Interested Article - Цайзель, Ева

Ева Цайзель ( нем. Eva Zeisel , урожд. Ева Амалия Штрикер , венг. Striker Éva Amália ; 13 ноября 1906 , Будапешт 30 декабря 2011 , Нью-Йорк ) — известный керамист , скульптор и промышленный дизайнер . Работы Цайзель выставлялись на Всемирной выставке в Филадельфии, она работала на майоликовой и других фабриках в Германии. Пять лет провела в СССР, где некоторое время занимала высокий пост в фарфорово-стекольной отрасли, но затем была арестована и спустя 1,5 года выслана из страны. Жила в Вене, затем в США, где сделала успешную карьеру и преподавала. Стала первой женщиной, которой была устроена персональная выставка в Музее современного искусства в Нью-Йорке .

Биография

Ева Штрикер родилась 13 ноября 1906 года в Будапеште , в зажиточной еврейской семье. Её отец был владельцем текстильной фабрики, а мать, Лаура Поланьи, преподавала историю в Будапештском университете . Племянница Майкла (Михая) Поланьи , английского физика, химика и философа, и Карла (Кароя) Поланьи , американо-канадского экономиста и социолога.

Ева с детства интересовалась искусством и в 1923 году поступила в Венгерскую высшую королевскую школу изобразительных искусств , где проучилась три семестра. Спустя год после начала обучения ей удалось побывать на Международной выставке декоративного и промышленного искусства в Париже . Посещение выставки окончательно формирует представления Штрикер о современных тенденциях в дизайне. Она принимает решение бросить учёбу в Академии и поступает ученицей в гончарную мастерскую Карапанчика. Через год работы самой Евы Штрикер уже экспонировались на следующей Всемирной выставке в Филадельфии и удостоились почетного диплома.

Живя в Будапеште, Штрикер создала свою гончарную мастерскую, одновременно с этим она работала внештатным сотрудником Кишпештской фабрики керамики. Работы, созданные ей в те годы, внесли особый вклад в развитие керамики Венгрии. Некоторое время она была близка с Артуром Кёстлером , дружеские отношения с ним сохранились на всю жизнь.

В 1928 году Штрикер переехала в Германию и стала работать на в Шварцвальде . Там она узнала о предварительном моделировании будущих изделий из бумаги. На Еву оказали влияние идеи Баухауса , но, несмотря на строгую четкость форм, её работы всегда оставались остроумными и изысканными.

В 1930 году она перебирается в Берлин , где работает над чайно-кофейным сервизом , выполняя заказ Кристиана Карстенса, владельца фирмы C. & E. Carstens . В этот период художница познакомилась с физиком Александром Вайсбергом , который работал в Харькове , в 1932 году они обручились. Сразу после этого она поехала в Советский Союз .

В Советском Союзе её карьера вначале складывалась очень удачно, она стала работать в качестве зарубежного специалиста на керамическом заводе в Харькове. Вскоре она переезжает в Москву , где в 29 лет становится художественным руководителем фарфорово-стекольной отрасли всего СССР. По её моделям осуществляется производство фарфоровых изделий на Дулёвском и Ломоносовском фарфоровых заводах.

26 мая 1936 года Ева была арестована, её обвинили в подготовке покушения на Сталина, вначале её отправили на Лубянку, потом в ленинградские « Кресты ». В камере она провела полтора года.

Незадолго до ареста она развелась с Александром Вайсбергом. Несмотря на это, Александр ездил в Ленинград, затем в Москву, чтобы хлопотать за Еву. Хождение по кабинетам в Москве заняло несколько месяцев и увенчалось успехом — в сентябре 1937 года Еву неожиданно освободили, выдали новый паспорт и выслали из страны. Через Польшу она попала в Австрию . История её ареста и рассказы о тюрьме были использованы Артуром Кёстлером при создании романа « Слепящая тьма ». Через полгода после высылки Евы из СССР её бывший муж, Александр Вайсберг был арестован по делу УФТИ и Артур Кёстлер помог ей организовать письма нобелевских лауреатов Ирен Жолио-Кюри , Жана Перрена и Фредерика Жолио-Кюри в защиту Александра Вайсберга и его коллеги Фридриха Хоутерманса . Никакого ответа, впрочем, на эти обращения не последовало.

В Вене она познакомилась со своим будущим мужем, впоследствии известным юристом и статистиком, профессором Чикагского университета . Спустя несколько месяцев, после аншлюса Австрии в марте 1938 года, им обоим пришлось бежать от нацистов в Великобританию . В Лондоне они поженились и в том же 1938 году покинули Англию, переехав в США . Эту страну Цайзель называла своей второй родиной.

В США Цайзель сделала стремительную карьеру, она делала проекты для лучших компаний, и преподавала индустриальную керамику в Институте Пратта в Нью-Йорке. В 1946 году Музей современного искусства в Нью-Йорке устроил персональную выставку её работ — впервые на выставке такого рода автором была женщина [ источник не указан 1239 дней ] .

В 2011 году Ева Цайзель скончалась в Нью-Йорке в возрасте 105 лет.

Работы Евы Цайзель находятся во многих музеях современного искусства США, Венгрии, России, Германии и Великобритании. В 1998 году она стала почетным доктором Королевского колледжа искусств в Лондоне. Почетную степень доктора ей вручила и школа дизайна имени Парсона. В 2004 году она получила награду Венгерской республики.

Литература

  • Кладо, Екатерина (2000-08-08). . Эл. версия «Сегодня» . Семь дней. из оригинала 3 августа 2011 . Дата обращения: 30 апреля 2012 .
  • Пиценко, Наталия. // Антик.Инфо : Информационно-аналитический ежемесячник об антиквариате. — СПб. , 2006. — № 40 .

Кино

В 2002 году режиссёром Джилл Джонстон был снят большой документальный фильм о жизни Евы Цайзель.

Примечания

  1. — 2016.
  2. (англ.)
  3. Садовский А.С., Кулькова Н.В. // Исследовано в России : Электронный журнал. — 2013. — № 10 . — С. 147—161 . 16 января 2015 года.

Ссылки

  • . Artkeramika.ru. Дата обращения: 30 апреля 2012. 24 мая 2012 года.
  • — Выступление на конференции TED в феврале 2001 г. (пер. на рус. Т. Воронцовой, ред. О. Шулаевой)
Источник —

Same as Цайзель, Ева