Русская национально-трудовая партия
- 1 year ago
- 0
- 0
Гумик — раннефеодальное государственное образования или населенный пункт VII—XI веков в предкавказских степях, горном и равнинном Дагестане .
Царство Гумик обычно сопоставляется с прикаспийскими камаками Плиния Старшего, исторической равнинной областью Кумыкией , а также с селом Кумух в нагорном Дагестане . Имеются также мнения и сведения о локализации Гумика в равнинном Дагестане в селении Кафыр-Кумух .
Известный советский востоковед Б.Н.Заходер связывает Гумик с кумыками .
По многим спискам « Дербент-наме », области Ихран и Гельбах являются основой Гумика, по другим — троном. При этом Ихран отождествляется с восточной Аланией (равнинные территории республик Чечня , Ингушетия и Северная Осетия ) с центром в Джулате ( Татартупе ) .
Арабские авторы писали о том, что Гумик живет в мире с царством Алан , другие — что из страны Гумик мы вступаем в землю алан . Это позволило Д’Оссону , Генриху Юлю , Борису Калоеву и др. сделать вывод о том, что Гумик соответствует равнинным землям кумыков . Как отмечают сторонники этой версии, мир и граница с аланами не были актуальными для отдалённой от алан горной территории .
В восточных источниках указывается, что Гумик располагался к западу от Джидана или Кайтага и к северу от Сарира . Аль-Масуди указывал, что Гумик находится восточнее от Зирихгерана.
Тюркоязычные племена начали проникать в Прикаспий со II века н. э. — древнегреческими авторами на побережье Каспийского моря упоминаются савары ( савиры ; предки кумыков) . В IV—V веках савиры, став сильнейшим племенем в регионе, возглавили племенной союз и основали свое царство . Однако в VI веке на гунно-савиров начинается давление других племен: в персидских источниках зафиксировано тяжелое положение савир на Кавказе . Последнее вынуждает часть из них мигрировать в горы Дагестана, где совместно с горскими племенами ими было создано государство . Опорными пунктами гунно-савир в горах стали Хунзах и Гумик, до прихода тюрков называвшийся лакцами Кебеди в честь иранского шаха . Лакский лингвист Н. С. Джидалаев выявил булгарский ( огурский ) субстрат в кумыкском и лакском языках . Булгароязычные племена растворились в местном населении. Название «Гумик», возможно, связано с названием тюркского родового объединения «Кумук-Атыкуз» .
Область Гумик упоминается главным образом у арабских авторов. Ибн Руста (IX век) говорит о неприступной крепости ал-Алал-ва-Гумик, переданной сасанидским шахом Ануширваном (VI век) владетелю Сарира .
По полулегендарной исламской легенде арабы завоевали Гумик и распространили там ислам , однако информацию об этом признают поздней вставкой в местных исторических хрониках . Известный дагестанский историк Шихсаидов писал, что версия об арабском происхождении была выгодна династии и духовенству .
Однако русский востоковед В. В. Бартольд считал надпись, подтверждающую основание мечети в Кумухе во времена арабов, поздней, созданной для обоснования принадлежности шамхалов к арабскому роду. Исследователи считали хронику «Дербент-наме», написанную шамхальцами в XVII веке, сомнительной. Она не противоречит истории и описывает арабское нашествие на Дагестан. Существуют некоторые подтверждающие эту хронику факты, как например Кумухская джума-мечеть конца VIII века, а также известность Кумуха как старой резиденции влиятельного шамхала . Династия правителей Кумуха с титулом шамхал должна была существовать в VIII веке, как в это верили правители шамхальства. Однако сам факт основания Кумухской мечети во времена арабов является сомнительным .
Аль Масуди упоминает об области Гумик, уже в X веке не имеющих правителей и являющихся христианами . Об этом владении (мулк) он писал: « жители не подчиняются никакому царю, но имеют начальников (ру̉аса)… » . Ал-Куфи в X веке упоминал крепость «Амик», которая принята за «Гумик». Ибн Русте в X веке именовал Кумух как крепость «Алал и Гумик» . Согласно арабским источникам IХ—XI веков, Гумик был известен еще в VII веке, упоминаясь при описании арабских походов VII—VIII веков, в которых он называется как самостоятельная государственная единица . И напротив, имеются источники, относящие Гумик к владению Сахиб-ас-Сарира, пока ещё в VIII веке .
Минорский писал, что в 1064 году «гумикские неверные напали на селения ал-Баба , убили много мусульман и разграбили их имущество. Затем, наложив харадж на оставшихся в живых, они вернулись домой» . В «Истории Ширвана и ал-Баба», в связи с событиями 1066 года упоминаются «гумикские неверные», а курдский историк Масуд ибн Намдар конца XI века сообщает о том, что ширваншах Фарибурз I пытался обратить жителей этого владения в ислам и подчинить.