Interested Article - Шеридан, Джим
- 2020-04-27
- 2
Джим Шеридан ( англ. Jim Sheridan ; род. 6 февраля 1949 , Дублин ) — ирландский кинорежиссёр и сценарист, шестикратный номинант на премию « Оскар » и лауреат многочисленных престижных кинопремий, включая главный приз Берлинале « Золотой медведь » за историческую ленту « Во имя отца ».
Шеридан — одна из ключевых фигур современного ирландского кинематографа, при активном содействии которого состоялось возрождение национального кино, как такового . Режиссёр и автор десятка сценариев к коммерчески успешным хитам, Шеридан был шесть раз выдвинут на премию «Оскар», дважды номинирован на « Золотой глобус » и столько же раз боролся за премию Британской кино и телеакадемии , но по сей день так и не получил ни одной из них.
В актёрской среде Шеридана прозвали «режиссёром актёров» из-за крайне удачного кастинга в собственных картинах, обычно выливающегося в номинации исполнителей основных ролей на «Оскар» . Наиболее примечательные режиссёрские и сценарные работы Джима Шеридана — « Моя левая нога » (дебют в кино), «Во имя отца», « Боксёр », « В Америке » и « Братья ». Во всех упомянутых картинах, кроме двух последних, задействован именитый Дэниэл Дэй-Льюис — актёр, обязанный своей славе именно Шеридану.
Биография
Джим Шеридан родился в семье актрисы Анны и железнодорожного работника Питера — 6 февраля 1949 года в Дублине . Джим был старшим среди семерых братьев и сестёр . Окончил Дублинский университетский колледж и актёрскую школу при театре Аббатства .
Шеридан начинал свою карьеру с театра — в 1967 году он, совместно с братом Питером, основал театральный центр Темпл-Бар . Заведение мгновенно стало одним из самых респектабельных авангардных театров в столице Ирландии . Около десяти лет Шеридан проработал его художественным руководителем . За этот период времени для театра им было написано множество собственных пьес . В 1981 году Шеридану, однако, пришлось покинуть ответственный пост после предполагаемого участия в громком гомосексуальном скандале .
, расположенный в дублинском районеВремя было очень непростое, но я как-то вертелся, как-то выживал. А после того, как Дублинский городской совет отнял лицензию у моего театра, хотелось просто закрыться в комнате и надеть петлю на шею, честное слово.
Вскоре он вместе с семьёй переехал в Нью-Йорк , где, после короткого обучения в киношколе Нью-Йоркского университета , Шеридан занял кресло директора .
В 1989 году Шеридан в срочном порядке вернулся в родную Ирландию по приглашению продюсера Дэниэла Дэй-Льюиса . Одноимённая экранизация стала прорывом не только для дебютанта Шеридана, но и для всего ирландского кинематографа в целом, собрав пять номинаций на премию « Оскар », в том числе за лучшую режиссёрскую работу и лучший адаптированный сценарий. Тем вечером статуэтки забрали Дэй-Льюис, проснувшийся знаменитым после релиза картины, и Бренда Фрикер за лучшую женскую роль второго плана.
, который убедил того экранизировать нашумевшие мемуары « » . На главную роль самого Брауна Шеридан утвердил практически неизвестного актёраНа протяжении следующего десятилетия Шеридан работал с разнообразными жанрами кинофильмов: от исторической драмы до спортивного триллера. Сюжет « Поля », экранизации одноимённой пьесы , повествует о пожилом Булле Маккэйбе, маниакально сражающемся с ирлано-американцем за собственные земли, которыми семья Маккэйбов владела на протяжении многих десятков лет . Актёр Ричард Харрис , исполнивший роль Булла Маккэйба, выдвигался на премию «Оскар», но проиграл Джереми Айронсу .
В 1993 году Шеридан срежиссировал и написал сценарий к своему, пожалуй, наиболее известному и завершённому фильму — « Во имя отца » . На главную роль режиссёр традиционно пригласил Дэниэла Дэй-Льюиса. Лента имела огромный кассовый успех и собрала более 20 наград, включая главный приз Берлинского кинофестиваля « Золотой медведь » и семь номинаций на «Оскар».
Свою последнюю на сегодняшний день номинацию на премию Академии Джим Шеридан получил за создание сценария к полуавтобиографической драме « В Америке », основанной на его собственной жизни в Нью-Йорке в начале 1980-х. Из последних проектов режиссёра выделяются « Братья » с Тоби Магуайром , Натали Портман и Джейком Джилленхолом , а также триллер « Дом грёз ». Примечательно, что от разработки последнего Шеридан всячески пытался откреститься, даже подав заявку в Гильдию режиссёров США, чтобы его имя в титрах было заменено на анонимные «Алан Смити» или « Джон Доу » . В настоящее время работает над несколькими проектами, премьера которых запланирована на середину 2010-х годов.
Личная жизнь
С 1972 года Джим Шеридан женат на писательнице Фрэн Шеридан, в браке с которой у него родилось трое дочерей: Наоми, Кирстен (род. 1976) и Тесс. Кирстен и Наоми вместе с отцом номинировались на «Оскар» за написание сценария к «В Америке».
Шеридан является владельцем чистокровной верховой лошади .
Значение и элементы режиссёрского стиля
Этот фильм [речь идёт о «Моей левой ноге»] и работа с Джимом Шериданом изменила меня и мою жизнь. Я сомневаюсь, что у меня будет более счастливый опыт. Не только потому, что у фильма был такой успех, которого мы попросту не ожидали, а по причине того, каким образом мы сотворили этот фильм.
Большая часть фильмов Джима Шеридана затрагивает тему взаимоотношений между Ирландией и Америкой . Время, проведённое им в Нью-Йорке, оказало необъятный эффект на его работы . Многие проекты Шеридана были созданы им под влиянием классических лент Джона Форда . «Поле», например, переосмысливает ключевую тему его комедии « Тихий человек », а сценарий Шеридана к приключенческому фэнтези « На запад » явно перекликается с фордовским вестерном « Искатели » .
Мотивы некоторых картин Шеридана держатся на его собственной биографии и жизни. Абсолютно несентиментальный портрет Кристи Брауна, изображённый в «Моей левой ноге», берёт свои корни из детства режиссёра, проведённого в
. Здесь Шеридан комбинирует свои твёрдые политические убеждения с сильным ощущением эмоциональной мощи драмы .Все последующие работы режиссёра имеют дело с волнующими ирландскими проблемами, аллегорически структурированными в условия семейного конфликта . «Поле» — яркий этому пример . Главный герой, пожилой фермер Булл Маккэйб, потративший всю свою жизнь на культивирование небольшого поля на бесплодной и суровой земле, теперь находится на содержании у своего многострадального сына и жены . Когда экономный ирлано-американец пытается купить участок земли, Булл категорически противится этому . Кульминацией фильма становится жестокое убийство . Изобретательная актёрская игра Ричарда Харриса принесла ему очередную номинацию на «Оскар», а за Шериданом прочно закрепилось прозвище «режиссёр актёров» .
Сценарии Джима Шеридана обычно разоблачают все социальные реалии. В «На запад» — это бедность, алкоголизм и дискриминация, в «В Америке» — алчность, халатность и страх .
Отличительной чертой его режиссёрского стиля является сотрудничество с Дэниэлом Дэй-Льюисом, близко общающимся с Шериданом с 1989 года. Вместе они работали на съёмочных площадках трёх проектов, за роль в одном из которых Дэй-Льюис удостоился своего первого «Оскара». Режиссёр говорил: «Вы знаете, когда ты смотришь на гения в работе, каковым и является Дэниэл, когда ты говоришь „снято“, когда ты видишь, как Дэниэл возвращается в своё тело — это как отпирание банковского хранилища».
Фильмография
|
Награды и номинации
Год | Название | Награда | Категория | Результат |
---|---|---|---|---|
1989 | « Моя левая нога » | Гильдия сценаристов США | «Лучший адаптированный сценарий» | Номинация |
Международный кинофестиваль в Монреале | Приз экуменического жюри — специальное упоминание | Победа | ||
« Независимый дух » | «Лучший иностранный фильм» | Победа | ||
Европейская киноакадемия | «Лучший режиссёр» | Номинация | ||
«Лучший дебют» | Номинация | |||
BAFTA | «Лучший фильм» | Номинация | ||
«Лучший адаптированный сценарий» | Номинация | |||
« Оскар » | « Лучший режиссёр » | Номинация | ||
«Лучший адаптированный сценарий» | Номинация | |||
1993 | « Во имя отца » | Гильдия сценаристов США | «Лучший адаптированный сценарий» | Номинация |
«Человечность» | «Лучший фильм» | Номинация | ||
Европейская киноакадемия | «Лучший фильм» | Номинация | ||
« Давид ди Донателло » | «Лучший иностранный фильм» | Победа | ||
Берлинский кинофестиваль | « Золотой медведь » | Победа | ||
BAFTA | «Лучший адаптированный сценарий» | Номинация | ||
Австралийский киноинститут | «Лучший иностранный фильм» | Номинация | ||
«Оскар» | « Лучший фильм » | Номинация | ||
«Лучший режиссёр» | Номинация | |||
«Лучший адаптированный сценарий» | Номинация | |||
1997 | « Боксёр » | « Гойя » | «Лучший европейский фильм» | Победа |
« Золотой глобус » | « Лучший режиссёр » | Номинация | ||
Берлинский кинофестиваль | «Золотой медведь» | Номинация | ||
Приз читателей газеты Berliner Morgenpost | Победа | |||
2002 | « В Америке » | Гильдия сценаристов США | « Лучший оригинальный сценарий » | Номинация |
Премия «Спутник» | «Лучший режиссёр» | Победа | ||
Общество кинокритиков Феникса | «Лучший режиссёр» | Номинация | ||
«Лучший оригинальный сценарий» | Победа | |||
Гильдия продюсеров Америки | Приз имени Стэнли Крамера за освещение провокационных социальных проблем | Победа | ||
Национальный совет кинокритиков США | «Лучший оригинальный сценарий» | Победа | ||
«Независимый дух» | «Лучший режиссёр» | Номинация | ||
«Лучший фильм» | Номинация | |||
«Человечность» | «Лучший фильм» | Номинация | ||
«Золотой глобус» | «Лучший сценарий» | Номинация | ||
Гентский международный кинофестиваль | Гран-при | Победа | ||
«Выбор критиков» | «Лучший режиссёр» | Номинация | ||
«Лучший сценарист» | Победа | |||
Премия британского независимого кино | «Лучший режиссёр» | Номинация | ||
Международный кинофестиваль в Бангкоке | «Лучший режиссёр» | Победа | ||
«Лучший фильм» | Номинация | |||
«Оскар» | « Лучший оригинальный сценарий » | Номинация | ||
Американский институт киноискусства | «Лучший фильм — выбор зрителей» | Победа | ||
2004 | Международный кинофестиваль в Палм-Спрингсе | Специальный приз за достижения в киноискусстве | Победа | |
2009 | « Братья » | Премия ирландского кинематографа и телевидения | «Лучший режиссёр» | Победа |
Примечания
- ↑ , p. 312.
- ↑ , p. 856.
- Дэйв Трамбор. (англ.) . Collider (7 октября 2011). Дата обращения: 15 июля 2012. 15 апреля 2012 года.
- (англ.) . Bloodhorse (13 сентября 2003). Дата обращения: 16 июля 2012. 4 марта 2016 года.
- (англ.) . IrishCentral (10 февраля 2011). Дата обращения: 16 июля 2012. 17 июня 2012 года.
- ↑ (англ.) . IMDb . Дата обращения: 2 февраля 2016. 5 марта 2016 года.
Литература
- Йорам Аллон, Дел Каллен, Ханна Пэттерсон. Contemporary British and Irish Film Directors: A Wallflower Critical Guide. — Wallflower Press, 2001.
- Джеймс Патрик Бирн, Филип Колмен, Джейсон Фрэнсис Кинг. Ireland and the Americas: Culture, Politics, and History. Volume 2. — ABC-CLIO, 2008.
- 2020-04-27
- 2