Джеки (фильм, 2016)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Ученик» — российский драматический фильм режиссёра и сценариста Кирилла Серебренникова , снятый по пьесе Мариуса фон Майенбурга . Мировая премьера состоялась 13 мая 2016 года в программе « Особый взгляд » 69-го Каннского кинофестиваля , где фильм был удостоен приза Франсуа Шале . Фильм является лауреатом премии Европейской киноакадемии за лучшего композитора (2016).
В России фильм вышел в прокат 13 октября 2016 года . Также фильм был выпущен в прокат в ряде европейских стран.
В центре сюжета история о юноше, ставшем религиозным фанатиком и постепенно затягивающем в мракобесие своё окружение и всю школу. Неожиданно он начинает общаться со всеми с помощью цитат из Библии, и решает «преподать урок» своей атеистически настроенной учительнице биологии Елене Львовне, используя для этого влюблённого в него одноклассника Гришу.
В 2014 году Кирилл Серебренников поставил по пьесе Мариуса фон Майенбурга спектакль «(М)ученик», получивший пять номинаций на театральную премию « Золотая маска » . Позднее он решил снять фильм по этой пьесе. Фильм снят на средства меценатов-бизнесменов, бюджет картины составил около миллиона евро.
Серебренников перенёс действие из Германии в российскую действительность, в рядовую общеобразовательную школу. В 2015 году пьеса была поставлена Серебренниковым в московском « Гоголь-центре » .
Съёмки «Ученика» проходили в августе 2015 года в Калининграде и области, где и происходит действие фильма . В фильме сыграли преимущественно те же актёры, что и в спектакле, кроме исполнителя главной роли: вместо Никиты Кукушкина в фильме появился Пётр Скворцов, больше похожий на старшеклассника .
Картина собрала положительные отзывы в мировой кинопрессе. На сайте Rotten Tomatoes рейтинг фильма составляет 87 % на основе 31 рецензии со средней оценкой 7,4/10 .
Кинокритик Антон Долин высоко оценивает фильм: «Фильм прямолинеен и даже дидактичен, это своего рода наглядная (даже чересчур) демонстрация всех опасностей религии, частной или организованной. Однако художественные достоинства заметно сильнее редких недостатков. Актеры работают самоотверженно, а для Виктории Исаковой <…> эта роль надолго может стать важнейшей за всю карьеру. Камера Владислава Опельянца буквально творит чудеса: продемонстрированную еще в „Измене“ страсть к длинным сложным планам здесь Серебренников доводит до предела. Но самое главное — беспримерная отвага режиссёра, который затрагивает здесь разом буквально все больные вопросы. <…> В этом смысле „Ученик“ — стопроцентно политическая картина, и второй такой в России за все новейшее время снято не было. Уже поэтому ей самое место в Каннах» .
Писатель Алексей Шепелёв сразу пишет о том, что «фильм ему понравился, хотя и будет его критиковать». Он отмечает, что смысловая составляющая фильма «имеет западнический вектор». Алексей считает, что «с точки зрения реалистичности проблематика надуманна», которая «затискивается в ряд действительно существующих: проблема взросления и вступления в жизнь, образования и воспитания, школьного насилия, подростковой сексуальности и т.п., а с другой стороны – фанатизма, сектантства, терроризма и т.д.». Также Щепелёв выделяет одну из «вопиющих» ошибок — «изображение священника и его действий», считая, что «иерей – хорошо устроившийся бюрократ, ничем не отличимый от окружающих его школьных педагогов-формалистов» .
Леонид Павлючик, кинообозреватель « Труда », в своей рецензии заключил, что фильм «направлен не против веры, а против веры слепой, фанатичной, дремучей, нерассуждающей. Не против православия, а против различных форм религиозного экстремизма, независимо от того, к какой конфессии оголтелые неофиты, подобные Вене, себя причисляют» .
Антон Тримайлов, обозреватель «Нашей газеты», считает, что «провокационность ощущается уже в сюжете, но Серебренникову удается по ходу фильма докручивать противостояние религии и современной жизни до каких-то гротескных масштабов», в итоге поставив 7 баллов из 10 .
Киновед Михаил Трофименков в газете « Коммерсантъ » проводит параллели с экранизацией пьесы братьев Пресняковых « Изображая жертву », а также с фильмами полувековой давности, назвав их «молодежным бунтом против торжествующего ханжества» .
Кинообозреватель русскоязычного издания журнала The Hollywood Reporter Ярослав Забалуев отмечает, что «если побороть неизбежное раздражение от несколько утрированных интонаций и мизансцен, в контексте „ Ученика“ это перестает быть недостатком, поскольку таким образом создается эффект присутствия — актеры хоть и не обращаются к зрителю напрямую, но явно проверяют прочность пресловутой четвертой стены». Забалуев делает вывод о том, что «мэтр подводит зрителя к тому несложному, но некомфортному выводу, что слепой фанатизм плох во всех проявлениях — даже если отстаивается самая правильная и разумная точка зрения» .
Фильм получил наивысший балл от киноведа интернет-портала InterMedia , Артёма Мельникова. Критик считает, что кинокартина «продолжает традиции остросюжетных „педагогических поэм“, добавляя в гремучий коктейль щепотку „гей-пропаганды“ и пару-тройку половников „совка“, бытового антисемитизма и „православия головного мозга“». Также Мельников жалеет, что рейтинг фильма 18+, так как «его необходимо в принудительном порядке посмотреть всем», а также «стоит включить в будущие учебники – истории ли, обществознания ли» .
Борис Иванов , критик интернет-портала « Фильм.ру », поставил кинокартине 8 баллов из 10. «„Ученик“ – пугающая, некомфортная, порой шокирующая политическая история, хотя ее мрачность отчасти сглаживается юмором особенно нелепых ситуаций и диалогов. Но если разобраться, что фильм пытается сказать зрителям, то окажется, что его «посыл» сводится к опасности фундаментализма в неуверенном в себе обществе, у которого нет иммунитета от тоталитарных идеологий. Как-то этого маловато для двухчасового разговорного полотна, от которого мы вправе были ждать более изощренного, более глубокого и более психологичного повествования» — отмечает Борис.
Картина вошла в сотню лучших российских фильмов по версии онлайн кинотеатра IVI .