Якоби (потомки Симона)
- 1 year ago
- 0
- 0
Симо́на де Бовуа́р ( фр. Simone de Beauvoir , урождённая Симо́на-Люси́-Эрнести́на-Мари́ Бертра́н де Бовуа́р ( фр. Simone-Lucie-Ernestine-Marie Bertrand de Beauvoir ); 9 января 1908 , Париж — 14 апреля 1986 , Париж ) — французская писательница, представительница экзистенциальной философии, идеолог феминистского движения . Высшее образование получила в Париже, где училась в Высшей нормальной школе (1928—1929) и в Парижском университете (1926—1929). Продолжительное время состояла в открытых отношениях с Сартром (оба они были против брака). Их взаимоотношения были наполнены интенсивным творческим взаимодействием .
Если во мне есть что-то от гения, то исключительно ясность мысли. Симона де Бовуар «Воспоминания благовоспитанной девицы»
Симона де Бовуар (полное имя Симона-Люси-Эрнестина-Мари Бертран де Бовуар) родилась 9 января 1908 года в Париже в комфортабельных апартаментах на ( фр. ). Семья принадлежала к старинному аристократическому роду, ведущему происхождение от Гийома де Шампо — средневекового французского теолога , ритора и логика , учителя Абеляра . Симона была старшей дочерью в семье Жоржа Бертрана де Бовуара, работавшего юристом-секретарём, и Франсуазы де Бовуар, урождённой Брассо, набожной католички , которая была дочерью богатого банкира из Вердена . Через два года после рождения Симоны в семье появилась вторая дочь — ( англ. ).
В пять с половиной лет родители отдали Симону в школу ( фр. ), в которой под наставничеством монахинь готовили к добродетельной жизни девочек из благородных семей. Родители, в первую очередь мать, желали видеть Симону в будущем добропорядочной женой какого-нибудь буржуа , а возможно, и принца . Её мечтам не дано было осуществиться, что было ещё более разочаровывающим с учётом произошедшего разорения семьи по вине главы семейства: Бертран де Бовуар вложился в заём правительства Российской империи под высокий доход, обещанный Николаем II , однако революция 1917 года похоронила мечты о доходах, как и непосредственно сами вложения. Строгое буржуазное воспитание, полученное от матери, описано в книге Симоны «Воспоминания благовоспитанной девицы» (Mémoires d’une jeune fille rangée, 1958).
Внешние изображения | |
---|---|
[ Симона в детстве]
(Арх. 2012-05-19) |
Разорение семейства, печальное по сути, вместе с тем явилось для Симоны вполне реальным подтверждением той особой судьбы, которую она представляла себе в детстве. Усердно предаваясь молитвам, девочка «играла» в великомученицу, полагая, что жизнь её навсегда отдана Богу. Однако прилежное обучение в школе, где она ходила в лучших ученицах, не могло исправить бедственного положения семьи, которая вынуждена была сменить престижное жильё над богемным рестораном «Ротонда» на тесную квартиру в тёмном доме без лифта на улице Рен, а молитвы не вносили мира в отношения матери и отца, потерявших уверенность в будущем дне.
Родители объяснили дочери, что только образование поможет ей выбраться из бедственного положения, в котором оказалась семья. Религиозность сменилась сомнениями, а затем и разочарованием. К подростковому возрасту в девочке проявилась ещё одна характерная особенность: наряду с интеллектом у неё проявилась способность принимать бескомпромиссные решения. Шаг от великомученицы к воинствующей атеистке по меркам Симоны был обоснованным и разумным.
Интерес к литературе ей привил отец. К пятнадцати годам Симона уже решила стать знаменитой писательницей. Её увлекали Морис Баррес , Поль Клодель , Андре Жид , Поль Валери , а ведение подробного дневника заменило исповедь .
Окончила школу в 1925 году; изучала математику в Католическом институте Парижа, филологию в ( фр. ). Через год получила диплом Парижского университета по литературе и латинскому языку . В 1927 году получила диплом по философии (её выпускная квалификационная работа была посвящена философии Лейбница ) и стала девятой женщиной, окончившей Сорбонну . На учительской практике познакомилась с Морисом Мерло-Понти и Клодом Леви-Строссом ; работала с ними в одной школе. Весной 1928 года она получила степень бакалавра искусств . На факультете искусств встретилась с Жаном-Полем Сартром , Полем Низаном , Рене Майо (последний, обыгрывая созвучие её фамилии с английским словом beaver (бобёр), дал ей прозвище «Бобёр», в дружеском кругу закрепившееся за Симоной до конца жизни ). Начала готовиться к ( англ. ) по философии — экзамену, по результатам которого составляется общефранцузский рейтинг студентов, — для чего, в частности, посещала занятия в престижной Высшей нормальной школе . Первое место на экзамене получил Жан-Поль Сартр, второе — Симона, и в свой двадцать один год стала самой молодой из сдавших этот экзамен.
Знакомство с Сартром переросло в отношения, которые длились всю жизнь.
Это был мой двойник, в нём я обнаружила доведенными до последнего предела и мои вкусы, и мои пристрастия. Симона де Бовуар «Воспоминания благовоспитанной девицы»
1929 год, на который приходится конец моей учёбы, начало экономической независимости, уход из родительского дома, расставание со старыми друзьями и встреча с Сартром, несомненно, открыл для меня новую эру. Симона де Бовуар «Сила зрелости»
Внешние изображения | |
---|---|
[ Симона и Жан-Поль]
(Арх. 2012-05-19) |
|
[ Жан-Поль и Натали Сорокина]
(Арх. 2012-05-19) |
|
[ Симона и Бьянка Ламблен]
(Арх. 2012-05-19) |
После окончания учёбы де Бовуар и Сартр должны были решить, остаются ли они вместе. Однако мужем и женой они так и не стали. Вместо этого они заключили между собой договор, согласно которому становились партнёрами, храня друг другу интеллектуальную верность, при этом не считая изменой любовные связи на стороне.
В 1929—1931 годах Сартр проходил службу в армии. После службы его направили на работу в Гавр , Симона же в 1931 году отправилась преподавать философию в Марсель . Они решили продлить свой договор и по-прежнему не хотели связывать друг друга обязательствами, при этом продолжая близкое общение. В 1932—1937 годах работала в Руане — преподавала в , а затем — в парижском . Она постоянно виделась с Сартром, и оба вели в это время безмятежную жизнь, полную интеллектуальных игр, флирта и любовных приключений.
Так, состоялось знакомство пары с девятнадцатилетней Ольгой Казакевич, которая была студенткой Симоны в Руане. Ольга флиртовала как с Сартром, так и с Симоной. Пара, захваченная идеей свободы, решила создать «трио». Один из отпусков, нарушая традицию, Сартр провёл с Ольгой, оставив де Бовуар в Париже. Ольга так и не стала любовницей Сартра, которому удалось соблазнить лишь её сестру, Ванду . Симона также не слишком ограничивала себя в приключениях. Бьянка Ламблен, её ученица в то время, позднее признавалась в сексуальной связи с учительницей, будучи несовершеннолетней . Другим увлечением была ученица Натали Сорокина, которую Симона затем познакомила с Сартром. Клубок связей дополнял Жак-Лоран Бост, ученик уже Сартра. Женившись на Ольге Казакевич, он в то же время стал и любовником Симоны и долгие годы поддерживал с ней интенсивную переписку.
Погружённые в мир литературы и философии, Симона и Сартр придерживались крайних революционных взглядов, при этом находясь на другом полюсе от реального участия в политической жизни.
В 1939 году она делает попытку напечатать свою первую книгу — сборник рассказов «Главенство духа» (издан в 1979 году под названием «Когда главенствует дух» фр. Quand prime le spirituel ). Однако рукопись отвергнута издательством, которая нашла показанную Бовуар картину нравов неубедительной. В этом же году Сартра с началом Странной войны забирают в армию, и в июне 1940 года он попадает в плен, где проводит девять месяцев и отпускается по причине слабого здоровья.
После возвращения Сартра в Париж, Симона вместе с ним принимает участие в организации подпольной группы «Социализм и свобода», в которой также участвовали Морис Мерло-Понти , Жан-Туссен Десанти, Жан Канапа и другие. Однако группа скоро расформировывается, и Сартр решает бороться с оккупацией с помощью писательства.
В 1943 году Бовуар отстраняют от преподавательской деятельности, поводом для чего послужило заявление матери Натали Сорокиной, обвиняющей Симону в растлении своей дочери. Отстранение было снято после войны. В 1943 году Бовуар публикует свой первый роман — «Гостья» ( фр. L’Invitée ), который проводит идеи экзистенциализма. Эта тематика (свобода, ответственность, межличностные отношения) присутствует и в последующих её работах . Работу над «Гостьей» Бовуар начала ещё в 1938 году, книга была закончена летом 1941 года. Однако в романе не нашли отражения бурные события политической жизни того периода. Симона погружена в свои «мечты шизофренички», и темой книги становится история запутанных любовных отношений, прообразом которых стали отношения Симоны, Жана-Поля и сестёр Казакевич. Создавая роман, Бовуар пытается преодолеть собственную ревность к Ольге, которая мучила её, пытается осознать, что такое любовь и общение. Писательница делает попытку уйти от традиционной женской покорности и создать персонажа, способного свободно проявлять свои чувства, невзирая на социальные ограничения. Однако в полной мере осуществить этот замысел не удаётся, свобода получается возможной лишь в грёзах самообмана, а женщина оказывается не в силах удержать собственнические инстинкты по отношению к любимому мужчине.
В 1944 году знакомит Симону с понятием экзистенциализма . Она соглашается написать эссе для готовящегося сборника, отражающего современные идеологические направления, и к 1944 году пишет «Пирра и Цинеаса» ( фр. Pyrrhus et Cinéas ). В нём Бовуар «приходит к заключению, что всякое действие чревато риском и угрозой поражения. Долг человека перед собой в том, чтобы соглашаться на риск, но отвергать даже мысль о грядущем поражении».
В годы войны Симона пишет роман о Сопротивлении «Кровь других» ( фр. Le Sang des autres» ). Признанная в Америке «учебником экзистенциализма», книга представляет собой позицию Бовуар по вопросам ответственности человека за свои поступки.
В 1945 году Сартр вместе с Мишелем Лейрисом , Борисом Вианом и другими основывает литературно-политический журнал « Новые времена ». В редколлегию вместе с Симоной входят Морис Мерло-Понти , Раймон Арон , Жан Полан . В дальнейшем Симона принимала деятельнейшее участие в жизни журнала. Частые отлучки Сартра в США вынуждали её писать эссе и заметки для журнала не только от своего, но и от его имени. Также она оставалась самым важным его редактором и критиком: она прочитывала всё написанное им до строчки.
Внешние изображения | |
---|---|
[ Скандальное фото Арта Шэя.]
Симона де Бовуар в Чикаго
, 1950 год, у своего любовника
Нельсона Олгрена
(Арх. 2012-05-19) |
|
[ Встреча в кафе.] Жан Поль Сартр,
Борис Виан
, его жена Мишель и Симона де Бовуар (Париж, 1952)
(Арх. 2012-05-19) |
|
[ Симона и Жан-Поль]
(Арх. 2012-05-19) |
После войны Симона плодотворно трудится. В 1945 году в «Новых временах» выходит её труд «Литература и метафизика» ( фр. Littérature et métaphysique ), позднее вошедший в книгу «За мораль двусмысленности» ( фр. Pour une morale de l’ambiguïté , 1947), она издаёт фантастический роман «Все люди смертны» ( фр. Tous les hommes sont mortels , 1946). Но профессиональные успехи омрачаются новыми проблемами в личной жизни, связанные, разумеется, с Сартром. В США Жан-Поль безумно увлекается Долорес Ванетти и почти забывает о Симоне. Не в силах повлиять на него, она вынуждена преобразовывать терзающие её чувства в слова на бумаге («Все люди смертны» как раз явился результатом её страданий).
В 1947 году Симона также отправляется в США с курсом лекций по литературе. Там она встречает Нельсона Олгрена . Между ними начинается роман, продлившийся четырнадцать лет.
В 1958 году выпустила первую книгу автобиографической трилогии — «Воспоминания благовоспитанной девицы» ( фр. Memoires d’une jeune fille rangée , 1958). В этой книге автор рассказывает о своей жизни до зрелого возраста . В двух последующих частях автобиографической трилогии, « » ( фр. La Force de l'âge , 1960) и « » ( фр. La Force des choses , 1963), изображается её жизнь сподвижницы и ученицы Сартра.
В романах Симоны де Бовуар развиваются экзистенциалистские идеи. В романе ( фр. ; 1954), получившем самую престижную литературную премию Франции — Гонкуровскую , отражены события жизни писателей из окружения Сартра, показана идейная и политическая жизнь послевоенной Франции.
Эссеистика Бовуар включает, среди прочих, работы « Второй пол » ( фр. Le deuxième sexe , 1949), «Старость» ( фр. La Vieillesse , 1970). Публицистическая книга-эссе «Второй пол» посвящена проблемам женщин и оказала большое влияние на феминистское движение.
В 1966 году Бовуар вошла в состав « Международного трибунала по расследованию военных преступлений », на котором были заслушаны свидетельства о преступлениях во время войны во Вьетнаме .
5 апреля 1971 года в журнале Le Nouvel Observateur был опубликован составленный де Бовуар текст, получивший известность как « манифест трёхсот сорока трёх » — по количеству подписей под ним. Подписавшие манифест француженки, включая общенациональных знаменитостей, требовали отменить сохранявшееся во Франции уголовное наказание за аборты и признавались в том, что сами когда-либо делали аборт. В следующие несколько лет во Франции шла мощная кампания за декриминализацию абортов, которая увенчалась успехом в 1975 году.
14 апреля 1986 года Симона де Бовуар умерла в Париже и была похоронена рядом с умершим шестью годами ранее Сартром на Монпарнасском кладбище .
|
В разделе
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|
На философию Симоны де Бовуар оказали значительное влияние Кант , Гегель , Ницше , Гуссерль , Фрейд и Сартр . Совместно с Сартром, Симона выдвинула идею, что все люди попадают в этот мир абсолютно свободными, они приходят сюда без какого-либо божественного плана. Единственная реальность бытия — это человек, который сам должен наполнить себя содержанием, поскольку « », то есть у человека нет какого-либо предзаданного начала. Сущность же в этом смысле — совокупность поступков человека и результат его выборов в течение всей жизни, предопределение себя в процессе своей деятельности и развития. Эти поступки являются истинной волей и стремлением к свободе. Симона де Бовуар задавалась вопросом: почему в мире, где все люди изначально имеют право на поиск смысла жизни и безграничной свободы, общество остается скованным ложными представлениями об идеях женского пола? Симона де Бовуар считает, что то положение, в котором находится женщина, является навязанным, оно оказывается под воздействием культурных предрассудков, на которые повлияли социальные, экономические и политические условия существования человека. В своей книге « Второй пол » ( фр. Le deuxième sexe , 1949), которую можно по праву считать главным феминистским трудом XX века, Симона утверждает, что гендер, так же как и смысл жизни, не предопределен. Её известный афоризм гласит: «Женщиной не рождаются, ею становятся», а «стать» женщиной — значит стать Другой .
В основе философии Симоны де Бовуар лежат два основополагающих образа женщины: женщина в традиционном смысле и женщина, которая стремится к абсолютной свободе самовыражения и существования в целом, и в данном контексте вторая женщина становится как таковой «Другой» женщиной. Таким образом, опираясь на экзистенциализм , женственность — это вечное становление, которое создается посредством жизненного опыта индивидуума. По этой же теории де Бовуар утверждает, что женщина становится «Другим» мужчины, пребывая в образе, который создает из неё маскулинное общество.
В философии Симоны де Бовуар важное значение имеют понятия трансцендентности и имманентности. По её мнению, трансцендентность, которая отсылает нас к свободе, — это способ существования исключительно мужчины, а имманентность, связанная с подвластностью и приводящая впоследствии к отчуждению, — женщины. Имманентность в этом смысле становится аспектом, навязанным извне, по которому женщина служит лишь интересам другого вида. Во « Втором поле » Симона де Бовуар осмысляет положение женщины, углубляясь в историю и анализируя мифы разных народов, сформировавших убеждения о роли женщины, а также пытается понять, откуда произошло существенное различие, по которому мужчина — это полноценный субъект, творец, хозяин, а женщина — лишь его тень, объект его власти. Целью своей работы Симона де Бовуар ставит освобождение и возрождение женщины как самостоятельного субъекта. Она убеждена, что необходимо пересмотреть сформировавшиеся на протяжении всей человеческой истории нормы и ценности, которые ограничивали права женщин и не оставляли им свободы выбора.
По Симоне де Бовуар, самореализация женщины как самостоятельного морального субъекта возможна через три формы отношений: эмоциональных отношений, правовых отношений и отношений, связанных с признанием женщины как социально значимого субъекта. Для освобождения во всех трех сферах важную роль играет умственный труд, который помогает реализоваться личности в интеллектуальной сфере и дает возможность сформироваться её собственной индивидуальности.