Сампо (телеканал)
- 1 year ago
- 0
- 0
Са́мпо ( карел. sampo, šampo ) — в карельском народном эпосе единственный в своём роде волшебный предмет, обладающий магической силой и являющийся источником счастья ( onnen ), благополучия и изобилия .
В карельских рунах и в поэме Элиаса Лённрота « Калевала » Сампо представлено в виде волшебной мельницы . По-видимому, мотив перекликается с мельницей Гротти , принадлежавшей конунгу Фродди из Младшей Эдды . В некоторых карельских рунах, Сампо названо только «сшитым ободом»:
Изменилось Сампо в Похьёле,
Сшитый обод сшит:
В нём и пашня,
В нём и место для посева,
В нём урожая всего залог.
Согласно рунам , Сампо выковал Ильмаринен
…Из молока коровы
Из пучочка белой шерсти,
Из кусочка веретёнца
И из ячменя крупинки .
Оно служило свадебным выкупом ( веном ) за дочь старухи Лоухи , хозяйки Похъёлы , к которой сватался кузнец.
По тому же источнику, Сампо намалывает столько хлеба, что хватает на еду и припасы:
Рано утром меру мелет,
Меру мелет на потребу,
А другую — для продажи,
Третью меру — для запаса .
Крышка мельницы символизирует усеянный звёздами небесный купол, вращающийся вокруг центральной оси — опоры, на которой покоится весь мир.
Историк В. Я. Петрухин отмечает, что основание Сампо в представлениях финнов — это лягушка. Лягушка, таким образом, как хтоническое существо, оказывается одной из основательниц мироздания .
Похищение Сампо из Похъёлы — центральный сюжет Калевалы : Вяйнямёйнен отправляется в Похъёлу в сопровождении Ильмаринена и Лемминкяйнена , усыпляет её жителей игрой на кантеле и добывает Сампо из-под каменной скалы. Он увозит Сампо на лодке, но пробуждающаяся хозяйка Похъёлы настигает похитителей; во время борьбы Сампо разбивается , обломки тонут в море (поэтому море, согласно народным верованиям, богаче, чем суша). Часть обломков, однако, прибивает к земле: они влияют на урожай. Крышка была потеряна, что привело к гибели мирового дерева на Северном полюсе .
В других рунах Вяйнямёйнен учреждает при помощи сохраненных им обломков земледелие — «быть здесь пашне, быть посеву» — и восстанавливает космический порядок: «быть здесь месяцу и солнцу, быть здесь звездочкам на небе» .
Руны о Сампо исполнялись во время календарных праздников. По мнению Уно Харва и ряда других исследователей, представления о Сампо соотносятся с образом мировой оси в финно-угорской мифологии. Все исследователи карельских рун, начиная с Лённрота, пытались понять, чем же на самом деле было Сампо. И. В. Кондратьев выдвинул гипотезу о том, что Сампо — это плотина на реке, вытекающей из большого, но мелководного озера, благодаря которой удалось в сотни раз увеличить объём незамерзающей воды в водоёме, что сказочно увеличило его рыбные запасы .