Interested Article - Амвросий (Фонтрие)

Амвро́сий ( фр. Ambroise , в миру Ахилле́с Фонтрие́ , фр. Achilles Fontrier , греч. Αχιλλέας Φοντριέ ; 2 июня 1917 , Измир , Айдын 14 января 1992 , Париж ) — французский православный священнослужитель, архимандрит , переводчик духовной литературы на французский язык, миссионер.

За годы своего служения во Франции сменил целый ряд различных православних юрисдикций: временный западноевропейский экзархат Константинпольского Патриархата (1942—1946), Западноевропейский экзархат Московского Патриархата (1946 — кон. 1940-х), Кафолическая православная церковь Франции (кон. 1940-х — 1960), Русская православная церковь заграницей (1960—1986), греческий строительный авксентиевский синод (1986—1992).

Биография

Родился 2 июня 1917 года в Смирне, Османская империя. Его отец, Василий, имел французские корни, но по-французски не говорил; мать Кириакула была гречанкой. Был старшим ребёнком в семье.

В 1922 году, когда местное грекоязычное население подверглось кровавым преследованиям со стороны турок , семья бежала во Францию и поселилась в Марселе , где жила в крайней бедности. Его отец умер сравнительно молодым, оставив на его попечении младших братьев и сестёр.

Во франции стал прихожанином временного экзархата Константинопольского Патриархата русской традиции в Западной Европе , возглавляемого митрополитом Евлогием (Георгиевским) , в том числе посещал приход Покрова Пресвятой Богородицы на улице Лурмэль, основанный Марией (Скобцовой) . Большое влияние имело на него общение со священником Валентином де Бахстом, активным участником французского сопротивления .

В 1942 году, в разгар войны, Валентин де Бахст рекомендовал Ахиллеса Фонтрие как кандидата в священники. В том же году он был пострижен в монашество с именем Амвросий и рукоположён в сан диакона и священника митрополитом Евлогием (Георгиевским) . Служил священником в русской церкви, окормлявшей греческую общину в Мартиге , неподалеку от Марселя. В послевоенный период, вслед за митрополитом Евлогием, вошёл в ведение Московского Патриархата . Служил на приходе около Марселя . Начальник Братства святого Фотия Николай Полторацкий так охарактеризовал митрополиту Николаю (Ярушевичу) отца Амвросия в 1946 году: «Это очень достойный и культурный молодой инок и пастырь (28 лет), преданный Церкви Православной и именно Русской Церкви, так как во многом разочарован в отношении Церкви греческой , её упадническим состоянием и недостатком жертвенного духа греческого духовенства, в особенности епископата. Будучи подлинным православным от рождения, греком по происхождению, со стороны своей м[а]тери, он, вместе с тем, является настоящим французом по культуре и по подданству, даже не знающим, кроме Франции, никакой другой страны» .

Примкнул к возглавляемой протоиереем Евграфом Ковалевским Французской Православной Церкви , ориентированной на проповедь православия французам и проводившей богослужения по реконструированному галликанскому обряду . До 1953 года данное объединение действовало под омофором Московского патриарха, а затем обособилась, но в 1960 году по ходатайству святителя Иоанном (Максимовичем) была принята в состав Русской Православной Церкви Заграницей . Многие годы являлся настоятелем прихода в Марселе, основал несколько приходов во Франции — в Париже, Лионе , Монпелье , и в чрезвычайно сложных условиях организовал там церковную службу на французском языке. Преподавал богословие в Свято-Дионисиевском богословском институте в Париже. В 1960—1982 годы им была проведена большая работа по переводу на французский святоотеческой литературы, изъяснению богослужений, написанию икон и православной катехизации . Он сам перевёл богослужебные тексты, а один из его верных друзей и крестников — француз Жан-Жозеф Беркар, профессор университета и многоопытный музыковед, написал на основе славянских распевов музыку для французского текста.

В 1960 году, когда он посетил в Грецию, друзья повели его на могилу тогда ещё неканонизированного Нектария Эгинского . Инокини монастыря рассказали ему о святителе, дали частицу его мощей для парижского прихода. По возвращении во Францию он написал первую икону святителя Нектария, составил первое житие святителя Нектария и сам напечатал его на старом печатном станке в нескольких экземплярах, предназначенных для прихожан храма.

В 1966 году не последовал за епископом Иоанном-Нектарием (Ковалевским), который увёл за собой значительную часть приходов «Французской Православной Церкви», и остался в ведении Русской Зарубежной Церкви. Несмотря на то, что традиция совершения западного обряда в Русской Зарубежной Церкви была упразднена, приходам бывшей Сен-Денийской епархии было дозволено совершение византийского богослужения на французском языке. Кроме того, из осколков Сен-Денийской епархии была образована «Французская Православная Миссия», имевшая особый церковный статус и по-прежнему ориентированная на православное миссионерское служение в западном мире . В то время был удостоен сана архимандрита .

По воспоминаниям протоиерея Вениамина Жукова , под влиянием «двух молодых священников-философов», Патрикия Рансона и , «произошла некая „радикализация“. О. Амвросий сразу стал огораживать своих прихожан от общения с русскими и „переключился“ на всё греческое; он стал ездить в Грецию, устраивать паломничества; поначалу упорствующий в новом стиле и только по настоянию Вл. Антония принявший старый стиль , он сблизился в Греции с старостильниками , подружился с о. Киприаном (будущим митрополитом Филийским), закладывал с ним первый камень его церкви. Позже с ним поссорился, упрекая своего долголетнего друга в практике мнимых исцелений экзорсизмами за деньги» .

В 1982 году архимандрит Амвросий упомянут как благочинный французских приходов Русской Православной Церкви Заграницей и настоятель Троицкой церкви (франкоязычного прихода) в Париже .

В 1986 году в Русской Православной Церкви Заграницей произошло большое смущение, вызванное громкими обвинениями насельников Бостонского Преображенского мужского монастыря во главе с архимандритом в адрес священноначалия, которое якобы было подвержено «ереси экуменизма ». В то время архимандрит Амвросий заявил о своём несогласии с внутрицерковной политикой, проводимой первоиерархом митрополитом Виталием (Устиновым) , и о выходе Французской Православной Миссии из канонического подчинения Синоду Русской Зарубежной Церкви. Одной из побуждающих причин ухода архимандрита Амвросия было его недовольство правящим архиереем Западно-Европейской епархии архиепископом Антонием (Бартошевичем). Испытывая большие симпатии к греческим раскольникам-старокалендаристам, начальник Французской Православной Миссии обвинил своего правящего архиерея в недоверии греческим «собратьям», а также в потворстве открытию на территории епархии церковных приходов, совершающих богослужения по новому календарному стилю. Архимандрита Амвросия также смущало то, что архиепископ Антоний был единственным иерархом РПЦЗ, не подписавшимся в 1969 году под синодальным постановлением о признании действительности иерархии старостильного «флоринитского» Синода Церкви Истинных Православных Христиан (ИПХ) Греции . На момент выхода из юрисдикции РПЦЗ Французская Миссия во главе с архимандритом Амвросием объединяла около 30 небольших приходов .

Сначала группа перешла под омофор архиепископа афинского Хризостома II , но, будучи шокирована монастырем этой юрисдикции в , Франция, перешла в подчинение архиепископа афинского Авксентия (Пастраса) . Этим они вступили в общение с окормляющимся у него бостонским синодом .

Во второй половине 1980-х годов «Французской миссией» были основаны церковный приход западного обряда в Великобритании и братство имени святого Григория Паламы, целью которого было свидетельство западному христианству о православии и противостояние экуменизму . В 1988 году Французская православная миссия была преобразована во Французский Экзархат Авксентьевского синода . В 1988—1995 годы на должности Экзарха пребывал клирик бывшей Французской миссии иерей Патрикий Рансон. Начиная с 1986 года для Французского экзархата регулярно совершались хиротонии священнослужителей, проводимые первоиерархом Авксентьевского синода церкви ИПХ Греции архиепископом Афинским Авксентием (Пастрасом). В 1989 году для французских приходов «авксентьевцы» рукоположили Фотия (Терещенко) во епископа Лугундского и Галльского .

Скончался 14 января 1992 года в парижской больнице .

Труды

  • Приложение II Некоторые недавние православные отклики на обсуждение вопроса о загробной жизни // Серафим (Роуз) , иером. Душа после смерти : Современ. «посмерт.» опыты в свете учения Православ. Церкви : (С прил. рассказа блаж. Федоры о мытарствах) : Пер. с англ. / Иеромонах Серафим (Роуз). — М. : Информ. изд. фирма «МАКАО И К&О», 1991. — 247 с. — ISBN 5-86644-002-4
  • Житие на Св. Нектарий Егински: Биогр. очерк / Амвросий Фонтрие, Прев. от гр. ез. Иван Ж. Димитров. — София: Иори 92, 1995 — 59 с.
  • — М.: Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1998

Примечания

  1. Ambroise Fontrier //
  2. . Дата обращения: 30 августа 2014. 21 декабря 2014 года.
  3. Кузнецов В. А. Русское православное зарубежное монашество в XX веке: Биографический справочник. — Екатеринбург: Барракуда, 2014. — 442 с. — С. 38.
  4. Кострюков А. А. от 18 декабря 2018 на Wayback Machine // Вестник ПСТГУ . Серия II: История. История Русской Православной Церкви. — 2016. — Вып. 2 (69). — С. 80—98.
  5. Слесарев А. В. от 13 сентября 2014 на Wayback Machine // Минские епархиальные ведомости. — 2008. — № 2 (85). — С. 68-72
  6. , с. 229.
  7. , с. 228—229.
  8. Цитата из от 27 октября 2020 на Wayback Machine // ЖЖ-блог протоиерея Вениамина Жукова, запись от 3 сентября 2011 года
  9. «Список архиереев, священнослужителей и приходов Русской Зарубежной Церкви с их адресами. 1982 г.», Православная жизнь, Джорданвиль, 1982
  10. , с. 229—230.
  11. , с. 194.
  12. . Дата обращения: 22 июня 2018. 22 июня 2018 года.
  13. , с. 230.
  14. , с. 231.

Литература

  • Слесарев А. В. . — М. : Изд-во Крутицкого подворья. Общество любителей церковной истории, 2009. — 562 с.
Источник —

Same as Амвросий (Фонтрие)