Interested Article - Вардавар

Вардавар ( арм. Վարդավառ «праздник роз», или хетт. wardaarr "водополивание" ) — армянский традиционный праздник в честь Преображения Господня . Отмечается через 14 недель после Пасхи . Известен своим обычаем взаимного обливания водой.

Аналогичный праздник ( греч. βαρτουβάρια ) отмечался в Каппадокии и восходит, по всей видимости, к эллинистическому культу Афродиты ( арм. Астхик ) .

Этимология

Армянский филолог Гевонд Алишан связывает праздник с богиней Астхик. В прошлом слово вардавар выводили из слова вард — роза и вар — яркий, объясняя это тем, что розами украшали золотой бюст Анаит , площади, улицы и фасады домов. Было и другое толкование, при котором слово вардавар выводили из слов вард и ор — день, т. е. день роз. Однако, Г. А. Капанцян (1940) выводит слово вардавар от хетт. ward — вода и хетт. arr — мыть (что в данном случае означало водополивание) и, следовательно, праздник связывается с культом воды, а связи с розой не имеет. В дальнейшем К. В. Мелик-Пашаян (1963) подтверждает это положение. Сукиас В. Паронян считает, что слово "Вардавар" имеет зороастрийский корень и состоит из авест. actra и арм. var , что означает горение и связано с поклонением огню. А. Е. Петросян (1987) связывает вторую часть названия с хетт. var — «гореть» (> арм. var ). Фндглян считает, что "вардавар" означает "водный путь" и соотносится с богиней Анаит.

История и традиции праздника

Армянские народные традиции возводят праздник к Всемирному Потопу и cвязанной с ней истории о голубице Ноя

По другой версии, Вардавар связан с культом Астхик — богини любви, водной стихии и плодородия. Также Вардавар связывается с Анаит . Отсюда и традиционное обливание водой друг друга и установление букетов из алых или оранжевых цветов перед домом (или на крыше).

Однако, хеттская этимология названия означает, что праздник должен был появиться еще в более ранний период, когда еще не сформировались культы Астхик и Анаит, не позднее , чем эпоха государства Хайаса (2-ое тысячелетие до нашей эры) . Таким образом, вардавар можно считать древнейшим из сохранившихся армянских праздников.

Согласно преданию Армянской Церкви , Григорий Просветитель назначил праздник Преображения на первый день армянского календаря — 1-е число месяца Навасард ( 11 августа ). В этот день отмечался языческий праздник, и некоторые его элементы сохранились в обрядах народного празднования Преображения. Традициям обливать друг друга водой, выпускать голубей и т. д.

В VI веке католикос Мовсес II (574—604) включил праздник Преображения в пасхальный цикл и назначил его на 7-е воскресенье после Пятидесятницы . Таким образом, праздник стал переходящим и выпадает на период с 28 июня до 1 августа.

В субботу перед Вардаваром Церковь вспоминает Ветхозаветный Кивот и отмечает праздник Новой Св. Церкви. Понедельник после Вардавара — день поминовения усопших.

В ряду армянских традиционных праздников, Вардавар — это самый большой летний праздник, один из самых любимых у армян. Особенно ярко этот день отмечается в деревнях.

Во время Вардавара ритуальное обливание водой переросло в шумную детскую игру в поливалки. Вардавар вообще в городской среде многими воспринимается как детский праздник, дети обычно так и говорят — «играть в Вардавар», то есть весело обливать себя и прохожих водой.

Неоязычество

Год День
2023 16 июля
2022 24 июля
2021 11 июля
2020 19 июля
2019 28 июля
2018 08 июля
2017 23 июля
2016 03 июля
2015 12 июля
2014 27 июля
2013 07 июля
2012 15 июля
2011 31 июля
2010 11 июля

К празднику Вардавар неоязычники добавляют ряд реконструированных, по их мнению, ритуалов.

Так, поскольку эпитетом богини Астхик является «Vardamatn» — Розовопалая, а одна из народных этимологий названия самого праздника связывает его с розой («вард»), роза становится важным атрибутом праздника: лепестками роз освящают ритуальную воду, розы букетами благословляются, освящаются и раздаются участникам. Каждый праздник начинается с ритуала возжжения ритуального огня, освящения воды, веток или плодов, чтения гимнов, восхваления богов. В разгар же лета во время Вардавара (примерно середина июля) в ритуал вводятся уже созревшие плоды абрикоса, которые также освящаются и раздаются участникам. Традиционно же во время Вардавара освящаются яблоки .

Галерея

См. также

Примечания

  1. Капанцян Г. А. Хеттские боги у армян. — Ереван: Издательство Государственного университета, 1940. — С. 39-40.
  2. Մելիք-Փաշայան Կ. Վ. Անահիտ դիցուհու պաշտամունքը. — Երևան: Հայկ.ՍՍՌ ԳԱ հրատարակչություն, 1963. — С. 129.
  3. Оганесян, А. Л. // Պատմա-բանասիրական հանդես. — 1973. — № 2 . — P. 71. 21 апреля 2021 года.
  4. Болотов В. В. от 29 августа 2017 на Wayback Machine // Михайлов день. Почему собор св. архистратига Михаила совершается 8 ноября
  5. Manukean Artak. . — Nairi Publishings, 2000. — С. 91.
  6. Петросян А. Е. // Вестник общественных наук Арм. ССР. — 1987. — № 1 . — С. 56-70 . — ISSN . 22 мая 2015 года.
  7. De Jong, Albert. Armenian and Georgian Zoroastrianism // The Wiley Blackwell Companion to Zoroastrianism. — John Wiley And Sons Ltd., 2015. — P. 124-125.
  8. . Дата обращения: 16 июня 2014. 8 декабря 2014 года.
  9. Антонян Ю. Ю. // Laboratorium. — 2010. — № 1 . — С. 122-124 . 22 мая 2015 года.

Литература

  • Е. Т.- А. Праздник Преображения господня у армян (Вардавар) // Кавказ. — Тифлис, 1888. — № 201 .
  • «Вардавар» и «Мерелоц» // Тифлисский листок. — Тифлис, 1889. — № 162 .
  • Taqizadeh S. H. // Bulletin of the School of Oriental and African Studies. — University of London, 1940. — Vol. 10, № 3 . — P. 632-653.
  • The Etymology of Armenian Vardavar // Annual of Armenian Linguistics. — Cleveland, 1992. — Vol. 13. — P. 63–69.
  • Ստեփանյան, Գոհար. // Պատմա-բանասիրական հանդես. — 2005. — № 3 . — P. 193-207. — ISSN .
  • Devrikyan, Vardan. Transfiguration and the feast of Vardavar. — Yerevan: Magalat, 2006. — 57 с. — ISBN 9993067156 .
  • Բարթիկյան, Հրաչ . // Պատմա-բանասիրական հանդես. — 2009. — № 1 . — P. 211-222. — ISSN .
  • Ohanyan H. The Feast of Transfiguration and the celebration of Vardavar // . — Burbank, 2015. — P. 63-68. от 4 марта 2016 на Wayback Machine
Источник —

Same as Вардавар