Различие типа и токена
- 1 year ago
- 0
- 0
Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура ( нем. Differenz der demokritischen und epikureischen Naturphilosophie ) — докторская диссертация Карла Маркса . Написана в 1839—1841 годах. Явилась важным этапом в формировании взглядов Маркса. Выступая в ней в целом с идеалистических , гегельянских позиций, он отстаивает в ней атеистические взгляды и принцип активного отношения философии к жизни. Актуальность диссертации заключалась в том, что Демокрит являлся таким же классиком древней философии, как Гегель — новейшей философии, Эпикур — последователь Демокрита , творчески развивший его учение, аналогично последователям Гегеля в новейшую эпоху. Таким образом, изучив эволюцию взглядов Эпикура по отношению к Демокриту, можно было предвидеть эволюцию взглядов гегельянцев по отношению к Гегелю .
В предисловии к ней указано важное значение таких направлений философской мысли древнего мира, как школа Эпикура , стоицизм и скептицизм и провозглашается воинствующий атеизм .
Эти системы составляют ключ к истинной истории греческой философии .
Философия…всегда будет заявлять — вместе с Эпикуром — своим противникам: «Нечестив не тот, кто отвергает богов толпы, а тот, кто присоединяется к мнению толпы о богах»… Признание Прометея
По правде, всех богов я ненавижу,
есть её собственное признание, её собственное изречение, направленное против всех небесных и земных богов .
Маркс даёт высокую оценку философии великих греческих атомистов Демокрита и Эпикура . В учении Эпикура о самопроизвольном отклонении атомов Маркс выявил элементы диалектики, рассматривая его как диалектический принцип самодвижения.
Так, добро есть бегство от зла, а наслаждение есть уклонение от страдания .
Маркс высказывается за активную роль философии в процессе изменения неразумного мира, отстаивает принцип диалектического единства философии и жизни.
...в той мере, в какой мир становится философским, философия становится мирской, её осуществление есть вместе с тем её потеря .
Маркс отмечает, что
Доказательства бытия бога представляют собой не что иное, как пустые тавтологии .
В диссертации Маркс делает вывод, что вера в богов возникает на первой ступени в развитии человеческого сознания. Её порождает примитивный уровень мышления, не способного ещё понять и объяснить мир окружающих явлений и приписывающего ему поэтому сверхъестественные, иррациональные свойства.
для кого мир неразумен, кто поэтому сам неразумен, для того бог существует .