Interested Article - Баба Кухи Ширази

Баба́ Кухи́ Ширази́ (полное имя Шейх Абу Абдаллах Мохаммад ибн Абдаллах ибн Обайдаллах Бакуйа Ширази , был также известен под нисбой Ибн Бакуйа , Бакуви , Бакуйя и Нишапури ) — персидский суфий второй половины X—первой четверти XI века.

Жизнь и творчество

Несмотря на многие упоминания о нем в суфийской литературе, почти ничего не известно о жизни Баба Кухи. Согласно М. Кашеффу, возможно родился в Ширазе , где, еще молодым, он познакомился со знаменитым мистиком Абу Абдаллах Мохаммад ибн Кафифом и арабским поэтом Мутаннаби . Согласно азербайджанскому советскому историку Саре Ашурбейли , Баба Кухи Бакуви родился в 948 году в Баку в семье богослова. Первым его учителем, по словам Ашурбейли, был его же родной отец .

Как отмечает Кашефф, Баба Кухи много путешествовал в поисках истории касающихся суфийским шейхам и их изречений . В течение этих путешествии познакомился с крупнейшими суфиями своего времени среди которых Шейх Абу Саид Аби-л Кайр и Абу-л Касем Абд-аль-Карим Косайри . Изначально Бакуви, как отмечает Ашурбейли, был последователем захиритов , а позднее стал батинитом . Покинувший Баку в преклонном возрасте Бакуви поселился в пещере на горе, где вёл отшельнический образ жизни. Бакуви много путешествовал, побывал в Иране, Средней Азии, Аравии и, по предположениям Сары Ашурбейли , в Индии. Окончив странствия, Бакуви поселился в Нишапуре и Ширазе . Согласно М. Кашефф, в 1035 году Баба Кухи находился в Нишапуре , но в итоге вернулся в Шираз и уединился в пещере на горе (сейчас называется Баба Кухи) к северу от города. Там он вскоре умер в пожилом возрасте и был похоронен в 1037 году . Согласно исследователю Солмаз Рзакулизаде, Бакуви умер в 1051 году .

Свои стихи Бакуви писал под псевдонимом Баба-Кухи , что означает «старец, живущий в горах» , что по предположениям Кашеффа, является простонародным изменением имени Ибн Бакуйа. Впервые это имя упоминается поэтом Саади . Нисба обычно связывалась с местом рождения или смерти лица, или же с длительным пребыванием его в этом месте, поэтому в случае с Кухи встречается тройная нисба. Местом рождения Баба Кухи азербайджанский исследователь Солмаз Рзакулизаде также считает Баку. И хотя ни в одном источнике не говорится о том, где родился Кухи, все, называя его имя определяют нисбу его как Бакуйа Ширази , изредка прибавляя Нишапури . Нисбу Бакуви арабские источники давали в четырёх вариантах — Бакуйа , Баку , ибн Бакуйа и ибн Баку . Появление же нисбы Ширази Солмаз Рзакулизаде объясняет тем, что в Ширазе Кухи длительное время был учеником ибн Хафифа . Абуль-Аббас Зеркуб Ширази, упоминая Кухи в числе ширазцев-последователей ибн Хафифа в своем «Шираз-намэ», называет его «более известным» как Бакуви. В связи с этим нисбу Бакуви объясняют только как указывающую на место рождения. Это предположение подкрепляется также тем, что в Бакуви, согласно Рзакулизаде, был братом философа и богослова Пир Гусейна Ширвани .

Факр аль-Замани передает легенду, согласно которой молодой поэт Хафиз , подвергающийся тогда насмешкам со стороны соотечественников из-за не лучшей поэзии, проводил молитву у могилы Баба Кухи в течение трех ночей. Согласно легенде на третий ночь его посетил Имам Али , который дал ему небесный кубок, тем самым открывая для Хафиза двери всех знаний и наделяя его даром поэзии .

Бакуви был шиитом , однако поскольку его мировоззрение носило влияние культа огня и поклонения солнцу, Сара Ашурбейли отмечает, что его нельзя считать правоверным мусульманином .

Из произведений сохранилась «Бедайат хал аль-Халладж ва нехайатоху». Самани упоминает также «Кетаб макамат аль-машайек». Приписываемый ему персидский диван , как это верно аргументировал Казвини, должен принадлежать посредственному поэту более позднего времени, вероятно XVII века, чей псевдоним Кухи, очевидно, стал причиной неверной атрибуции . Баба Кухи разработал символический язык суфизма, его основной жанр газель . Он переплетает мотивы традиционной лирической литературы с идеями мусульманской теологии . Сочинения Бакуви, по словам Ашурбейли, состоят из сборника хадисов , сборника о жизни суфиев, «Ахбар ал-арифин», «Ахбар ал-гафилин», а также сборника стихов и афоризмов. Бакуви среди выдающихся средневековых учёных, происходивших из Ширвана , упоминает азербайджанский ученый Аббас-Кули-ага Бакиханов .

В начале 90-х годов близ Девичьей башни в Баку в результате археологических раскопок была обнаружена мечеть , принадлежавшая по мнению азербайджанского археолога Фархада Ибрагимова, Баба Кухи .

Примечания

  1. — статья из Encyclopædia Iranica . M. Kasheff
  2. Nicholas Arseniev . Revelation of Life Eternal: An Introduction to the Christian Message. — St. Vladimir's Seminary Press, 1964. « So also for the Persian mystic, the Sufi and Derwish, Baba Kuhi from Shiraz, the whole world is transfigured by his experience of God… »
  3. Craig A. Lockard. Societies, Networks, and Transitions, Volume I: To 1500: A Global History. — 3. — Cengage Learning, 2014. — P. 230.
  4. Бертельс Е. Э. Избранные труды: Суфизм и суфийская литература. — М. : Наука, 1965. — С. 294.
  5. Ашурбейли С. Б. Очерк истории средневекового Баку, VIII -начало XIX вв.. — Б. : Издательство Академии наук Азербайджанской ССР, 1964. — С. 169. — 333 с.
  6. , с. 7.
  7. , с. 30-31.
  8. , с. 31.
  9. / М. Л. Рейснер // Анкилоз — Банка. — М. : Большая российская энциклопедия, 2005. — С. 617. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 2). — ISBN 5-85270-330-3 .
  10. . Официальный сайт Управления государственного историко-архитектурного заповедника Ичери-Шехер.. Дата обращения: 16 февраля 2017. Архивировано из 1 января 2012 года.

Библиография

  • Бертельс Е. Э. Баба Кухи. Предисловие к изданию «Дивана». Избранные труды суфиев и суфийская литература. М., 1965.
  • Мировоззрение Баба Кухи Бакуви. — Б. : Элм, 1978. — 93 с.

Ссылки

Источник —

Same as Баба Кухи Ширази