Interested Article - Емельяны Перезимники
- 2021-04-19
- 1
Емелья́ны Перези́мники — день в народном календаре у славян , приходящийся на 8 (21) января . В Белоруссии говорили: «До обеда Коляда» — окончательно прощались со Святками . До обеда не работали, а после обеда уже брались за отложенные занятия. В календарной обрядности после этого дня на некоторое время наступало затишье .
Другие названия
рус. Отдание Святок, Василисы зимние , Емельянов день , Емельян — накрути буран , Емельян кумишный , Розданный день , Омельян — божьим светом осиян ; укр. Пів-Івана, Різдвяний день ; белор. Георгі, Емяльян, Васіліса , Провад-Каляда, Адпусціцель, Расцвендзень ; полес. Отпуститель, Притеча, Провод коляд, Провод-коляда, Рождяный день, Рожественский день, Розвоный день, Роздваный день, Роздвенский день, Роздвеный день, Роздвяный день, Тёк и Притёк, Тёки-притёки, Тёк-перетёк, Тёк-притёк, Тик-притик, Тики-притики ; чеш. Bazilišy , Sv. Severín, Sv. Erhart .
В этот день почитаются в том числе: православными славянами — , , Георгий Хозевит ; славянами-католиками — , Северин Норикский , Эрхард Регенсбургский ; чьи имена присутствуют в названиях дня.
Обычаи дня
По многим местам существовал обычай — угощать на Емельяна-Василису кума с кумой : это, по примете, приносит здоровье крестникам. А кум и кума, приходя в званый дом, приносили в подарок брусок мыла и полотенце и, вручая, говорили: «Вот тебе, кума, мыльце да белое белильце для крестника». При первом же купании ребёнка надо было использовать это мыло, а обкатывая водой сказать: «Царь морской, да царь двинской, да царь пинежский, дай воды на живот , на здравие раба божия (имярек), на чистоту его, на красоту его»; «С гуся вода, с Иванушки худоба!» .
Розданным день называли, поскольку он приходится на тот же день недели, что и Рождество .
По словам народных лекарей — кого треплет неотвязная застарелая лихорадка, того, можно вылечить в этот день «травой-лихоманником» (она же: соколий-перелёт, толстушка, ископыть, козак, семиугодник, уразная, лиходей, Петров-крест , сердечная); в Вятской губернии звали эту траву «Василисой» .
В долгие зимние вечера рассказывали истории да сказки, говорили: «Мели Емеля, твоя неделя!» .
Украинцы считали, что в этот день ничего нельзя делать. В средней полосе России присматривались к ветру и гадали о погоде летом .
Полещуки говорили про этот день: Тік i притік починок приволік — с этого дня женщины могли вернуться к своим работам по прядению и ткачеству, и в ознаменовании этого они украшали прялки, с которыми обходили село, а затем в складчину устраивали пирушку .
Чешские поговорки говорят, что с этого дня заканчивалось мясное изобилие на столе: «На святого Северина вешай (убирай) мясо до комина» ( чеш. Na svatého Severína věší se maso do komína) и крепчают морозы — «Со святой Базилисы зима повсюду веет холодом» ( чеш. O svatým zima všudy čiší) , «Со святого Эрхарта зима идёт на подъём» ( чеш. O svatém Erhartu zima zebe do nártu) .
Поговорки и приметы
- На Григория-Емельяна ветер с Чёрна моря — быть лету с великой грозой .
- На Амельяна подует (ветер) с Киева — быть лету грозному (тульск.) .
- Со святой Базилисы зима повсюду веет холодом ( чеш. O svatým Baziliši zima všudy čiší) .
- Метель зиме за обычай .
- Мели Емеля, твоя неделя!
- Зимний ветер морозу помощник — пуще холодит .
См. также
Примечания
- ↑ , с. 84.
- ↑ , с. 559.
- ↑ , с. 114—115.
- , с. 52.
- ↑ , с. 66.
- , с. 97.
- ↑ , с. 584.
- , с. 20.
- , с. 37.
- , с. 49.
- , с. 292.
- ↑ , с. 634.
- ↑ (неопр.) . Дата обращения: 22 октября 2015. Архивировано из 30 июня 2016 года.
- ↑ (неопр.) . Дата обращения: 22 октября 2015. 4 марта 2016 года.
- ↑ , с. 371.
- ↑ , с. 38.
- , с. 633.
- , с. 13.
- , с. 20.
Литература
- Январь / Валенцова М. М., Плотникова А. А., Ясинская М. В. // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 2012. — Т. 5: С (Сказка) — Я (Ящерица). — С. 632–636. — ISBN 978-5-7133-1380-7 .
- Святки / Виноградова Л. Н., Плотникова А. А. // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 2009. — Т. 4: П (Переправа через воду) — С (Сито). — С. 584–589. — ISBN 5-7133-0703-4 , 978-5-7133-1312-8.
- Ермолов А. С. . — СПб. : Типография А. С. Суворина, 1901. — Т. 1. Всенародный меяцеслов. — 691 с.
- Коринфский А. А. // . — М. : Издание книгопродавца М. В. Клюкина, 1901. — С. 109—119.
- Миронов В. А. Двенадцать месяцев года. Календарь народных примет. — М. : Советская Россия, 1991. — 174 с. — ISBN 5-268-00912-2 .
- Мясников А. Л. Летописный календарь России. — СПб. : Александр ПРИНТ, 2004. — 768 с. — ISBN 5-7580-0087-6 .
- Народная культура Сибири: Материалы VII научно-практического семинара Сибирского регионального вузовского центра по фольклору / Редкол.: Т. Г. Леонова (отв. ред.) и др. — Омск: Издательство Омского гос. педагог. университета, 1998. — 239 с. — ISBN 5-8268-0269-3 .
- Круглый год. — М. : Правда, 1991. — 496 с. — ISBN 5-253-00598-6 .
- Некрылова А. Ф. Русский традиционный календарь: на каждый день и для каждого дома. — СПб. : Азбука-классика, 2007. — 765 с. — ISBN 5352021408 .
- Рожнова П. К. Радоница. Русский народный календарь: обряды, обычаи, травы, заговорные слова. — М. : Дружба народов, 1992. — 174 с. — ISBN 5-285-00135-8 .
- Сахаров И. П. . — СПб. : Издание А. С. Суворина, 1885.
- Толстая С. М. Полесский народный календарь. — М. : Индрик , 2005. — 600 с. — ( Традиционная духовная культура славян . Современные исследования). — ISBN 5-85759-300-X .
- / Сост.: Л. И. Брудная, З. М. Гуревич, О. Л. Дмитриева. — СПб. : Респект, 1995. — 459 с. — ISBN 5-7345-0047-X .
- Васілевіч Ул. А. // Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. Ліс А.С.. — Мн. , 1992. — С. 554—612 . 11 мая 2012 года. (белор.)
- Лозка А. Ю. Беларускі народны каляндар (белор.) . — Мн. : Полымя, 2002. — 238 с. — ISBN 98507-0298-2 . (белор.)
- Скуратівський В. Т. Дідух. — К. : Освіта, 1995. — 272 с. — ISBN 5-330-02487-0 . (укр.)
Ссылки
- // Pravoslavie.ru
- 2021-04-19
- 1