Interested Article - Страх и трепет

«Страх и тре́пет» — философский трактат Сёрена Кьеркегора . В центре внимания автора — вопрос о вере в Бога и её возможности в современных условиях. В качестве основы мыслитель обращается к ветхозаветной повести об Аврааме и его любимом сыне Исааке ( Быт. ). Парадоксальную сущность веры Кьеркегор вскрывает через размышления по поводу чуда спасения Исаака и самоотверженности Авраама.

История

Трактат был опубликован в 1843 году под псевдонимом Иоанн Молчальник ( лат. Johannes de silentio [Иоханнес де Силенцио]). Как часто бывает у Кьеркегора, книга написана от лица вымышленного автора, и, строго говоря, должна рассматриваться как отстранённое выражение религиозной жизненной позиции, а не как собственная позиция философа. Жанр определён автором как « диалектическая лирика ».

Название трактата взято из Библии ; эти слова встречаются несколько раз. В посланиях апостола Павла говорится: «и был я у вас в немощи и в страхе и в великом трепете» ( 1Кор. ); «со страхом и трепетом совершайте своё спасение» ( Флп. ); «и столь ужасно было это видение, что и Моисей сказал: я в страхе и трепете» ( Евр. ); «страх и трепет нашел на меня, и ужас объял меня» ( Псал. ).

Содержание

Кьеркегор признаёт вслед за Кантом , что с этической точки зрения жертвоприношение сына было бы просто убийством . Но Авраам, по Кьеркегору, « перешагивает через всё этическое, и вне его он обретает более высокую цель, в отношении к которой он и устраняет этическое ». Кьеркегор говорит о « телеологическом упразднении этического », возможном для человека, живущего религиозной жизнью (в противоположность людям, живущим, по терминологии Кьеркегора, эстетически или этически).

« Парадокс веры таков: единичный индивид выше, чем всеобщее » (то есть всеобщие моральные нормы); « существует абсолютный долг перед Богом », по сравнению с которым « этическое оказывается сведенным к относительному ». Авраам — « рыцарь веры », верующий « силой абсурда ».

При этом его вера не является верой в то, что Бог отменит своё приказание, или верой в будущую жизнь: Авраам собирался совершить жертвоприношение и при этом « верил в противоречие » — в то, что он « состарится на этой земле, почитаемый своим народом, благословенный в своем роде, незабвенный в Исааке — любимейшем в его жизни ».

В «Страхе и трепете» Кьеркегор подспудно спорит с тезисом Гегеля о том, что человеческие представления о добром и справедливом предопределяются традициями и нормами соответствующего общества. На примере Авраама он демонстрирует, что для подлинно верующего человека высшей нормой становятся не правила и обычаи его сородичей, а диктат высшего, божественного порядка, — вера, которую окружающие его люди этического или эстетического типов могут воспринимать как нечто абсурдное.

Рыцарь веры

Кьеркегор противопоставляет « рыцаря веры » «трагическому герою», который в конечном счете не выходит из рамок этического, хотя бы в его действиях, на поверхностный взгляд, и было нечто подобное поступку Авраама. Так, в качестве примера рассматривается сюжет трагедии Еврипида « Ифигения в Авлиде », в которой Агамемнон вынужден принести свою дочь Ифигению в жертву богам, или библейский персонаж Иеффай , который тоже по обету приносит дочь в жертву. Такой трагический герой может вызвать сочувствие, или даже восхищение, но рыцарь веры находится в экзистенциальном одиночестве, потому что он не мог бы рационально объяснить свои действия — «его никто не может понять». Кьеркегор указывает, что, например, Иеффай исполняет обет после победы над иноплеменниками; но смерть Исаака, напротив, никому не принесла бы пользы. Таким образом, Авраам был поставлен в ситуацию, когда от него требовалось «верить силой абсурда», и он выдержал это испытание.

Интерпретация

Как замечает комментатор, в трактате присутствует полемика с Гегелем и некоторыми датскими его последователями (в частности, с Х.-Л. Мартенсеном ), которые утверждали, что можно «пойти дальше веры» :354—355 . «Говорят, что Гегеля понять трудно, а понять Авраама — просто пустяк, — иронизирует писатель. — Пойти дальше Гегеля — это чудо, но пойти дальше Авраама — ничего не стоит» :34 . Кьеркегор, напротив, говорит, что «вера — это высшая страсть в человеке. В каждом поколении, возможно, существуют многие, кто вообще не приходит к ней, но ни один не идет дальше» :111 .

Следует отметить, что известная поэма Иосифа Бродского «Исаак и Авраам» была создана автором под непосредственным впечатлением от чтения книги Кьеркегора «Страх и трепет».

Примечания

  1. Кьеркегор С. Страх и трепет. — М. : Республика, 1993.
  2. Лев Лосев. . 4 февраля 2023 года.

Тексты

  • Кьеркегор С. Страх и трепет. — М. : Республика, 1993. — 383 с.
  • Кьеркегор С. Страх и трепет (сборник из трёх произведений) / Перевод с датского языка Н. В. Исаевой, С. А. Исаева. — М. : Культурная революция, 2010. — 488 с.
Источник —

Same as Страх и трепет