Хэмптон-корт
- 1 year ago
- 0
- 0
Ла́йонел Хэ́мптон (полное имя Лайонел Лео Хэмптон ( англ. Lionel Leo Hampton); 20 апреля 1908 (1908-04-20) , Луисвилл , штат Кентукки , США — 31 августа 2002 , Нью-Йорк , США) — джазовый вибрафонист, бэнд-лидер , певец, актёр и шоумен.
Лайонел Хэмптон родился в Луисвилле, штат Кентукки, и был воспитан бабушкой. Вскоре после его рождения они с матерью переехали в её родной город Бирмингем (штат Алабама) . Раннее детство он провёл в Кеноша, штат Висконсин , а в 1916 году семья переехала в Чикаго , штат Иллинойс . В 1920-х годах Хэмптон брал уроки игры на ксилофоне и начал играть на барабанах, позднее — флейте и ударных в академии Holy Rosary недалеко от Чикаго.
Ударные инструменты Лайонел Хэмптон осваивал в школе, затем в юношеском военном оркестре перешёл на литавры и маримбу . Купить инструменты, а также необходимую для музыканта одежду помог дядя — бутлегер Ричард Морган (став позднее шофером блюзовой певицы Бесси Смит , он будет обвинён в её гибели) . Будучи подростком, Лайонел начал профессиональную карьеру с игры на ударных в чикагском ансамбле Chicago Defender Newboys' Band. В 1927 или 1928 году он переехал в Калифорнию , где стал играть на ударных инструментах в ансамбле Dixieland Blues-Blowers. Первую свою запись он сделал с группой The Quality Serenaders под руководством Пола Ховарда. Затем Лайонел уехал в Калвер-Сити, где играл на ударных в группе Леса Хайта Sebastian’s Cotton Club. Тогда же он начал практиковаться в игре на вибрафоне . Есть мнение, что именно Лайонел Хэмптон сделал, за время своей карьеры, этот инструмент популярным, как никогда ранее .
В период работы в группе Леса Хайта, Хэмптон выступал также с оркестром Ната Шилкрета. В начале 1930-х годов он учился музыке в университете Северной Калифорнии и в 1934 возглавлял собственный оркестр. В 1936 году он появился в фильме Pennies From Heaven вместе с Бингом Кроссби и Луи Армстронгом .
В ноябре 1936 года, когда Бенни Гудмен приехал со своим оркестром в Лос-Анджелес , продюсер Джон Хэммонд привёл его на выступление Хэмптона. Гудмэн пригласил Лайонела вступить в его трио, которое в результате преобразовалось в квартет, состоящий из Гудмена, Хэмптона, Тедди Уилсона (фортепиано) и Джина Крупа (ударные) . Квартет стал ведущим во времена доминирования биг-бэндов и, кроме того, стал одним из первых расово-смешанных джазовых коллективов, выступавших для широкой аудитории.
Когда Хэмптон работал с Гудменом в Нью-Йорке, он также записывался с различными небольшими группами, известными как The Lionel Hampton Orchestra. В 1940 году Хэмптон покинул оркестр Гудмена, чтобы создать свой собственный биг-бэнд, который был популярным в 1940-х — начале 1950-х годов. В тот период оркестр Хэмптона играл джаз и ритм-энд-блюз , и записывался для фирмы грамзаписи « Декка ». В 1942 оркестр записал классическую версию «Flying Home», где соло на саксофоне исполнил . Запись стала популярной, и в 1944 году они записали продолжение «Flying Home, Number Two» совместно с . С оркестром играли исполнители, позже ставшие знаменитыми: композитор и басист Чарльз Мингус , саксофонист , гитарист Вэс Монтгомери , вокалистка Дайна Вашингтон, клавишник Милт Бакнер, а также Диззи Гиллеспи , , , Снуки Янг, тромбонист Джимми Клевеленд, саксофонисты и .
Гитарист Билли Мэккел присоединился к Хэмптону в 1944 и с тех пор выступал и записывался с ним до конца 1970-х . В 1947 была записана песня «Stardust» совместно с Чарли Шейверсом и Слэмом Стюартом (продюсер Джин Норман). В 1953 году начались европейские гастроли оркестра в составе: Клиффорд Браун , Гиги Груйс, Энтони Ортега, Монк Монтгомери, Джордж Вэллингтон, Арт Аэрмер, Куинси Джонс и певица . В 40-х и 50-х Хэмптон также продолжал записываться с малыми составами и джем-сессиями, вместе с Оскаром Питерсоном , Артом Тэтумом , и другими . В 1955 году, работая в Калифорнии над книгой «История Бенни Гудмена», он сделал записи для со Стэном Гетцом и Артом Тэтумом, а также со своим биг-бэндом.
Хэмптон записывался с Луи Армстронгом и с итальянской певицей Лорой Сэинт Пол в 1968 году на музыкальном фестивале в Сан-Ремо Италии . В том же году Папа Римский Павел VI пригласил Хэмптона для выступления и вручил ему медаль.
Оркестр воплотил первую фазу карьеры Хэмптона как учителя, открыв такие таланты, как Иллинойс Джеккет, Кэт Андерсон, Декстер Гордон , , Клиффорд Браун, Фэтс Наварро , Кларк Терри , Куинси Джонс, Чальз Мингус, Уэс Монтгомери, а также певцов Джо Уильямса, Дину Вашингтон , Бетти Картер и Арету Франклин . В состав в разное время также входили Джо Ньюман, Ли Янг , Арнетт Кобб, Милт Бакнер, Эрл Бостик, Джонни Гриффин, Джо Уайлдер, Бенни Бэйли, Эл Грей , Джимми Кливленд, Джиджи Грайс, Джордж Уоллингтон, Энни Росс, Эрни Ройял, Джек МакВи, Ирвинг Эшби.
Как композитор и аранжировщик, Хэмптон отметился в более чем 200 композиций, включая джазовые стандарты «Flying Home», «Evil Gal Blues» и «Midnight Sun». Он также написал симфонические работы: «King David Suite» и «Blues Suite».
В 60-х годах группы Хэмптона переживали упадок, всё ещё исполняя то, что имело успех в 40-х и 50-х , но уже не приносило столько денег, как раньше. Не лучше шли дела и в 70-х , хотя он ещё продолжал записываться на «Who’s Who Record Label» .
Начиная с 1984 года Хэмптон играл в университете Айдахо на ежегодном джазовом фестивале, который позже назовут «Джазовый фестиваль Лайонела Хэмптона». В 1987 году музыкальный факультет университета Айдахо был назван в честь Хэмптона, это был первый факультет университета, получивший имя джазового музыканта. Хэмптон продолжал музыкальные выступления до инсульта, который произошёл в Париже в 1991 году. Это, вместе с хроническим артритом , заставило его резко сократить выступления. Тем не менее он смог выступить в Смитсоновском национальном музее американской истории в 2001 году незадолго до смерти .
В 1936 году Лайонел Хэмптон женился на Глэдис Риддл (ок. 1910—1971). Глэдис была бизнес-менеджером Лайонела на протяжении большей части его карьеры. Многие музыканты вспоминали, что Лайонел стремился к музыке, а Глэдис — к бизнесу. В 50-е годы Хэмптон интересовался иудаизмом и отправил много денег в помощь Израилю . В 1953 году он написал сюиту «Царь Дэвид» и исполнил её в Израиле с « ». Позже он стал приверженцем доктрины « Христианская наука » .
Хэмптон отличался любовью к щенкам, у него их было более тридцати. В январе 1997 его квартира загорелась, в огне пострадали его награды и личные вещи, но сам Хэмптон остался невредим .
Лайонел Хэмптон умер от сердечной недостаточности 31 августа 2002 года в больнице Маунт-Синай в Нью-Йорке и был похоронен на кладбище Вудлон в Бронксе , Нью-Йорк. Его похороны состоялись 7 сентября 2002 года и сопровождались выступлением Уинтона Марсалиса и оркестра Дэвида Оствальда в церкви Риверсайд в Манхэттене ; процессия началась в Cotton Club в Гарлеме .
За карьеру, измеряемую шестью десятилетиями, Хэмптон играл почти со всеми гениями джаза: от Бенни Гудмена до Луи Армстронга , и от Чарли Паркера до Куинси Джонса .
Знаменитый Куинси Джонс , много раз становившийся лауреатом « Грэмми », продюсер и композитор, сказал, что Хэмптон был его наставником более пятидесяти лет. За свою карьеру Хэмптон играл в Белом доме для всех президентов, от Трумена до Клинтона . Когда он играл для Трумена, это был первый чёрный оркестр, который когда-либо развлекал публику в Белом доме. В 1997 г. Хэмптон получил Национальную медаль искусств, которую награждённый нацепил на взятый напрокат костюм, потому что вся его одежда, включая носки и ботинки, а также инструменты и многие памятные вещи, сгорели при пожаре двумя днями ранее.
Хэмптон был глубоко вовлечён в различные благотворительные проекты и создал строительную компанию «Lionel Hampton Development» . Корпорация начала работать в Гарлеме, Нью-Йорк в 1960-х годах при помощи, оказанной Республиканской партией США и губернатором от этой партии Нельсоном Рокфеллером , ею были построены жилые комплексы и центры музыкального образования для детей из малоимущих негритянских семей. В 1988 году Хэмптон основал Центр исполнительских искусств в штате Айдахо и стал художественным руководителей джаз-фестиваля в маленьком городе Москоу.
Хэмптон был убеждённым республиканцем и много раз был членом национальных съездов республиканской партии . На протяжении нескольких лет он был вице-президентом республиканского комитета округа Нью-Йорк, а также членом комиссии по правам человека. . За свою жизнь Хэмптон пожертвовал Республиканской партии почти 300 тысяч долларов .
|
Альбом | Лейбл |
---|---|---|
1937—39 | Benny Goodman - The Complete RCA Victor Small Group Recordings | RCA Records |
1937—39 | Hot Mallets, Vol. 1 | |
1937—39 | The Jumpin Five, Vol. 2 | Bluebird Records |
1938 | Columbia Records | |
1939—40 | Tempo and Swing | Bluebird Records |
1944 | Star Dust | Verve Records |
1947 | with the Just Jazz All Stars | GNP Crescendo/Vogue 78s/London Records 1972 transfer |
1953—54 | The Lionel Hampton Quintet | Verve Records |
1955 | Hamp and Getz | Verve Records |
1958 | The Golden Vibes | Columbia Records |
1958 | Lionel | Audio Fidelity |
1959 | Hamp`s Big Band | Audio Fidelity AFSD 5913 |
1960 | Silver Vibes | Columbia Records |
1963 | Benny Goodman Together Again! | Columbia Records |
1963 | Impulse! Records | |
1972 | Please Sunrise | Brunswick Record Corporation |
1982 | Outrageous | Glad-Hamps G.H.S.1022 |
1988 | Mostly Blues | Jazz Heritage Society |
1991 | Live at the Blue Note | Columbia Records |
Год | Альбом | Лейбл |
---|---|---|
37—40 | Swing Classics — Lionel Hampton and His Jazz Groups | RCA Victor LPM-2318 |
39—56 | Greatest Hits | RCA Victor |
42—63 | Hamp! | / Decca |
37—63 | The Lionel Hampton Story | Proper |
Год | Фильм | Роль | Режиссёр | Жанр |
---|---|---|---|---|
1933 | Girl Without A Room | Лайонел Хэмптон | Ralph Murphy | Комедия |
1936 | Pennies From Heaven | Лайонел Хэмптон | Комедия/ Музыкальный фильм | |
1937 | Hollywood Hotel | Лайонел Хэмптон | Музыкальный фильм/ Романс | |
1938 | For Auld Lang Syne | Лайонел Хэмптон | ? | Документальный фильм |
1948 | A Song Is Born | Лайонел Хэмптон | Howard Hawks | Comedy/Musical |
1949 | Lionel Hampton and His Orchestra | Лайонел Хэмптон | Will Cowan | Music |
1955 | Musik, Musik and nur Musik | Лайонел Хэмптон | Ernst Matray | Комедия |
1955 | The Benny Goodman Story | Лайонел Хэмптон | Драма | |
1957 | Mister Rock and Roll | Лайонел Хэмптон | Драма/Музыкальный фильм | |
1980 | But Then She’s Betty Carter | Лайонел Хэмптон | Michelle Parkerson | Документальный фильм |