Ахтыпаринское вольное общество
- 1 year ago
- 0
- 0
Ахтыпари́нское во́льное о́бщество , Ахтыпара́ — теократическое лезгинское территориальное образование, существовавшее на территории Южного Дагестана до 1839 года . Состояло из двух союзов сельских общин: Ахтыпара и Хновское общество . Административный центр — Ахты .
Ахтыпаринское вольное общество находилось на юге Дагестана, в средней части Самурской долины , а также включало сёла бассейна реки Ахтычай , за исключением докузпаринских (Магулахское ущелье). На севере Ахтыпара граничила с Курахским союзом сельских общин по гребню Самурского хребта , с 1812 года с Кюринским ханством . На востоке Ахтыпара граничила с Докузпаринским обществом и Мискинджей . На юге — с Ширваном , позже Шекинским ханством по гребню Главного Кавказского хребта . На западе Ахтыпара граничила с Рутульским вольным обществом .
Ахтыпаринское вольное общество подразделялось на два автономных образования: Ахтыпара (с центром в Ахты ) и Хновское общество (с центром в Хнове ) .
Ахтыпара
Хновское общество
Самоуправлением в сёлах вольного общества занимались аксакалы, избираемые на народных сходах из числа наиболее влиятельных тухумов. В военное время полномочия аксакалов расширялись .
Судебные отношения между представителями разных тухумов и аулов в Ахтыпаринском вольном обществе регулировались двумя коллегиальными органами:
Споры между представителями одного тухума разбирались старейшинами этого тухума.
Располагались Совет Кадия и эфенди и Совет Старейшин в столице общества, Ахты . Судебные решения исполнялись двумя чавушами — по одному с каждой стороны Ахтов. Избирались они аксакалами при одобрении общества. За свою работу они получали в плату одного быка в год, а также им выплачивали продукты на свадьбах и некое имущество при разбирательствах на суде .
Аксакалов было 40, по количеству тухумов в Ахтах. Из каждого тухума избирался один аксакал. В их деятельность входило регулирование внутренних дел Ахтыпары. Срок мандата аксакала ограничивался желанием его тухума. Аксакал мог передавать своё звание по наследству, однако, без согласия членов тухума наследник не мог вступить в права аксакала, вместо него мог быть избран другой представитель тухума. Постоянной платы за исполнение обязанностей аксакала не было, они имели лишь имущественные выгоды на судах и свадьбах .
Споры между сёлами Ахтыпары разрешались ахтынскими аксакалами. При необходимости собиралось общее войско Ахтыпаринского вольного общества, все сёла общества находились по отношению друг к другу в состоянии военного союза. Войском руководил Совет Кадия и эфенди.
Хновское общество — это автономный независимый союз сельских общин, наряду с Ахтыпара, формально (в соответствии с царской администрацией ) входивший в состав Ахтыпаринского вольного общества. Центром союза было село Хнов . В Хновском обществе, в отличие от Ахтыпара, у каждого села имелись свои аксакалы и по одному чавушу. В Хнове и Гдыме от каждого тухума избирался один аксакал, а в остальных сёлах союза количество аксакалов зависело от величины населения, один аксакал от 20 дымов.
К началу XVII века власть беков в Ахты завершается, феодальная система Ахтынского бекства трансформируется в общинную форму взаимоотношений, в результате этих процессов образуется Ахтыпаринское вольное общество. На этот период приходится культурное и экономическое развитие края. Ахтыпара являлась одним из очагов мусульманской науки и образования в Дагестане. Из ахтыпаринских селений вышло множество блестяще образованных учёных. Селение Ахты было одним из крупных центров исламского образования и переписки рукописей. В числе наиболее известных и энциклопедически образованных учёных Дагестана XIX века был кадий из села Ахты Мирза Али аль-Ахты . В экономическом плане Ахты представлял собой важный торгово-ремесленный центр Южного Дагестана, являлся стратегическим пунктом пути, ведущей из Внутреннего Дагестана в Ширван ( Кази-Кумух — Нуха ). В Ахты привозили товары из Агула , Хнова и Рутула . Сами ахтынцы возили товары на продажу в Нуху и Дербент . В 1578 году в Южный Дагестан вторгаются турки , передавшие управление Ахты и Ихиром аварскому правителю (санжакбег) Тунай-Джалаву (Тунчалав) Бурхану ад-Дину, брату Чопан шамхала Казикумухского. В 1601 году народы Южного Дагестана восстают против турецкого господства . В 1602 году Ахты был разорён ширваншахом Абу-беком Мурзой . В 1620 году сефевидский шах Аббас I организовал поход объединённых сил дербентского Бархудар-султана и шемахинского правителя Юсуп-хана на Ахты, в целях покорения одного из крупных союзов сельских обществ Самурской долины , каковым было Ахтыпаринское вольное общество. В результате похода Ахты был подвержен сильным разрушениям, на его восстановление ушло восемь лет .
Восстановление Ахты началось под руководством Хасана-Али, сына Амал-Мухаммада в 1629 году . В 1630 году ахтынцами была восстановлена крепость, разрушенная иранцами. В 1654 году Ахты был взят рутульцами. В 1734 году войска иранского полководца Надир-шаха подошли к Ахты. Разрушив мост через Самур , ахтынцы укрылись в крепости Шахбани и подготовились к обороне. Однако иранцам удалось восстановить мост в течение суток и приступить к штурму крепости. Вскоре крепость была взята приступом. На окраине села, чтобы устрашить и подтолкнуть население перейти в шиизм , иранские конники растоптали маленьких детей. Большая часть населения была вырезана, село подверглось большим опустошениям. Из Ахты Надир-шах отправился в Куткашен . После ухода Надир-шаха из Дагестана, ахтынцы, в составе объединённых лезгинских сил взяли крепость Худат . В 1735 году Надир-шах вторгся в Табасаран , откуда выслал шеститысячный карательный отряд на Ахтыпаринское и Докузпаринское общества. Беженцы из Самурской долины были остановлены иранцами у села Кабир . В 1738 году Джаро-Белоканские общества подняли восстание против иранского владычества. Осенью того же года на карательную экспедицию против них отправился брат Надир-шаха, Ибрагим-хан. На помощь джаро-белоканцам вышли отряды табасаранцев , хиналугцев , докузпаринцев и ахтыпаринцев, общей численностью в 20 тысяч воинов. Иранцы были разбиты, из 32-тысячного войска спаслось бегством лишь 8 тысяч. В битве был убит и сам Ибрагим-хан, вместе с ним также и Угурлу-хан Гянджинский с высокопоставленными военачальниками. Горцы захватили в трофеи всю вражескую артиллерию, насчитывавшую 30 пушек .
К концу XVIII века отмечается возвышение Ахтыпаринского вольного общества, которое усилилось и политически, и территориально, и по количеству населения. По сведениям этнографа Густава Гербера XVIII века , ахтыпаринцы совместно с другими вольными обществами Самурской долины ( Алтыпара , Докузпара , Рутул ) совершали набеги на Грузию .
В 1809 году Ахтыпаринское вольное общество изъявило желание войти в состав России, юридически это было скреплено в феврале 1811 года. Однако политическое устройство общества не подверглось изменениям, вопросы внутреннего урегулирования решались как и раньше. При этом Ахтыпара обязывалась выплачивать царской администрации подати. После подавления Кубинского восстания и поражения в сражении у урочища Аджи-Ахур , в 1839 году Ахты был взят войсками генерала Головина . Ахтыпаринское вольное общество было ликвидировано как государственное образование, на его месте было основано Ахтыпаринское наибство Самурского округа Прикаспийского края, с 1860 года Дагестанской области .
Конфессиональный состав общества был однородным, население исповедовало ислам суннитского толка. Этнический состав был бинарным — сёла Хнов и Борч населяли рутульцы , а все остальные сёла общества — лезгины . По данным генерал-майора Граббе , в 1820 -х годах Ахтыпаринское общество состояло из 15 селений общей численностью населения в 1500 семейств .
В середине XVIII века, лезгины Ахтыпыры массово переселились в Джаро-Белоканы . Дагестанский историк, Шахбан Хапизов в грузинских архивных документах выявил, что ахтыпаринские лезгины в Мухахском ущелье основали села Калал, Эзгили и Джимджимах. Позже, ахтыпаринские лезгины перешли на родственный цахурский язык . Уже во второй половине ХIХ в. селения Джимджимах и Эзгили Закатальского округа перешли на тюркский язык общения, хотя и называли себя лезгинами , а в переписях ошибочно указаны, как « мугалы » [ неавторитетный источник ] .