Interested Article - Начало неведомого века
- 2020-10-20
- 1
«Нача́ло неве́домого ве́ка» — киноальманах, состоящий из трёх самостоятельных новелл: « Ангел » (по мотивам одноимённого рассказа Юрия Олеши , режиссёр Андрей Смирнов ), « Родина электричества » (экранизация одноимённого рассказа Андрея Платонова , режиссёр Лариса Шепитько ), « Мотря » (по мотивам повести Константина Паустовского «Начало неведомого века», режиссёр Генрих Габай ). Два фильма — «Ангел» и «Родина электричества» — вышли на экран через двадцать лет после создания — в 1987 году. Новелла «Мотря» была показана в 1969 году.
История альманаха
Изначально в состав альманаха предполагалось включить пять новелл, снятых молодыми кинорежиссёрами по мотивам произведений советских писателей. В письме, адресованном заместителю председателя Госкомитета по кинематографии Совета министров СССР Владимиру Баскакову , руководители Экспериментальной творческой киностудии Григорий Чухрай и Владимир Познер сообщали, что общая идея сборника фильмов связана с «отражением различных граней эпохи» . По словам режиссёра Элема Климова , некоторые новеллы попали под запрет ещё в процессе рассмотрения заявки — речь, в частности, идёт о вошедшей в предварительный план короткометражной ленте «Измена» по рассказу Исаака Бабеля , к работе над которой он так и не приступил .
Как вспоминал кинокритик Армен Медведев , эпоха застоя в кинематографе началась с запрета фильмов Ларисы Шепитько и Андрея Смирнова — их новеллы стали первыми «обитателями застойной полки» . В феврале 1968 года Владимир Баскаков объяснил представителям Экспериментальной творческой киностудии, под эгидой которой снималось «Начало неведомого века», что невозможность выпуска альманаха связана с содержащимся в нём «рядом неверных позиций в вопросах интерпретации нашей истории»; в то же время чиновники Госкомитета по кинематографии не исключали, что после внесения «монтажных поправок» одна из частей — «Мотря» — может быть допущена к прокату . Через три месяца партийный деятель Филипп Ермаш выступил в Союзе кинематографистов с резкой критикой в адрес новеллы «Ангел», назвав её примером «протаскивания буржуазной идеологии» на советский экран . Смирнов, судя по письму Познеру, с критикой его фильма не согласился:
В течение двух прошедших дней я, как и было условлено, пытался определить объём и характер монтажных и текстовых изменений новеллы «Ангел»... Речь идёт не о прояснении сюжета и характеров героев, а об изменении художественной, а возможно, и гражданской позиции автора... Я отказываюсь вносить изменения в новеллу «Ангел». На переделку картины руками другого человека также не могу дать согласия
Выход на экраны новелл «Ангел» и «Родина электричества» произошёл в 1987 году благодаря монтажёрам, которые по просьбе оператора Павла Лебешева , работавшего вместе со Смирновым, подготовили и сохранили копии двух запрещённых фильмов . Судьба ленты «Мотря», допущенной к показу в 1969 году, после отъезда Генриха Габая из СССР (1972) неизвестна .
Содержание
Действие новеллы « Ангел » происходит в 1920 году . На железнодорожной платформе , которая то сама движется под уклон, то направляется вперёд благодаря человеческим усилиям, собралась группа случайных людей: человек, везущий корову ( Николай Губенко ) , машинист паровоза, его дочь-подросток, интеллигентный господин с томиком Данте , студент- эсер ( Георгий Бурков ) , беременная крестьянка, комиссар Парфёнов ( Леонид Кулагин ) . Переговариваясь между собой, они узнают о планах друг друга: один мечтает добраться до престарелых родственников, другой едет домой в Петроград . Комиссар ведёт себя жёстче, чем остальные: так, он обещает, что «именем революции » эсер в конце пути будет арестован; тот отвечает, что большевики присвоили себе право на революцию и её имя.
Маршрут открытого вагона завершается, когда его пассажиров берёт в плен вышедшая из леса банда Ангела . Более других их интересует Парфёнов, с которым у Ангела свои счёты: бандиты напоминают комиссару об их убитом сообщнике и двенадцати сожжённых «малинниках». Парфёнову устраивают публичную казнь, насилуют дочь машиниста, остальных отпускают; теперь они идут по дороге, поддерживая друг друга.
Герой новеллы « Родина электричества » комсомолец Гриня (Сергей Горбатюк) работает в машинном зале городской электростанции . Засушливым летом 1921 года его вызывают к председателю губисполкома , который отдаёт молодому человеку письмо, пришедшее из деревни Верчовки. Его автор — делопроизводитель Степан Жаренов (Евгений Горюнов) — в стихах рассказывает о созданной в их деревне электрической машине, нуждающейся в усовершенствовании. Гриня, как специалист в вопросах электротехники, отправляется в путь. Он идёт пешком по выжженной земле, видит людей с иконами, молящих о дожде, помогает добраться до избы измученной жаждой старухе.
В деревне Гриня встречается с Жареновым, и они вместе пытаются создать устройство, которое напоило бы водой сухую землю. Юный герой не устаёт напоминать местным жителям, что природа не реагирует на их молитвы: она подчиняется только разуму и работе. Эксперимент с чудо-машиной, за которым с надеждой следит вся деревня, завершается неудачей, однако крестьян и их иссушённые участки спасает внезапно начавшийся сильный дождь. В финале новеллы звучат слова о том, что надежда необходима людям для их ежедневного существования. Фильм заканчивается песней Булата Окуджавы « Сентиментальный марш ».
История создания новелл
Как рассказывал Андрей Смирнов, для которого «Ангел» стал первой самостоятельной лентой, ему хотелось снять кино в эстетике Жана-Люка Годара и Ингмара Бергмана — речь прежде всего шла об умении этих режиссёров использовать в кадре только естественный свет. Попытка добиться общих взглядов на стилистику фильма с Вадимом Юсовым и Германом Лавровым ни к чему не привела — они отказались работать на площадке без приборов, с одними отражателями; в итоге за камеру встал Павел Лебешев, с которым Смирнов три года спустя создал картину « Белорусский вокзал » . Образ Парфёнова, воплощённый дебютантом Леонидом Кулагиным, не совпадал со сценарным вариантом: по словам режиссёра, его герой «уже тогда, в первые годы революции, осознаёт, что оказался участником неправедного дела», а потому он мало напоминает тех «комиссаров в пыльных шлемах», о которых поёт в конце альманаха Окуджава . Сами съёмки проходили в лесах Прибалтики .
Лариса Шепитько снимала «Родину электричества» в деревне Сероглазка недалеко от Астрахани . На роль комсомольца Грини она пригласила пятнадцатилетнего Сергея Горбатюка, который не имел представления об актёрской профессии: он был первокурсником Киевского медицинского училища. Отсутствие у исполнителя жизненного опыта, специальных знаний и навыков не смущало режиссёра: ей, по утверждению киноведов, в данном случае был важен типаж — герой с «чистым лицом отрока». Роли крестьян из изнывающей от засухи деревни исполнили местные жители, которым «ничего не нужно было изображать»: они просто жили в кадре .
По словам кинокритиков, одной из причин запрета «Родины электричества» стал финал: если в рассказе Андрея Платонова история завершается успешным созданием мотора и насоса («Я шёл один в тёмном поле, молодой, бедный и спокойный. Одна моя жизненная задача была выполнена»), то в новелле Ларисы Шепитько действие заканчивается драматически:
В дожде, который дала природа, увидели намёк — бог напоил землю, а не большевики, придумавшие хитроумный двигатель из трофейного мотоцикла. Ведь насос-то разорвался! Значит, революция потерпела фиаско?.. Это я поставил вопросительный знак. Те, от которых некогда зависели судьбы кинематографа, поставили точку. На фразе и фильме в целом .
Художественные особенности
Идея руководителей Экспериментальной творческой киностудии приурочить выход «Начала неведомого века» к 50-летию Октябрьской социалистической революции оказалась нереализованной прежде всего потому, что новеллы, включённые в альманах, рассказывали не столько о событиях полувековой давности, сколько о «прозрениях и заблуждениях» молодых режиссёров- шестидесятников . Создатели «Ангела» и «Родины электричества» стремились показать ощущение жизни с помощью новой эстетики кино, которая была мало понятна тем, кто ждал фильмов, снятых по «канонам историко-революционного жанра» .
«Ангел»
По мнению некоторых киноведов, лучшей работой в творческой биографии Андрея Смирнова стала его первая лента, попавшая на полку. «Ангел» — это фильм-путешествие, герои которого двигаются в непонятном направлении с неясными целями. Обнаружить поэтику Юрия Олеши в ленте весьма сложно: мир, показанный Смирновым, подчёркнуто приземлённый, насыщенный «грубой фактурой» — в нём нет павильонных интерьеров, не заметен актёрский грим, зато есть настоящая грязь под сапогами и молоко, льющееся по лицам из кожаного картуза. Отдельно исследователи рассматривают образы Ангела и комиссара. Атаман почти бесплотен, его лицо изуродовано оспой , речь афористичная, взгляд отрешённый — «это чёрный рыцарь идеи, вполне отождествляющий себя с карающим мечом». Парфёнов столь же неистов в своей вере: «Революция кровью исходит, а вы материте её!»
Сошлись два фанатизма. Они не слышат и не хотят услышать друг друга, ибо мнят: двоим им нет места на земле. Идеи, претендующие на монопольность, далеки от абстрактного парения схватки идейной, им подавай физическую расправу, торжествующее сминание чужой плоти в кровавое крошево .
«Родина электричества»
Режиссёр «Родины электричества», напротив, максимально сохранила интонации первоисточника: раскалённый мир, в котором живут герои Андрея Платонова и Ларисы Шепитько, сочетает в себе элементы реальности и романтики, а почти сюрреалистические подробности, выхваченные камерой (покривившиеся изгороди, «охраняющие» пустое пространство; заправленный самогоном мотоцикл; неожиданно обнаруженная среди бесполезной ветоши картина Пикассо ), мало напоминают сцены настоящего деревенского быта — скорее это «струящийся поток бытия» .
Киноведы обращают внимание на лица случайных персонажей, мелькнувших в кадре: молодую женщину с едва заметной улыбкой Моны Лизы и высохшей беззубой старухи, которая признаётся, что живёт и молится по привычке. В момент, когда Гриня, оторвав взгляд от письма Степана Жаренова, поднимает глаза, он неуловимо напоминает «молодого Спасителя в картине Александра Иванова ». Возведение элементарных вещей до уровня символов и эпичность некоторых сцен демонстрируют тот киноязык, который будет впоследствии использован Ларисой Шепитько в фильме « Восхождение », считают исследователи .
В ролях
Актёр | Роль |
---|---|
Леонид Кулагин | комиссар Парфёнов (новелла «Ангел») |
Сергей Вольф | интеллигент (новелла «Ангел») |
Георгий Бурков | студент (новелла «Ангел») |
Николай Губенко | человек с коровой (новелла «Ангел») |
Людмила Полякова | беременная крестьянка (новелла «Ангел») |
Владимир Сергеев | машинист (новелла «Ангел») |
Татьяна Беликова | дочь машиниста (новелла «Ангел») |
Игорь Класс | атаман Ангел (новелла «Ангел») |
Виктор Косых | парень из банды Ангела (новелла «Ангел») |
Владимир Балон | бандит (новелла «Ангел») |
Виктор Поморцев | красноармеец (новелла «Ангел») |
Сергей Горбатюк | Сергей Никоненко ) («Родина электричества») | Гриня (озвучивание
Виктор Кондратюк | Сергей Никоненко ) («Родина электричества») | Электротехник (озвучивание
Евгений Горюнов | Валерий Носик ) («Родина электричества») | Степан Жаренов (озвучивание
Иван Турченков | сотрудник губисполкома («Родина электричества») |
Примечания
- ↑ . Энциклопедия отечественного кино под редакцией Любови Аркус . Дата обращения: 16 декабря 2016. Архивировано из 21 декабря 2016 года.
- ↑ Ивойлова И. // Труд . — 2003. — № 4 января . 17 февраля 2020 года.
- Медведев А. Н. // Искусство кино . — 1999. — № 8 . 29 апреля 2017 года.
- Марков Н. // Российская газета . — 2015. — № 21 июля . 2 февраля 2016 года.
- ↑ . Энциклопедия отечественного кино под редакцией Любови Аркус . Дата обращения: 16 декабря 2016. Архивировано из 21 декабря 2016 года.
- Кичин В. С. // Известия . — 2002. — № 16 июля .
- Папенина Юлия. // Эксперт . — 2015. — № 6 . 22 июня 2016 года.
- ↑ . Энциклопедия отечественного кино под редакцией Любови Аркус . Дата обращения: 16 декабря 2016. Архивировано из 21 декабря 2016 года.
- 2020-10-20
- 1