Константинов, Фёдор Васильевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Дми́трий Васи́льевич Константи́нов ( 4 [21] марта 1908 , Санкт-Петербург , Российская империя — 14 августа 2006 , , Массачусетс , США ) — протоиерей Православной церкви в Америке , писатель, журналист, историк новейшей истории Русской православной церкви .
В 1927 году окончил в Ленинграде , высшие курсы библиотековедения, два года учился на заочном отделении исторического факультета Ленинградского государственного университета . В 1930 году окончил . В 1933 году окончил аспирантуру ; тема кандидатской диссертации : «Техническое планирование в полиграфической промышленности». Подготовил докторскую диссертацию на тему «Издательская и типографская деятельность Петра Великого », которую не защитил из-за начавшейся Великой Отечественной войны .
Работал в Публичной библиотеке, в библиотеке НИИ книговедения, был старшим научным сотрудником этого НИИ. Преподавал на высших курсах библиотековедения и книжном техникуме, был редактором в Государственном издательстве лёгкой промышленности, консультантом в нескольких издательствах. Автор ряда научных работ в области книговедения, в том числе «Оформление советской книги» ( М. — Л. , 1939 , в соавторстве с Г. Г. Гильо) и «Полиграфическое оформление книги». Его первая работа «Типология книги» была не разрешена [ источник не указан 4052 дня ] к выпуску по требованию партийной организации института (уже сделанный набор был рассыпан). Публиковал статьи в журнале «Полиграфическое производство». В автореферате кандидатской диссертации М. Г. Гучнинского «Становление и развитие общих вопросов теории отечественного книговедения» (СПб, 2000) говорится:
Типологии книги придавалось большое значение именно в системе гиперфункциональной теории книги, то есть избирательности воздействия типов книг на различные слои населения. Во второй половине 30-х годов, прежде всего работами Д. В. Константинова, была в основных чертах создана типология как часть общей теории.
Одновременно с учёбой, в 1924 — 1929 годы был чтецом во Введенской церкви в Заячьем переулке. В 1930-е годы был прихожанином Катакомбной общины. Позднее вспоминал:
Мы собирались на нелегальные богослужения в частных домах за городом. Служили тоже священники, уже не имевшие приходов. Богослужения совершались большей частью по ночам с малым числом участников. Расходились постепенно утром, смешиваясь с многочисленными людьми, спешившими на работу .
В начале Великой Отечественной войны был призван в армию, окончил ускоренный курс школ командного состава, был произведён в лейтенанты и назначен командиром взвода на Ленинградском фронте .
В начале 1942 года был контужен , находился на лечении в госпиталях, затем служил в звании старшего лейтенанта начальником штаба учебного батальона в Тюмени . С осени 1943 года — начальник штаба батальона на фронте, участвовал в боях в районе Невеля .
После неудачного наступления [ уточнить ] , сопровождавшегося большими потерями, 165-я стрелковая дивизия, в состав которой входил его батальон , была отведена в тыл, пополнена личным составом и переброшена на Украину под Ковель .
27 апреля 1944 года под станцией Кошары Ковельского района Волынской области Дмитрий Константинов попал в окружение, а затем в плен .
В плену вступил в Русскую освободительную армию (РОА) генерала А. А. Власова , окончил школу пропагандистов РОА в , в которой руководил издательством и типографией [ источник не указан 4052 дня ] . 19 ноября 1944 года был рукоположён во диакона митрополитом Анастасием (Грибановским) в в Берлине во время божественной литургии, после которой состоялся молебен, приуроченный к созданию «власовского» Комитета освобождения народов России . 20 ноября 1944 года был рукоположён во иерея митрополитом Серафимом (Ляде) . Был военным священником РОА, в 1944—1945 годах — настоятелем передвижного походного храма святого апостола Андрея Первозванного, находившегося вначале в Дабендорфе, а затем в Карлсбаде . Весной 1945 года перебрался в Мариенбад , а затем переехал в американскую зону оккупации Германии .
В 1946 году был арестован как «власовец» американскими оккупационными властями в городе Байройте , полгода находился в тюрьме, но избежал выдачи в СССР .
В сентябре 1946 был освобождён, переехал в Регенсбург , где вёл церковный и литературный отделы в газете «Эхо», издававшейся Национально-трудовым союзом российских солидаристов , служил в местных храмах (в том числе в церкви, находившейся в лагере для перемещённых лиц ).
В 1949 году прибыл в Аргентину , где служил помощником настоятеля Свято-Троицкого собора в Буэнос-Айресе , а в 1955 — 1960 — настоятелем церкви Казанской иконы Божией Матери в этом же городе. С 1955 — протоиерей. Был активным противником движения за добровольное возвращение эмигрантов в СССР [ источник не указан 4052 дня ] . Печатался в газете Ивана Солоневича « Наша страна » . В июле 1949 года основал газету «Слово», с 1950 года выходившую под названием «Новое Слово». В первом номере «Слова» издание характеризовалось:
Газета антикоммунистическая, ставящая своей основной задачей борьбу с коммунизмом , со всеми его явными и тайными проявлениями, с которыми мы сейчас сталкиваемся в самых разнообразных областях общественного бытия… «Слово» — орган беспартийный, орган независимой национальной мысли, стремящийся в первую очередь объединить всю эмиграцию, а отнюдь не разделять её.
Дмитрий Константинов редактировал эту газету при активном участии своей жены вплоть до отъезда из Аргентины в 1960 году.
С 1960 жил в США, где состоял в клире Северо-Американской русской митрополии (с 1970 — Православной церкви в Америке ).
В 1960— 1961 годы — помощник настоятеля Троицкого собора в Сан-Франциско .
В 1961— 1964 годы — настоятель церкви в городе Сиракьюс , где одновременно преподавал на курсах русского языка для военнослужащих ВВС США при Сиракузском университете .
В 1964— 1968 годы — настоятель церкви в городе Меайнард под Бостоном .
В 1968— 1972 годы — настоятель Благовещенской церкви в Бостоне.
В 1972— 1980 годы — настоятель церкви в селении Уэст-Ханниспорт в штате Массачусетс .
С 1980 года находился за штатом по возрасту.
Сотрудничал с Институтом по изучению истории и культуры СССР в Мюнхене . Выступал с религиозными беседами на радиостанции « Голос Америки ».
В 1964— 1993 году был ведущим рубрики «На религиозном фронте» (с 1977 года — «На религиозные темы») в газете « Новое русское слово ». В 1964— 1967 годы статьи этой серии печатались и в газете « Русская мысль » ( Париж ).
Автор ряда книг и статей, в основном, посвящённых истории Русской православной церкви в XX веке. Основной труд — «Гонимая церковь» ( 1967 ) — стал предметом позитивных рецензий в эмигрантской прессе и резко негативных отзывов в советских изданиях. Так, газета «Русское слово» (Буэнос-Айрес, № 394) отмечала, что в книге «удачно сочетались знания образованного священника, добросовестность наблюдательного историка и умение опытного публициста по церковным вопросам». Советский журнал « Наука и религия » (№ 7 за 1970 ) посвятил отцу Дмитрию и его книге специальную статью под названием «Человек без родины, совести и чести». По словам настоятеля Свято-Троицкого кафедрального собора в Сан-Франциско священника Виктора Соколова:
Будущие историки несомненно по достоинству оценят ту героическую работу, которую вели в весьма трудных условиях эмигрантские учёные и публицисты. Выдающееся место среди них занимал и продолжает активно занимать неутомимый, пристального взора наблюдатель и исследователь, въедливый читатель и собиратель, целый научно-исследовательский институт, весь штат которого состоит из одного человека — протоиерей Димитрий Васильевич Константинов .
В 1973 — 1986 году был автором передовых редакционных статей в «Новом русском слове» (всего написал 1993 «передовицы»). В 1980— 1994 публиковался в журнале «Голос Зарубежья», автор статей в «Записках Русской академической группы в США».
Мемуарист, основная книга воспоминаний — «Через туннель XX столетия» — была издана в Москве в 1997 .
Также есть внуки, внучки и правнуки, проживающие в Санкт-Петербурге, Сочи и Краснодаре.
|
Некоторые
внешние ссылки
в этой статье
ведут на сайты, занесённые в
спам-лист
|