Электротехническая школа Мура
- 1 year ago
- 0
- 0
Дама Британской империи Му́ра Ли́мпани ( англ. Moura Lympany , урождённая Мэ́ри Гертру́да Джо́нстон , англ. Mary Gertrude Johnstone ; 18 августа 1916 , , Корнуолл , Великобритания — 28 марта 2005 , Горбьо , Франция ) — английская пианистка.
Родилась в семье армейского офицера и учительницы фортепиано, первые уроки фортепианной игры получила дома, затем училась в школе-интернате в Бельгии, занимаясь музыкой в Льеже . В 1929 году дебютировала на концертной сцене, исполнив Первый концерт Феликса Мендельсона с дирижёром ; по совету Камерона выбрала для дальнейшей карьеры псевдоним , использовав для него девичью фамилию своей матери (в несколько изменённом написании) и русское уменьшительное от имени Мария (мать пианистки в своё время жила в Санкт-Петербурге и звала так девочку дома) ; по воспоминаниям Арама Хачатуряна , при встрече Лимпани предложила ему называть её Мурка .
Училась в Королевской академии музыки у Амброза Ковьелло , затем в 1932—1933 годах девять месяцев провела в Вене, занимаясь под руководством Пауля Вайнгартена . В середине 1930-х годов брала также частные уроки у , а после её смерти, с 1937 года — у Тобайеса Маттея . По настоянию Маттея, учитывавшего давнюю связь молодой пианистки с Бельгией, Лимпани приняла участие в Международном музыкальном конкурсе имени Изаи (1938) и заняла на нём второе место (после Эмиля Гилельса ), что принесло ей европейскую известность.
В апреле 1940 года Лимпани стала первой в Великобритании исполнительницей Хачатуряна, и это произведение надолго стало её визитной карточкой. Ещё до окончания Второй мировой войны она впервые исполнила его в только что освобождённых Париже, Брюсселе и Милане. В 1942 году Лимпани стала первой пианисткой, записавшей полностью Двадцать четыре прелюдии Сергея Рахманинова . Интерес к русской музыке получил развитие в творчестве Лимпани в 1947 году, когда она осуществила эффектную запись фантазии Милия Балакирева « ». Среди её гастрольных поездок были выступления 1956 года в СССР и Чехословакии.
1950-е годы Лимпани провела, главным образом, в США в попытках организовать свою семейную жизнь во втором браке (единственный её сын умер ребёнком); здесь она также совершенствовала своё мастерство под руководством Эдуарда Штейермана . Концертные выступления Лимпани в США были не столь многочисленны, однако в 1957 году она дала успешное выступление в Карнеги-холле , участвовала в программах Йоркского концертного общества ( англ. York Concert Society ), организованного Хайнцем Унгером . Вернувшись в Великобританию в 1961 году после второго развода, пианистка некоторое время страдала от проблем со здоровьем (у неё был диагностирован рак груди), однако в конце концов полностью излечилась. Проводя по рекомендациям врачей много времени на юге Франции, в 1980 году она основала музыкальный фестиваль в городке недалеко от Перпиньяна . Концерты и записи Лимпани 1980—1990-х годов встречали восторженные отзывы критики; среди них выделяются новая запись прелюдий Рахманинова (1993) и запись прелюдий Фридерика Шопена (1995). В 1991 году королева Елизавета II возвела пианистку в достоинство Дамы Британской империи.