Interested Article - Гримблит, Татьяна Николаевна

Татья́на Никола́евна Гримбли́т ( 1 декабря 1903 , Томск 23 сентября 1937 , Бутовский полигон ) — советская медсестра, фельдшер, организатор помощи заключённым и ссыльным, в том числе духовенству Русской православной церкви .

17 июля 2002 года постановлением Священного синода Русской православной церкви причислена к лику святых как мученица .

День памяти: 23 сентября, в Соборе святых новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Бутовских новомучеников .

Биография

Родилась в глубоко верующей православной семье. Отец — служащий акцизного управления Николай Гримблит. Мать — Вера Антониновна Гримблит. Воспитывалась в любви к Богу и Церкви родным дедушкой, протоиереем Антонином Александровичем Мисюровым .

В 1920 году окончила Мариинскую женскую гимназию в Томске . В этом же году скончался её отец, и она поступила работать воспитательницей в детскую колонию «Ключи» в Томске .

В тот период завершилась гражданская война в Сибири, начались репрессии со стороны новой советской власти, а вскоре Сибирь стала и местом заключения и ссылок . Решив посвятить жизнь помощи ближним, Татьяна постановила себе за правило зарабатываемые средства, а также то, что ей удавалось собрать в храмах города Томска, менять на продукты и вещи и передавать их заключённым в Томскую тюрьму. Приходя в тюрьму, она спрашивала у администрации, кто из заключённых не получает продуктовых передач, — и тем передавала .

В 1923 году Татьяна повезла передачи нуждающимся заключённым в тюрьму в город Иркутск . Здесь её арестовали, предъявив обвинение в контрреволюционной деятельности, которая заключалась в благотворительности узникам, но через четыре месяца освободили .

Занимаясь помощью ссыльным и заключённым, познакомилась со многими известными архиереями и священниками Русской православной церкви, находившимися в заключении в тюрьмах Сибири. Её активная благотворительная деятельность всё более привлекала внимание сотрудников ОГПУ . Были собраны сведения для её ареста. Наконец, в 1925 году она была арестована. На этот раз её освободили через семь дней .

6 мая 1925 года на допросе она сказала:

С 1920 года я оказывала материальную помощь ссыльному духовенству и вообще ссыльным, находящимся в Александровском централе , Иркутской тюрьме и Томской и в Нарымском крае. Средства мной собирались по церквям и городу как в денежной форме, так и вещами и продуктами. Деньги и вещи посылались мной по почте и с попутчиками, то есть с оказией. С попутчиком отправляла в Нарымскую ссылку посылку весом около двух пудов на имя епископа Варсонофия (Вихвелина) . Фамилию попутчика я не знаю. Перед Рождеством мною ещё была послана посылка на то же имя, фамилию попутчика тоже не знаю. В Александровском централе я оказывала помощь священникам, в Иркутской тюрьме епископу Виктору (Богоявленскому) , в Нарымской ссылке священникам Попову и Копылову, епископам Евфимию (Лапину) , Антонию (Быстрову) , Иоанникию (Сперанскому) , Агафангелу (Преображенскому) и заключенному духовенству, находящемуся в Томских домах заключения, и мирянам; вообще заключенным, не зная причин их заключения.

Третий арест

В третий раз арестована 7 мая 1925 года. Заключена в Томское ОГПУ. По окончании следствия 18 мая 1925 года Томское ОГПУ постановило: «Принимая во внимание, что дознанием не представляется возможность добыть необходимые материалы для гласного суда, но виновность… все же установлена, а посему дознание считать законченным и, согласно приказу ОГПУ за № 172, таковое направить в Особое Совещание при Коллегии ОГПУ для применения… внесудебного наказания — административной ссылки». 26 марта 1926 года Особым совещанием при Коллегии ОГПУ приговорена к ссылке на три года в автономный округ Зырян (Коми) по ст. 58-10 Уголовного кодекса РСФСР. 15 июля 1927 года выслана этапом в Туркестан ( Казахстан ?) отбывать оставшийся срок. 19 декабря 1927 года освобождена по амнистии с правом выбора места жительства.

После освобождения, в период с марта 1928 года по 14 апреля 1931 года жила в Замоскворечье , где служила певчей храма Святителя Николая в Пыжах (настоятель храма — Гавриил Мелекесский ). Продолжала активно помогать заключённым .

Четвёртый арест

Четвёртый раз арестована 14 апреля 1931 года по обвинению в систематической антисоветской агитации. На допросе подтвердила, что помогала ссыльным и заключенным, но указала, что помогала всем заключенным, как церковным, так и не являющимся верующими. 30 апреля 1931 года приговорена Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ по ст. 58-10 УК РСФСР к трем годам заключения в исправительно-трудовом лагере за активную антисоветскую деятельность, выражавшуюся в организации нелегальных «сестричеств» и «братств», оказание помощи ссыльному духовенству. В период с 14 апреля по 9 мая 1931 года находилась в заключении в Бутырской тюрьме . С мая 1931 по 1932 год — в Вишерском исправительно-трудовом лагере ОГПУ ( Уральская область , г. Усолье ). В лагере изучила медицину и стала работать фельдшером .

В 1932 году освобождена с запретом жить в двенадцати городах СССР на оставшийся срок. Выбрала местом жительства Юрьев-Польский , где проживала в период с 1932 по 1933 год.

В 1933 году стала работать фельдшером больницы города Александрова .

С 1935 года до последнего ареста — медсестра и лаборантка в Константиновской районной больнице (село Константиново, рядом с Сергиевым Посадом ).

Последний арест и мученическая кончина

Последний (пятый) раз арестована 6 сентября 1937 года. На несколько дней помещена в Константиновское районное отделение НКВД. Из записки мученицы Татианы в день ареста:

Я знала, надев крест, тот, что на мне, — опять пойду. За Бога не только в тюрьму, хоть в могилу пойду с радостью.

Из допроса Татьяны Гримблит:

— Обвиняемая Гримблит, признаете ли вы себя виновной в ведении вами антисоветской агитации за время служения в Константиновской больнице?

— Никакой антисоветской агитации я нигде никогда не вела. На фразы, когда, жалея меня, мне говорили: «Вы можете тратить деньги на красивую одежду и на сладкий кусок», я предпочитаю поскромнее одеваться, а оставшиеся деньги послать нуждающимся в них.

— Как вы проявлялись как религиозный человек относительно советской власти и окружающего вас народа?

— Перед властью и окружающими я старалась проявить себя честным и добросовестным работником и этим доказать, что и религиозный человек может быть нужным и полезным членом общества. Своей религии я не скрывала…

После этих допросов была помещена в тюрьму в Загорске . Последний допрос состоялся 21 сентября, перед отправкой обвинительного заключения на решение « тройки ». Допрашивала сотрудница НКВД Фрида Идельсон :

— Вы обвиняетесь в антисоветской агитации. Признаёте ли себя виновной?

— Виновной себя не признаю. Антисоветской агитацией никогда не занималась.

— Вы также обвиняетесь в проведении вредительства, сознательном умертвлении больных в больнице села Константиново. Признаете себя виновной?

— Виновной себя не признаю, вредительской деятельностью никогда не занималась.

Прочитав протокол допроса, Татьяна подписалась: «Записано с моих слов верно, мной лично прочитано».

6 сентября 1937 года тройка УНКВД по Московской области приговорила Татьяну Гримблит к расстрелу по ст. 58-10 Уголовного кодекса РСФСР за «антисоветскую агитацию, помощь заключенным, религиозные разговоры». 23 сентября 1937 года была расстреляна и погребена на полигоне Бутово под Москвой.

По приговору 1931 года (четвёртый арест) реабилитирована Прокуратурой СССР 11 октября 1991 года.

Канонизация и почитание

Церковь св. Татьяны Гримблит в селе Богашёво

17 июля 2002 года постановлением Священного Синода причислена к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания .

4 ноября 2005 года, в престольный праздник церкви Казанской иконы Божией Матери , по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия в ограде Казанской церкви в Реутове был совершён чин на основание нового храма в честь Архистратига Божия Михаила и мученицы Татьяны (Гримблит) .

В сентябре 2010 года была основана «Служба православных добровольцев святой Татианы (Гримблит)» , которая занимается работой с онкологически больными детьми и помощью престарелым на дому, а также по организации и проведению благотворительных акций и концертов .

Татьяне Гримблит посвящен документальный фильм «Всё отдать. Святая мученица Татиана Гримблит» (2010), режиссёр Инга Монаенкова, ведущий Федор Мелентьев , получивший диплом «За открытие образа нового святого» VI Международного православного Сретенского кинофестиваля «Встреча» 2011 .

Татьяне Гримблит посвящена часть 12 серии документально-исторической программы Феликса Разумовского « » в цикле «Русская Голгофа» (2013) .

9 июля 2019 года Священный Синод Русской православной церкви утвердил текст службы новомученице Татиане Гримблит .

Поэзия

Сохранилась тетрадь со стихами мученицы Татианы, содержащая как ранние произведения, начиная с 1920 года, так и более поздние, написанные в тюрьме и лагере . «Не великолепие стихотворного слога влечет к себе читателя этих стихов, а в первую очередь беспредельная, вечная любовь ко Христу, выраженная в слове и засвидетельствованная самой жизнью и смертью святой мученицы» .

ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ


Ложь, клевета благодарностью будут
Мне за любовь, за труды.
Пусть меня каждый и все позабудут, –
Помни всегда только Ты.
Вечную память мне дай, умоляю,
Память Твою, мой Христос.
С радостью светлой мой путь продвигаю,
Муку мою кто унес?
Кто всю тоску, что мне сердце изъела,
Счастьем, любовью сменил,
Труд мой посильный в великое дело,
Благостно в подвиг вменил?
Кто же полюбит, в грехе без просвета,
Грязную душу мою?!
Только Твое сердце вечно согрето, –
Ближе к Кресту припаду.
Иго Твое – это благо святое,
Бремя же дивно легко,
Время молитвы – всегда дорогое,
Злоба и мир далеко.
Молодость, юность – в одежде терновой,
Выпита чаша до дна.
Вечная память мне смертным покровом,
Верую, будет дана.

1932 г.

Примечания

  1. от 20 сентября 2012 на Wayback Machine . Вестник Замоскворечья.
  2. от 26 сентября 2015 на Wayback Machine Православие и мир.
  3. Осипова И. И. «Сквозь огнь мучений и воду слез…». Гонения на Истинно-Православную Церковь: по материалам следственных и лагерных дел заключенных. — М. : Серебряные нити, 1998. — 432 с. — ISBN 5-89163-005-2 .
  4. . Дата обращения: 28 ноября 2016. Архивировано из 22 июня 2018 года.
  5. . Дата обращения: 13 мая 2017. Архивировано из 30 декабря 2017 года.
  6. от 6 мая 2009 на Wayback Machine
  7. от 10 августа 2015 на Wayback Machine
  8. от 10 августа 2015 на Wayback Machine
  9. . www.radostmoya.ru. Дата обращения: 27 сентября 2017. 27 сентября 2017 года.
  10. . www.miradox.ru. Дата обращения: 27 сентября 2017. 27 сентября 2017 года.
  11. . Дата обращения: 2 октября 2017. 19 сентября 2016 года.
  12. . Дата обращения: 30 августа 2019. 13 сентября 2019 года.
  13. (недоступная ссылка) , Реутов православный. Духовное обозрение, № 3(5) апрель 2004 года.
  14. Священник Максим Максимов . (недоступная ссылка) , Реутов православный. Духовное обозрение, № 3(5) апрель 2004 года.
  15. Суворов Е. от 28 мая 2016 на Wayback Machine , Газета Эском-Вера.

Литература

  • Дамаскин (Орловский) , игум. // Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. Книга 7. — Тверь: Булат, 2002. — С. 128—136.
  • Дамаскин (Орловский), игум. Мученица Татиана (Гримблит) // Жития новомучеников и исповедников Российских XX века Московской епархии. Доп. — Том I. — Тверь: Булат, 2005. — С. 174—186.
  • Дамаскин (Орловский), игум. Духовно-нравственный подвиг новомучеников российских и значение их документального наследия для современной жизни (на примере наследия мученицы Татианы Гримблит) // Пути Промысла Божия и святоотеческое наследие: сборник докладов. Вып. 1 / ред. игум. Петр (Пиголь) [и др.]. — М. : Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, 2008. — 336 с. — С. 96—100
  • // IX Пасхальные чтения: Материалы Девятой научно-методической конференции «Гуманитарные науки и православная культура» / Науч. ред. И. Г. Минералова. — М. , 2012. — С. 68—73 .
  • Клюкина О. П. Мученица Татьяна Гримблит (1903—1937) // Клюкина О. П. Святые в истории. Жития святых. — М.: Никея, 2016. — С. 119—142.
  • // Молодой учёный. — 2017. — № 45 (179) . — С. 260—257 .
  • // Богословский вестник . — 2017. — №  26-27 . — С. 196—222 .
  • Бурмистрова С. В. // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2018. — № 6 (195) . — С. 100—104 .
  • Суровцева Е. В. // Наука, общество, культура: Проблемы и перспективы взаимодействия в современном мире. Сборник статей Международной научно-практической конференции (10 мая 2019 г.). — Петрозаводск, 2019. — С. 63—67 .

Ссылки

Источник —

Same as Гримблит, Татьяна Николаевна