Interested Article - Тир (бог)

Тир ( арм. Տիր ) — в армянской мифологии бог письменности, мудрости, знаний, покровитель наук и искусств, писец бога Арамазда , прорицатель судьбы .

Описание

Тир навевает людям сны, открывающие им их будущее. По-видимому, Тир считался также и проводником душ в подземное царство. В эллинистическую эпоху Тир отождествлялся с Аполлоном и Гермесом . Тир, как эпитет Гроха , должен был записывать тех, кто умирал, поэтому армяне говорят: «Пусть Грох унесёт тебя» .

Почитание

Храм Тира (между городами Вагаршапат (Эчмиадзин) и Арташат ) был местопребыванием оракулов , где жрецы толковали сны, обучали наукам и искусствам. Храм Тира назывался «Диван писца Арамазда» .

Арташес I ( II век до н. э. ), основав город Арташат , ставший столицей Великой Армении , перенёс сюда из культового центра Багаран статую Тира .

Храм Тира

Еразамуйн ( арм. Երազամոյն ) — храм, посвящённый Тиру. Находился храм за пределами Арташата , недалеко от дороги в Вагаршапат . Точная этимология неизвестна, однако исследователи полагают, что Еразамуйн переводится как Толкователь снов , что напрямую связано с культом Тира, как толкователя снов, писца и прорицателя. Учёные предполагают, что в храме Тира обучали дисциплинам, таким как толкование снов, письмо и риторика. Тем самым, учитывая схожесть в эллинистические времена Тира с Аполлоном , храм представлял собой подобие святилища Дельфийского оракула . Нередко Еразамуйн называли Хранилищем или Диваном писца Арамазда , то есть Тира .

Храм упоминается в труде Агафангела «История Армении» , в которой приведены строки об уничтожении царём Трдатом III храма посвящённому Тиру: По дороге царь [Трдат] разрушил и сжег храм толкования снов Еразамуйн, воздвигнутый в честь бога Тира, писца бога Ормузда . Вместе с соседним храмом Анаит, Еразамуйн составлял храмовый комплекс .

Влияние

Вероятно к имени Тир восходит название четвёртого месяца древнеармянского календаря трэ , а также несколько имён собственных, таких как , , и т. д.

Патриарх нашел связь между языческим обрядом получения огня (огонь Ормизда) в новогоднюю ночь с обычаем, согласно которому, вплоть до недавнего времени, на христианское Сретение армяне разжигали костры во дворе дома, и танцевали вокруг него ( Терендез ).

Примечания

  1. . Дата обращения: 7 марта 2013. 20 апреля 2013 года.
  2. (недоступная ссылка)
  3. .
  4. . Дата обращения: 4 марта 2016. 11 августа 2014 года.
  5. от 8 августа 2014 на Wayback Machine Агафангела
  6. . Дата обращения: 4 марта 2016. 9 августа 2014 года.
  7. от 6 марта 2016 на Wayback Machine , BlogNews
  8. .

Литература

  • Мартирос Ананикян. // Мифы Армении. — Центрполиграф, 2010. — ISBN 978-5-227-02375-9 .
  • С. С. Аревшатян. // АГАТАНГЕЛОС, История Армении. — НАИРИ, 2004.
  • // Мифологический словарь / гл. ред. Е. М. Мелетинский . — М. : Советская энциклопедия , 1990. — С. 528. — 672 с. — ISBN 5-85270-032-0 .
Источник —

Same as Тир (бог)