помогать партизанам» . Оправданный трибуналом Джованни с семьёй получил пропуск в Германию, где и встретил окончание войны в британской зоне оккупации. По словам историка Бориса Ковалёва розыскное дело на Джованни не возбуждалось . .
Дионисий Александрович Джованни скончался в Лондоне 23 октября 1971 года .
Людмила Дионисьевна Джованни (в замужестве фон Трапп-Рейнольдс, 1919–2011) — дочь Дионисия Александровича Джованни и Ксении Александровны Слезскинской . В 1914–1918 году мать Людмилы училась в Петрограде в школе Общества поощрения художеств у художника Александра Вахрамеева (1974–1926), по окончании которой вышла замуж за Дионисия и вскоре переехала с ним на Украину, где родилась, а затем и училась в Харькове дочь Людмила. В 1934-35 годах семья возвращается в Ленинград. Здесь Людмила поступает сначала в школу одарённых детей при Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры ( бывшая Академия Художеств ), а весной 1941 года и в сам институт. Людмила Джованни — автор знаменитого «Альбома Милы» — фотографий и зарисовок Новгорода времён немецкой оккупации .
В XXI веке имя Дионисия Александровича Джованни впервые попало в поле зрения историков в контексте исследований научного научного наследия проф. Н. А. Тюленева, проф. Г. Г. Махова и проф. Е. В. Оппокова, которые проводил в 2000-е годы директор ДНСГБ НААН, член-корреспондент НААН В. А. Вергунов. В 2004 году при работе с архивными материалами в Центральном Государственном Архиве высших органов власти и управления Украины учёный получил доступ к личному делу Д. А. Джованни. Исследовав ещё несколько источников о его жизни и работе на Украине, в 2006 году В. А. Вергунов написал на основе этих материалов первую статью, выход которой был приурочен к 120-летию со дня рождения агронома . В следующем году была издана краткая биографическая справка, в которой год смерти учёного значился, как невыясненный . Обе публикации были изданы на украинском языке.
К работе был подключён ученик В. А. Вергунова, , подготовивший биобиблиографическую справку по работам Д. А. Джованни за 1912–1939 годы. Справка была издана учёными в соавторстве в 2011 году . Позже В. А. Вергунов и Ю. А. Долгорук переиздали это материалы в совместной монографии «Джовані Діонісій Олександрович (1886-1971): біобібліографічний покажчик наукових праць за 1912–1939 роки», отпечатанной на украинском языке тиражом 300 экземпляров.
В дальнейшем Ю. А. Долгорук выступил с рядом публикаций, в которых изложил итоги самостоятельного исследования биографии Д. А. Джованни и членов его семьи. Ю. А. Долгорук установил девичью фамилию его жены (Канцерова), а также определил, что изредка встречающееся написание «Джиованни» является ошибочным и вызвано некорректным использованием транслитерации итал. Giovanni вместо положенной по правилам фонетической транскрипции Джованни .
В России жизнь и деятельность Дионисия Джованни и его семьи на протяжении многих лет освещает Борис Николаевич Ковалёв . Продолжается уточнение атрибуции фотографий и графики, переданных в дар Новгородскому музею-заповеднику внуками Дионисия — сыновьями Людмилы Джованни - фон Трапп