Лукьянов, Александр Гаврилович
- 1 year ago
- 0
- 0
Митрополи́т Серафи́м (в миру Алекса́ндр Ива́нович Лукья́нов ; 23 августа ( 4 сентября ) 1879 , Саратов — 18 февраля 1959 , Молдавская ССР ) — епископ Русской православной церкви , Константинопольского патриархата и Русской православной церкви заграницей ; Экзарх Патриарха Московского и всея Руси в Западной Европе (1946—1949).
Родился 23 августа ( 4 сентября ) 1879 года в семье саратовского священника. Окончил Саратовское духовное училище и Саратовскую духовную семинарию (1900).
В 1900 году поступил в Казанскую духовную академию , где 7 декабря 1902 года был пострижен в монашество и 8 декабря того же года рукоположён в иеродиакона , а в 1903 году — во иеромонаха .
В 1904 году окончил академию со степенью кандидата богословия и был назначен преподавателем библейской и церковной истории в Уфимской духовной семинарии , с 16 сентября 1906 года её инспектор.
В 1907 году назначен ректором Таврической духовной семинарии и возведён в сан архимандрита . Председатель епархиального училищного совета и подготовительной комиссии к епархиальным съездам духовенства, товарищ председателя Таврического комитета по делам раскола и сектантства.
С 8 августа 1911 года ректор Саратовской духовной семинарии , председатель епархиальных Училищного и Миссионерского советов, благочинный женских монастырей. Постоянно бывал на уроках в разных классах, лично проверял письменные работы, выступал как сторонник регулярного внеклассного чтения семинаристов, повышения их научной образованности. Более активно стала пополняться семинарская библиотека; на заседаниях правления ректор сам утверждал списки нужных книг. Оживилась деятельность Общества вспомоществования недостаточным воспитанникам, в его кассу стало поступать больше пожертвований. Ректор помогал многим воспитанникам из личных средств, был инициатором создания новых стипендий для лучших учеников. C 1911/1912 учебного года в семинарии стали проводиться внеклассные занятия и чтения, разрешения которых уже давно добивались семинаристы .
7 сентября 1914 года хиротонисан во епископа Сердобольского , викария Выборгской и Финляндской епархии , а также Архангельской и Олонецкой (по карельским приходам). Хиротонию возглавил митрополит Петроградский Владимир (Богоявленский) . Правящим архиереем был архиепископ Сергий (Страгородский) , с которым, как владыка признавался в эмиграции, «был связан… узами крепкой личной дружбы» . Председатель Православного карельского братства.
Награждён орденами святой Анны II степени, святого Владимира 4-й (1912) и 3-й (1915) степеней .
Член Поместного Собора по должности, участвовал в 1-й сессии, заместитель председателя VIII, член I, II отделов .
C 11 августа 1917 года временно управлял Финляндской епархией. 10 января 1918 года в Выборге на епархиальном съезде духовенства и мирян под председательством митрополита Петроградского Вениамина избран главой епархии . Определением Святейшего Синода от 17 января 1918 года утверждён епископом Финляндским и Выборгским . Значительная часть финляндского духовенства осталась недовольна избранием, считая, что епископ Серафим победил исключительно благодаря процедуре выборов, навязанной Синодом. Недовольные избранием финско-карельские приходы через своих депутатов подали заявление митрополиту Вениамину, что готовы возбудить ходатайство об учреждении самостоятельной Карельской епархии .
В 1920 году возведён в сан архиепископа .
6 июля 1923 года Православная церковь Финляндии вопреки желанию архиепископа Серафима получила статус автономии в составе Константинопольского патриархата .
29 декабря 1923 года решением Государственного совета и указом президента Финляндии за несоответствие закону о языке был отстранён от управления епархией как «не пожелавший ходатайствовать о предоставлении отсрочки для изучения финского языка», с оставлением права совершать богослужения . С 1 января 1924 года правительство возложило обязанности архиепископа Выборгского и Финляндского на Церковное управление, обязав его совместно с Собором войти с представлением о назначении нового архиепископа. Синод РПЦЗ признал увольнение незаконным, заявив, что покинуть свой пост канонический глава мог только по суду или по собственному желанию .
Жил на покое в Коневецком монастыре , а в 1926 году был выдворен из Финляндии по приговору суда. 30 июня 1926 года поселился в Лондоне по приглашению митрополита Евлогия (Георгиевского) на правах викарного епископа Архиепископии русских приходов . По воспоминаниям митрополита Евлогия: «Архиепископ Серафим внёс в лондонскую паству смуту, а потом возглавил там „ карловчан “» .
С 26 января 1927 года до 31 августа 1945 года состоял в епископате Русской православной церкви заграницей с титулом архиепископа Западно-Европейского , служил в Париже в Знаменском храме.
Крайне негативно встретил т. н. « Декларацию » митрополита Сергия (Страгородского) и его последующие действия, в интервью эмигрантской газете «Возрождение» 25 июня 1930 года заявил, что «Митрополит Сергий отпал от Церкви» .
7 декабря 1938 года возведён в сан митрополита .
В августе 1938 года участвовал во Втором Всезарубежном Соборе РПЦЗ.
В послании от 22 июня 1941 года поддержал «освободительный поход» вермахта против СССР , полагая коммунистический режим гораздо бо́льшим злом для России.
В годы войны имела место и неудачная попытка сместить митрополита Серафима (Лукьянова) с его кафедры. Поводом к смещению митрополита стал донос бывшего старосты парижской церкви о психической невменяемости иерарха. Кроме того, в Синод поступали другие жалобы. В 1942 г. Архиерейский Синод предписал митрополиту Серафиму (Ляде) провести ревизию в Западноевропейской епархии. Сам митрополит Серафим (Лукьянов) расценил происходящее как явное желание немцев избавиться от него и как предательство со стороны митрополита Анастасия. Однако митрополит Серафим (Ляде) заявил, что донос о невменяемости митрополита Серафима (Лукьянова) несправедлив .
16 октября 1943 года участвовал в совещании епископов РПЦЗ в Вене , на котором подписал Определение о том, что «избрание Митрополита Сергия на Престол Патриарха Московского и всея Руси является актом не только неканоничным, но и нецерковным, политическим, вызванным интересами советской партийной коммунистической власти и её возглавителя диктатора Сталина, переживающих тяжёлый кризис во время войны и нуждающихся в помощи ненавистной им и ещё недавно гонимой ими Православной Церкви» .
31 августа 1945 года принят в клир Московского Патриархата в сущем сане митрополита, полученном им в «карловацком расколе».
9 августа 1946 года, на следующий день после смерти митрополита Евлогия (Георгиевского) , был назначен Патриаршим Экзархом Западной Европы вместо архиепископа Владимира (Тихоницкого), указанного в завещании митрополита Евлогия. Митрополит Серафим не пользовался авторитетом среди эмигрантов «евлогиевской» юрисдикции. Это было связано с его поддержкой Гитлера и враждой с митрополитом Евлогием. Архиепископ Фотий (Топиро) , посетивший Францию в 1946 году, отмечал в своём отчёте, что владыка «весьма небезупречен и в бытовом отношении». В итоге большая часть приходов, ранее возглавлявшихся митрополитом Евлогием, окончательно разорвала связи с Московским Патриархатом, вернувшись в юрисдикцию Константинопольского Патриарха .
Общее число приходов московского экзархата в Западной Европе выросло до 36. Под властью митрополита Серафима теперь было три группы общин: 1) бывшие приходы РПЦЗ; 2) приходы митрополита Евлогия, оставшиеся в юрисдикции Патриарха Алексия после 1946 г.; 3) приходы, до 1945 г. подчинявшиеся Москве. Последние две группы признали над собой власть митрополита Серафима неохотно, так как до 1945 г. они с ним активно враждовали. Антипатия никуда не ушла, и нарекания в адрес митрополита со стороны этих групп были весьма ощутимы. Сам архиерей своими действиями создавал благоприятную почву для всевозможной критики. Контакты иерарха с римо-католиками и англиканами, от которых он старался получить материальные средства, приводили в конечном счете лишь к падению его авторитета .
В феврале 1947 года во главе «парижской церковной делегации» посетил Москву.
В июле 1948 года участвовал в церковных торжествах в Москве по случаю 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви. В статье «Без канонов» критиковал Константинопольскую Патриархию , утверждая, что у всех «воспротивившихся Московскому Патриарху» русских иерархов (речь об эмигрантах) «совсем затемнилось каноническое сознание», и делая вывод: «Объединение всех русских епархий, находящихся за пределами государственных границ Русской Церкви, возможно только вокруг престола Московского Патриарха» .
15 ноября 1949 года был уволен на покой . В том же месяце митрополит Серафим решил вернуться в Русскую Зарубежную Церковь. Иерарх принес письменное покаяние в том, что выходил из подчинения Синода и «подчинялся иерархии, сотрудничающей с безбожной властью». 12 декабря Архиерейский Синод принял митрополита Серафима и поручил епископу Нафанаилу (Львову) разместить его на покое в монастыре впредь до выяснения возможности привлечения его к церковной деятельности. При этом самому митрополиту Серафиму было дано указание обратиться к клирикам Московского Патриархата с призывом присоединяться к РПЦЗ, Правда, с Зарубежной Церковью митрополит связывать свою дальнейшую карьеру не спешил. Он продолжал переписку с Москвой, стараясь получить новое назначение. Иерарх настаивал, что будет незаменим в Америке и даже старался скомпрометировать архиепископа Адама, которого считал своим соперником. Однако ни в Америку, ни в другую страну митрополит Серафим назначен не был .
17 мая 1954 года приехал на жительство в СССР . В 1956 году перемещён на покой в Гербовецкий монастырь , где скончался 18 февраля 1959 года .