Кузнецов, Николай Дмитриевич (художник)
- 1 year ago
- 0
- 0
|
Стиль этой статьи
неэнциклопедичен или нарушает нормы литературного русского языка
.
|
Никола́й Дми́триевич Стахе́ев ( 1852 — 1933 ) — купец 1-й гильдии, золотопромышленник, меценат, племянник художника Ивана Шишкина , коллекционер живописи.
Николай Стахеев родился в городе Елабуга , где и провёл своё детство. Его отец, (1819—1888) — представитель известнейшего купеческого рода, елабужский купец 1-й гильдии, — избирался городским головой (1862—1864, 1880—1883), занимался благотворительностью , оказывал поддержку начинающему художнику Ивану Шишкину (1832—1898), своему шурину. Николай продолжил поддерживать Шишкина.
Отец оставил сыну крупное наследство — около пяти миллионов рублей. Мать Николая Стахеева Александра Ивановна, урождённая Шишкина (1823—1853), была дочерью купца Ивана Васильевича Шишкина (1792—1872) и родной сестрой художника-пейзажиста Ивана Шишкина. Таким образом, с детства Николай Дмитриевич находился в обществе, тесно связанном с творческой средой, где, видимо, он и научился понимать искусство и чувствовать его. Впоследствии, переехав в Москву, он не терял связи со своим дядей Иваном Шишкиным, оказывал ему поддержку и приобретал его картины. Стахеев стал коллекционером живописи.
История рода купцов и промышленников Стахеевых насчитывает более 150 лет. По преданию, их предок был родом из новгородской земли, откуда ушел на вольные камские земли. Торговую деятельность Стахеевы начали в XVIII веке в Елабуге и прошли путь от купцов третьей гильдии до крупнейших российских монополистов, вклад которых в экономическое и культурное развитие страны, по оценке историков, не меньше, чем вклад таких прославленных фамилий как Морозовы , Крестовниковы , Бахрушины . В середине XIX века торговля купцов вышла далеко за пределы Вятской губернии, этот прорыв совершили два брата — Иван и Дмитрий Стахеевы. Расположение Елабуги на месте сближения трех судоходных рек — Камы, Вятки и Белой — позволило им стать посредниками между центральными и отдаленными губерниями страны. Братья скупали хлеб, отправляли его в Санкт-Петербург и Москву, на Урал , в Сибирь и за границу, а всю Восточную Россию снабжали сахаром, промышленными товарами и чаем, привозимым из Китая. Постепенно к этому перечню добавились бакалея, драгоценные металлы и другие товары. Со временем появились крупные торговые дома Стахеевых и собственный флот для доставки грузов в другие губернии. Наличие буксирного пароходства и развитие парового флота определили новое направление деятельности — торговлю нефтяными продуктами. Стахеевы занялись также финансово-кредитными операциями. А апофеозом предпринимательской деятельности Стахеевых можно считать создание одного из крупнейших монополистических объединений начала XX века — концерна Путилова — Стахеева — Батолина, который оформился к 1916 году и объединил ряд наиболее прибыльных предприятий почти во всех отраслях промышленности. Акции торгового дома Стахеевых держал император Николай II , почти во всех городах России имелись их магазины. Известно, что в 1900 году оборот фирмы «И. К. Стахеев и сыновья» составлял 80 миллионов рублей.
Стахеевы много занимались благотворительностью. Ими в начале 1870-х годов был образован «Благотворительный братьев Д. и И. Стахеевых комитет», на счетах которого были сотни тысяч рублей, которые тратились на строительство монастырей и церквей, учебных заведений и приютов, для нуждающихся, на обучение детей служащих фирмы любых учебных заведений, на благоустройство родного города и т. д. Иван Стахеев устроил и содержал женскую богадельню на 60 мест, воспитательное отделение для сирот, построил Казанско-Богородицкий женский монастырь . Будучи городским головой, Иван Иванович построил каменный мост, оказывал помощь больнице. Дмитрий Иванович Стахеев, также служивший городским головой, соорудил огромную лестницу к пристани, позволившую людям быстрее добираться до реки, и дамбу. Стахеевы построили в городе мужскую богадельню и приют с бесплатной столовой для всех бедных, приняли участие в возведении реального, городского и духовного училищ, ремесленной школы. В некрологе об Иване Ивановиче Стахееве в «Вятских губернских ведомостях» в 1885 году было написано, что «бывший некогда миллионер и главный воротила в торговых делах умер с очень незначительным капиталом, громадная часть которого была истрачена на различные благотворительные учреждения». А Дмитрий Иванович, будучи городским головой, отказывался получать жалованье за эту должность, направляя причитающиеся ему деньги на нужды города.
Кроме наследства, отец оставил сыну хорошее дело. Н. Д. Стахеев торговал хлебом, чаем, лесом, имел золотые прииски, владел нефтяными месторождениями и, обладая большими коммерческими способностями, увеличил свой капитал в 8 раз.
В Томске Стахеев превзошел в продаже тканей А. Ф. Второва . Переулок в Томске, где Стахеев был домовладельцем, назывался по его имени Стахеевским (ныне — Кооперативный ). В 1906—1907 годах Стахеев продал мануфактурное дело в Сибири товариществу «А. Ф. Второв и сыновья» и сосредоточил свои интересы в Европейской части России.
Переехав на жительство в Москву, начал скупать старые особняки на лучших улицах и строить многоэтажные дома, что приносило ему большой доход. Например, в 1890-х годах он покупает землю у дворянки Рожковской на улице Мясницкая и строит доходный дом № 6 с книжными магазинами, который теперь известен как « Библио-Глобус », потом — дом на Тверской, дом № 3 в Лубянском проезде — всего 11 дорогостоящих зданий.
Обширный участок земли с садом на Новой Басманной улице в Москве Стахеев купил в 1890-х гг., где в 1898—1899 гг. архитектором Михаилом Бугровским был построен особняк Н. Д. Стахеева (сейчас это дом № 14). К работам был привлечён скульптор В. Г. Гладков. Постройка этого здания обошлась заказчику в 1 миллион рублей. Это один из наиболее ярких и хорошо сохранившихся до наших дней примеров эклектической архитектуры конца XIX века, а его интерьеры являются ценнейшими памятниками прикладного искусства. Будучи большим ценителем и знатоком искусства, Н. Д. Стахеев с соответствующим вниманием подошёл и к оформлению своего особняка. Фасады и холл с беломраморной лестницей были выполнены в греческом стиле, парадные апартаменты включают готическую столовую, мавританскую курительную, залы в стиле классицизма, барокко и т. д. Хорошо сохранилась обильная деревянная резьба, сложного рисунка паркет, витражи, мраморная и лепная отделка. Перед домом находится фонтан: чугунная женская фигура, держащая фонарь — «Богиня ночи», изготовленная в парижской мастерской в конце XIX века. Позади было пристроено помещение галереи, а с правой стороны находилось здание конторы.
В советское время усадебный парк вошёл в состав сада им. Н. Э. Баумана .
М. Ф. Бугровский выполнил для Стахеева несколько проектов — доходный дома на Мясницкой улице , гостиница в Большом Златоустинском переулке , дача в Сокольниках .
Н. Д. Стахеев внёс значительный вклад в развитие Алушты . Он приобрел там участок земли в конце XIX в. На средства Николая Дмитриевича были построены церковно-приходская школа, Земское училище, городские купальни, больница, пристань, первый в городе театр и набережная, укреплены башни крепости Алустон . Во многом благодаря его стараниям, захолустное селение превратилось в приятный курортный городок.
Вилла «Отрада» купца Н. Д. Стахеева, ныне Центр детского творчества, расположена в восточной части Алушты, на ул. Перекопская, д. 1. Это одно из самых красивых зданий в городе построено в конце XIX в. по проекту известного ялтинского архитектора Н. П. Краснова . Изящная вилла, похожая на маленький дворец, стоит в окружении экзотических растений Приморского парка. Парк вокруг виллы купца Н. Д. Стахеева был доступен всем желающим, по его дорожкам бесплатно гуляли алуштинцы и отдыхающие. Это и сейчас один из лучших уголков города и крымская достопримечательность — с роскошными деревьями, уютными аллеями и удобными скамейками.
Любое начинание Земства по благоустройству Алушты неизменно находило у Н.Д. Стахеева поддержку. Когда ялтинская управа решила построить в местечке новые дороги, Николай Дмитриевич, в отличие от многих алуштинских землевладельцев, не только не отказался уступить часть своих земель для расширения уже существующих дорог, но и предложил проложить новые, не требуя компенсации. Так появилась идущая вдоль обустроенной им же речки Демерджи знаменитая Стахеевская аллея. Очень много средств Николай Дмитриевич вложил и в обустройство пляжей и набережных. Одна из них, протянувшаяся от его приморского имения, так и называлась – «Стахеевка».
Н. Д. Стахеев жил на широкую ногу. Много путешествовал. Он был не только щедрым меценатом, но и страстным игроком, завсегдатаем казино в Монте-Карло . Как отмечали современники, он проматывал свои капиталы «без жалости и сожаления», его приезд в Монте-Карло всегда сопровождался повышением курса акций казино, так как он играл крупно и обыкновенно проигрывал. Не забывал и о благотворительности, которой славились его отец и дядя. В 1908 году он проиграл в казино Монте-Карло 15 миллионов золотых рублей (строительство Ливадийского дворца , например, обошлось казне в 4 миллиона).
Перед Первой мировой войной Стахеев уехал во Францию.
С именем Николая Стахеева связана городская легенда . После 1918 года, когда все его состояние было национализировано, Стахеев вернулся в Москву, чтобы забрать из тайника своего дома на Басманной улице серебро и какие-то другие ценности, но когда Николай Дмитриевич уже шёл по улице за этим кладом, его остановили дружинники из рабочих железнодорожного депо. На допросе в ГПУ Стахеев предложил Дзержинскому сделку: он говорит, где в доме спрятаны ценности, а ему назначают пенсию или дают возможность уехать из страны [ источник не указан 2862 дня ] . Дзержинский принял условия бывшего промышленника. Говорили [ кто? ] , что Стахеев до конца своих дней получал пенсию, а на часть «найденных» сокровищ был построен Дом культуры железнодорожников на нынешней Комсомольской площади [ источник не указан 2862 дня ] . Об этой истории узнали журналисты железнодорожной газеты «Гудок» Е. Петров и И. Ильф. Рассказывали, что авторы « Двенадцати стульев » взяли интервью у Николая Дмитриевича, и в результате он стал прототипом Кисы Воробьянинова .
Особняк Стахеева после национализации передали железнодорожникам. С 1918 года он находился в ведении Народного комиссариата путей сообщения (впоследствии Министерства путей сообщения). Там в разное время находились различные учреждения: клуб железнодорожников имени Дзержинского, Деловой клуб транспортников, и Всесоюзное объединение лесной и деревообрабатывающей промышленности на транспорте. В 1940 году дом отдали под клуб детей железнодорожников. Там работало множество творческих и технических кружков и секций, стены этого здания помнят ещё молодых, пятнадцатилетних Олега Даля , Олега Басилашвили , Валентину Толкунову и других.