Interested Article - Окно Овертона

Окно Овертона
Окно Овертона

Окно́ О́вертона ( окно́ ди́скурса ) — социологическая концепция существования рамок допустимого спектра мнений в публичных высказываниях политиков и активистов с точки зрения текущего общественного дискурса. Концепция используется политологами, политическими аналитиками, историками, культурологами и т. п. во всём мире . Название концепции задумано как память о её авторе — американском юристе и общественном деятеле Джозефе Овертоне .

История создания

Макинакский центр публичной политики

Концепция окна дискурса была предложена Джозефом Овертоном в середине 1990-х годов во время работы в как удобная модель для оценки суждений по степени их приемлемости для открытого политического обсуждения . Концепция активно использовалась во внутренних семинарах центра, но впервые была сформулирована в публикации для широкой публики лишь в 2006 году, через три года после гибели Овертона . Идея окна дискурса получила признание, а сотрудники Макинакского центра приложили много усилий для популяризации и развития идеи, создав цикл материалов, посвящённых окну Овертона .

Неоконсервативный публицист и политик (англ.) развил идею окна дискурса, предложив в 2006 году шестиступенчатую оценочную шкалу для классификации идей по степени их допустимости в открытом обсуждении и указал на шкале границы окна дискурса. Также Тревиньо высказал мысль, что изменение рамок окна Овертона может быть использовано для сознательного смещения общественного консенсуса . Позже концепция была развита и популяризирована политическим комментатором Гленном Беком в книжном триллере (англ.) . Также и сам Бек изначально заявлял, что его роман лишь видоизменил идею Овертона о том, что «политик получает поддержку в зависимости от приемлемости его идей аудиторией» в «теорию заговора, где это окно не определяет допустимость слов политика для его аудитории, а определяет саму норму через политиков» . После этого уже преобразованная идея окна была опубликована Джо Картером в его исследовании «Как уничтожить культуру за 5 простых шагов» ( How to destroy a culture in 5 easy steps ), спонсированном религиозным центром . Сама работа подверглась огромной критике, но ввиду шума вокруг неё, идея о заговоре стала крайне популярной среди населения США, а потом и всего мира .

Так, изначальная идея Овертона о том, что политики вынуждены подстраиваться под мнение общества, была преобразована в теорию заговора о том, что политики формируют мнение общества в тех или иных вопросах .

Содержание модели

Овертон считал, что осью политического дискурса является большая или меньшая степень свободы, которую он увязывал со степенью регламентации общественных институтов со стороны государства . Согласно модели Овертона, в каждый момент времени некоторые идеи составляют действующую норму, образуя точку отсчёта, а остальные идеи могут либо входить в диапазон допустимых, либо нет. Позже американский неоконсерватор (англ.) предложил для оценки допустимости идей следующую шкалу :

  • Немыслимые
  • Радикальные
  • Приемлемые
  • Разумные
  • Стандартные
  • Действующая норма

Границами окна нейтрального политического дискурса Тревиньо предлагал считать идеи, попадающие в разряд приемлемых . Высказывания, лежащие в пределах окна дискурса, можно считать политически безопасными, безрисковыми для публичного политика, желающего сохранить имидж предсказуемости и надёжности для продолжения политической карьеры. Поддержку же идей за рамками окна сам Овертон считал рискованной и потенциально вредной для политической карьеры. Сопоставление фактических высказываний политиков с декларированными политическими позициями позволило Овертону сделать вывод, что поведение большинства демократически избираемых публичных политиков в основном определяется общественным мнением, лежит внутри окна дискурса и слабо зависит от их личных убеждений . Появление и закрепление новых идей в политике, согласно модели, происходит при перемещении окна дискурса, позволяющем безопасно обсуждать идеи и решения, считавшиеся до этого слишком радикальными.

Последующее развитие концепции после смерти Овертона, в основном, касалось изучения эволюции рамок окна под воздействием текущих политических событий и дискурса средств массовой информации. В частности, Джозеф Леман ( англ. Joseph Lehman ), президент (англ.) высказал мнение, что наиболее устойчивые сдвиги окна политического дискурса являются следствиями глубоких социальных изменений . В качестве примера слабо обоснованного политического сдвига Леман приводил « Сухой закон », отмечая, с одной стороны, существование социального запроса на запрещение употребления алкоголя, а с другой стороны, недостаточную социальную базу для долговременной устойчивости этой политики . Также Леман отмечал, что сознательная поддержка идей вне окна Овертона, как правило, присуща либо сильным лидерам, действия и высказывания которых меняют рамки дискурса, либо политическим аутсайдерам, для которых в условиях представительской демократии такая поддержка будет означать заметную потерю политического капитала .

Употребление термина

Простота и наглядность идеи создали термину заметную популярность, при этом к исходной концепции некоторые авторы добавили идею о возможных сознательных манипуляциях рамками окна дискурса . Сам автор и популяризаторы термина хотя и допускали возможность манипуляций рамками дискурса, но считали распространение ложной информации дурной политикой .

Концепция привлекалась для объяснения неожиданных явлений в общественной и политической жизни различных стран мира, в частности, делались попытки объяснить манипуляцией рамками дискурса победу Дональда Трампа , исход голосования по Brexit , внезапный рост популярности левых политиков Джереми Корбина и Берни Сандерса .

В русскоязычной публицистике и блогосфере термин вошёл в широкое употребление с начала 2014 года как обозначение технологии сознательной манипуляции общественным мнением с неблаговидными целями . Отмечалось, что название концепции позволяет воспринимать её как внешнюю по отношению к российскому политическому дискурсу .

Критика концепции

Окно Овертона, как представление Джошуа Тревиньо и Джо Картера, подвергалось критике специалистов по общественным наукам как за примитивизацию теории социальных фреймов , так и за фактическое сведение идеи к конспирологической теории . Также отмечалось, что из-за многообразия социальных слоёв в современном обществе идея единого для всех «окна дискурса» может быть попросту неприменима .

В культуре

В изданной в 2007 году антиутопии (англ.) писателя Кристофера Бакли герои вводят в общественный дискурс идею «добровольного ухода» в возрасте 70 лет для разгрузки системы социальной защиты в Соединённых Штатах .

В 2010 году был опубликован политический триллер Гленна Бека (англ.) , рассказывавший о масштабной манипуляции американским общественным мнением для оправдания оккупации территории США , что представляло собой собственную трактовку концепции автором . По-видимому, именно эта книга сделала термин широко употребляемым в США .

См. также

Примечания

  1. David Weigel. (англ.) . Bloomberg Politics (14 апреля 2015). Дата обращения: 15 ноября 2015. 16 ноября 2015 года.
  2. Paul Krugman. (англ.) . The New York Times (27 февраля 2015). Дата обращения: 15 ноября 2015. 16 ноября 2015 года.
  3. (англ.) . NNDB intelligence aggregator Web site. Дата обращения: 15 ноября 2015. 16 ноября 2015 года.
  4. (англ.) . Mackinac Center for Public Policy. Дата обращения: 15 ноября 2015. 16 ноября 2015 года.
  5. (англ.) . Mackinac Center for Public Policy. Дата обращения: 15 ноября 2015. Архивировано из 16 ноября 2015 года.
  6. Nathan J. Russell. (англ.) . Mackinac Center for Public Policy (4 января 2006). Дата обращения: 15 ноября 2015. 16 ноября 2015 года.
  7. Joseph G. Lehman. (англ.) . Mackinac Center for Public Policy (8 апреля 2010). Дата обращения: 15 ноября 2015. 16 ноября 2015 года.
  8. Laura Marsh. (англ.) . (27 октября 2016). Дата обращения: 21 августа 2018. 21 августа 2018 года.
  9. David Atkins writing as thereisnospoon. (англ.) . Daily Kos (10 мая 2006). Дата обращения: 16 ноября 2015. 16 ноября 2015 года.
  10. Levingston, Steven (2010-06-15). (англ.) . 0190-8286. из оригинала 15 ноября 2021 . Дата обращения: 21 ноября 2020 .
  11. (англ.) . USATODAY.com . Дата обращения: 21 ноября 2020. 25 января 2021 года.
  12. Joe Carter. (англ.) . First Things . Дата обращения: 21 ноября 2020. 23 ноября 2020 года.
  13. Белова Н. Е., Верещагин О. А. // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. — 2015. — Вып. 6 . — ISSN . 4 февраля 2019 года.
  14. Виктор Вахштайн . TheQuestion (23 августа 2015). Дата обращения: 8 октября 2015. 16 ноября 2015 года.
  15. Nathan J. Russell. (англ.) . Mackinac Center for Public Policy . Дата обращения: 21 ноября 2020. 16 ноября 2015 года.
  16. Joseph Lehman. (англ.) . Mackinac Center for Public Policy. Дата обращения: 15 ноября 2015. 16 ноября 2015 года.
  17. NCrissieB. (англ.) . (5 ноября 2009). Дата обращения: 17 ноября 2015. 17 ноября 2015 года.
  18. Joe Carter. (англ.) . First Things (11 июня 2011). Дата обращения: 16 ноября 2015. 16 ноября 2015 года.
  19. Владимир Рувинский. . Republic (7 февраля 2018). Дата обращения: 21 августа 2018. 21 августа 2018 года.
  20. Евгений Горжалцан. . (14 января 2014). Дата обращения: 16 ноября 2015. 16 ноября 2015 года.
  21. Никита Волченко. . (15 декабря 2014). Дата обращения: 16 ноября 2015. 16 ноября 2015 года.
  22. Владимир Прохватилов. (9 июля 2014). Дата обращения: 15 ноября 2015. 16 ноября 2015 года.
  23. Максим Сиваков. . (11 сентября 2014). Дата обращения: 16 ноября 2015. 16 ноября 2015 года.
  24. Janet Maslin. (англ.) . The New York Times (19 марта 2007). Дата обращения: 21 августа 2018. 21 августа 2018 года.
  25. Derek Robertson. (англ.) . (25 февраля 2018). Дата обращения: 21 августа 2018. 21 августа 2018 года.


Источник —

Same as Окно Овертона