Interested Article - Аюмаа

Аюмаа ( абх. аҩымаа , уголовая арфа) — абхазский аккомпанирующий народный музыкальный струнный инструмент .

Аюмаа представляет собой дугу из липового дерева, нависшую над корпусом.

Корпус долблёный, имеет форму полуцилиндра. Сверху он накрыт деревянной декой, которая прикреплена к нему посредством небольших полосок кожи, переходящих с деки на корпус. Вдоль деки по средней линии проходит деревянная планка, в которой проделано 14 маленьких круглых отверстий.

В них продеваются завязанные узлом концы струн и закрепляются деревянными колышками.

Струны аюмаа — из конского волоса .

История

По наблюдению грузинских учёных, абхазское название арфы аюмаа и его народная этимология 'двурукая' тоже вызывают ассоциацию с человеческой рукой . Такого же мнения придерживались и абхазские музыковеды, вспоминая при этом предания осетин и сванов .

Абхазская арфа могла иметь 9, 11, 14 и даже 18 струн, что может говорить только о том, что народная традиция абхазов не знала постоянного объёма звукоряда инструмента, так как в народе не сложились исполнительские традиции игры на нём .

В Абхазии арфы, принадлежавшие придворным музыкантам владетельных князей, хранились в языческих святилищах как священные предметы, связанные с культом .

Обрядовая культура

Аюмаа, в основном, — аккомпанирующий инструмент, под звучание которой исполнялись исторические и военные песни.

В период праздничного приёма посетителя в Абхазии окружала вниманием молодёжь, в его честь организовывали пляски, его веселили игрой на ачарпын , аюмаа, ахымаа или апхьарца .

Инструментальные коллективы

В современной Абхазии существует множество народных инструментальных ансамблей, которые исполняют композиции на аюмаа . Используется в оркестрах народных инструментов, самый известный ансамбль «Гунда» .

Галерея

Литература

Алборов Ф. Ш. Музыкальная культура осетин. Владикавказ, 2004.

Гунба Есма Закановна НАРОДНЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ АБХАЗОВ И ЕГО ФУНКЦИИ В СВАДЕБНОМ ОБРЯДЕ// Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики Тамбов: Грамота, 2015. № 2 (52): в 2-х ч. Ч. I. C. 70-73. ISSN 1997-292X

Хашба И. М. Абхазские народные музыкальные инструменты Издание второе Сухуми: «Алашара», 1979 240 с. Тираж 1500.

Хашба И. М. Из музыкальной культуры абхазов // Современное абхазское село: Этнографические очерки. 1967. С. 72.

Зо^^з^бд Эббббб. Зб6б^д^д&о. 3. Ьб^Ь^бо ^¿фЭ^^дЭд&о ЬоЭд&обб Ь^зббзшб ЗдЬбЬдй. ЭбЬб^д&о ^¿¿бшзд^гоЬ дшб^^бб^ооЬбшзоЬ. ш&о^оЬо: Эд@бод6д&5, 1987. XXIII. 249—354. (на грузин. яз.)

См. также

Примечания

  1. . abhazia.pro . Дата обращения: 15 апреля 2021. 15 апреля 2021 года.
  2. Воитлева Нафисет Адалгериевна. // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. — 2016. — Вып. 3 (182) . — С. 210–215 . — ISSN . 18 апреля 2021 года.
  3. Рахно Константин Юрьевич. // Известия СОИГСИ. — 2018. — Вып. 27 (66) . — С. 38–49 . — ISSN . 17 апреля 2021 года.
  4. Зо^^з^бд Эббббб. Зб6б^д^д&о. 3. Ьб^Ь^бо ^¿фЭ^^дЭд&о ЬоЭд&обб Ь^зббзшб ЗдЬбЬдй. ЭбЬб^д&о ^¿¿бшзд^гоЬ дшб^^бб^ооЬбшзоЬ. ш&о^оЬо: Эд@бод6д&5,. XXIII. 249-354. (на грузин. яз.). — 1987..
  5. Хашба И.М. Из музыкальной культуры абхазов // Современное абхазское село: Этнографические очерки.. — 1967. — С. 72.
  6. Алборов Ф.Ш. Музыкальная культура осетин. — Владикавказ, 2004. — С. 152.
  7. Санакоев М.П. Некоторые вопросы источниковедения истории осетинского народа.. — Цхинвали, 1979. — С. 99.
  8. Анкваб Марина Фѐдоровна. // Историческая и социально-образовательная мысль. — 2015. — Т. 7 , вып. 6—2 . — С. 226–231 . — ISSN . 17 апреля 2021 года.
  9. . Sputnik Абхазия (17 мая 2016). Дата обращения: 15 апреля 2021. 15 апреля 2021 года.
  10. . Sputnik Абхазия (12 декабря 2017). Дата обращения: 15 апреля 2021. 15 апреля 2021 года.
  11. ХАГБА В.А. (рус.) // МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛЕТОПИСЬ Сборник научных статей VIII Международной научно-практической конференции. Редактор-составитель С.И. Хватова. 201. — 2018. — С. 413—423 .
Источник —

Same as Аюмаа